Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 18:27, контрольная работа
От архитектурных сооружений Древнего Египта осталось очень много — и практически ничего. Очень много — потому что в стране были крупные запасы хорошего строительного камня, и египтяне превосходно научились обрабатывать его. Очень мало — потому что из камня они возводили лишь сооружения, имевшие какое-то отношение к вечности. Большая часть жилых и хозяйственных построек, то, без чего немыслимо воссоздать историю всей цивилизации Кеми, а не только историю ее искусства и религии, возводилось из недолговечных сырцовых кирпичей.
Начиная с 11
в. до н. э. Египетское
В течение 11 и половины 10 в. до н. э. севером Египта правили фараоны так называемой XXI династии, сохранившие своей столицей Танис и находившиеся в родстве с фиванскими жрецами Амона, управлявшими югом страны. В середине 10 в. произошло объединение Египта под властью ливийской
(XXII) династии. В конце
8 в. Египет был покорен
Однако владычество
эфиопов в Египте не было
долгим, так как последнему угрожал
новый, сильнейший завоеватель
– Ассирия. Борьбу против
Египетское искусство
11 – 8 вв. до н. э. представляло
собой сложную картину. Во
Строительство, вновь развернувшееся во время правления саисского фараона Псамтика I, было сосредоточено преимущественно в новой столице,
Саисе, где был заново сооружен большой храм главной богине Саиса – Нейт, в котором устраивались теперь и царские погребения. Но эти постройки не сохранились. О масштабах и высоком качестве убранства этого храма свидетельствует уцелевший гигантский наос из цельного куска гранита высотой около 25 м и весом в 300 тонн, с великолепно отполированной поверхностью.
Скульптура Древнего Египта
Скульптура Древнего
Египта — одна из наиболее самобытных
и строго канонически разработанных
областей искусства Древнего Египта.
Скульптура создавалась и развивалась,
чтобы представить
Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена. В традиционных статуях сидящих писцов столь же часто обнаруживается сходство с формой пирамиды (кубическая статуя).
Существовал очень строгий канон[1] создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях. Существовали определенные правила изображения египетских богов: так, бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавалась по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.
1 Скульптура Раннего Царства
2 Скульптура Древнего Царства
3 Скульптура Среднего Царства
4 Скульптура Нового Царства
4.1 Амарнский период
5 Скульптура Позднего Царства
Скульптура Раннего Царства
Скульптура
К списку хеб-седных памятников принадлежит статуя фараона Хасехема, представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов: фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована. Здесь уже выявлены основные черты стиля — монументальность формы, фронтальность композиции. Неподвижна поза статуи, вписывающейся в прямоугольный блок трона, в очертаниях фигуры преобладают прямые линии. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени, являясь характерным стилистическим признаком портретов Раннего царства. К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост Додинастический период (Древний Египет)|додинастического периода]] уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела.
Новые черты появились
и в рельефах. Если в предшествующую
эпоху мастера обычно предпочитали
многофигурные композиции, то теперь
они стремились к лаконичной форме
выражения. Чем больше в изображениях
отброшено второстепенных, частных
признаков, тем сильнее выступает
главное и существенное в образе,
приобретающем многозначный смысл,
возводящий его в категорию символа.
Наглядный пример тому дает знаменитая
стела из Абидоса царя I династии
Джета. Здесь художник нашел простые и
емкие по значению изобразительные средства.
Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается
в прямоугольное поле над условным воспроизведением
дворцового фасада «серех», который символизировал
земную обитель фараона и служил жилищем
божеству, воплощённому в облике царствующего
правителя.
Строгое вертикальное членение фасада, аналогичное архитектурным сооружениям, контрастирует в стеле Джета с гибким телом змеи. Изображение сокола Гора, входившее в состав имени фараонов нулевой династии и Раннего Царства, являлось образцом каллиграфического написания соответствующего иероглифического знака.
В композиции можно
заметить смещение изображений влево
относительно рамки стелы и центральной
вертикальной оси. Этот прием основан
на ритмическом равновесии пропорций
«золотого сечения»[2].
Скульптура Древнего Царства
От эпохи Древнего
Царства сохранилось много
Статуарные композиции в Древнем Царстве строго следовали определённому количеству канонизированных типов. Особенное распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой, сидящие на троне или коленопреклонённые. Широко применялся канонический тип статуи писца. В связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, а также тщательное декоративное оформление статуй, которые, несмотря на каноническую композицию, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет — живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки; царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера, известной под названием «Сельский староста»). В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки, изображавшие работающих людей. Здесь канон соблюдён менее строго, хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в положении фигуры.
Рельефы в эту
эпоху не ограничиваются сферой малых
форм. В них появляется сюжетная
повествовательность, особенно характерная
для ритуальных изображений в
гробницах. Постепенно складывается строгая
система их размещения: у входа
в храм или в гробницу помещаются
фигуры двух божеств или владельца
гробницы во весь рост. Далее вдоль
стен коридоров следуют изображения
носителей даров, сюжетно направленные
к средней нише с ложным входом.
Над нишей дверного проема обычно
располагалось изображение
плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Рельефные композиции дополнялись росписью[2].
Скульптура Среднего Царства
Значительные
изменения в скульптуре
Со временем меняется
и иконография царей. Ко времени
XII династии идея божественной могущественности
фараона уступает место в изображениях
настойчивым попыткам передать человеческую
индивидуальность. Расцвет скульптуры
с официальной тематикой
Искусство Среднего
Царства — эпоха расцвета пластики
малых форм, связанных в большинстве
своём по-прежнему с погребальным
культом и его обрядами (плавание
на ладье, принесение жертвенных даров
и др.). Статуэтки вырезались из дерева,
покрывались грунтом и
Скульптура Нового Царства
Искусство Нового Царства отличается значительным развитием монументальной скульптуры, назначение которой теперь часто выходит за пределы сферы погребального культа. В фиванской скульптуре Нового Царства появляются черты, не свойственные доселе не только официальному, но и светскому искусству. Индивидуальность отличает портретные изображения Хатшепсут.
В искусстве Нового Царства появляется скульптурный групповой портрет, в особенности изображения супружеской четы.
Новые качества приобретает искусство рельефа. На эту художественную область оказывают заметное влияние некоторые жанры литературы, получившие в эпоху Нового Царства широкое распространение: гимны, военные летописи, любовная лирика. Нередко тексты, выдержанные в этих жанрах, соединяются с рельефными композициями в храмах и гробницах. В рельефах фиванских храмов налицо усиление декоративности, свободное варьирование техник барельефа и высокого рельефа в сочетании с красочными росписями. Таков портрет Амехотепа III из гробницы Хаемхета, сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским произведением. Рельефы по-прежнему располагаются по регистрам, позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной протяженности[3].
Амарнский период
Искусство Амарнского периода отличается замечательным своеобразием, которое вытекает прежде всего из характера нового мировоззрения. Самым необычным фактом является отказ от строго идеализированного, сакрального понимания образа фараона. Новый стиль нашел отражение даже в колоссах Аменхотепа IV, установленных в храме Атона в Карнаке. В этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, но и новое понимание портретности, которое теперь требовало достоверной передачи внешнего облика фараона вплоть до характерных особенностей строения тела. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, поэтому особым смыслом наполняется слово «маат» — истина. Изображения Эхнатона — любопытный пример сочетания достоверности с требованием предельной обобщенности и нормативности, свойственными египетскому искусству. Форма головы фараона, необычайно удлиненный овал лица, тонкие руки и узкий подбородок — все эти черты бережно сохранены и отражены в новой традиции, но при этом все изобразительные приемы были закреплены на специальных образцах — скульптурных моделях.