Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:36, реферат
Древнерусская архитектура –это сказка. Только сказка о том, что было. Было на самом деле. Если дать возможность говорить камням Софии Новгородской, думается, они бы многое могли порассказать. А если серьезно, то зодчество древней Руси–это большой и очень интересный том в энциклопедии истории русского искусства. Эта страница нашего прошлого дала толчок многому, что было написано на последующих страницах, и, надеюсь, окажет влияние на то, что будет написано.
1. Введение.
2. Краткий экскурс в историю.
3. Архитектура Киева.
4. Архитектура Древнего Новгорода.
5. Архитектура Владимира.
6. Заключение.
7. Иллюстрации.
8. Список использованной литературы.
Министерство общего
и профессионального
Удмуртский Государственный
Университет
Факультет романо-германской филологии
Кафедра истории культуры
Архитектура Древнего Новгорода, Киева,
Владимира.
Выполнил: студент группы 414
Безносов Владимир
Проверил: Курочкин Михаил
Валентинович
Ижевск 1997
Содержание:
1. Введение.
2. Краткий экскурс в историю.
3. Архитектура Киева.
4. Архитектура Древнего Новгорода.
5. Архитектура Владимира.
6. Заключение.
7. Иллюстрации.
8. Список использованной литературы.
I. Введение.
Архитектура – это
застывшая музыка.
Из сокровищницы мировой мудрости.
Знать свою культуру, свои корни необходимо. Сей постулат, надеюсь, не нужно доказывать. Достаточно заметить– и, скорее всего, это будет верно (хотя и не ново) –что без прошлого нет будущего, нет развития, как отдельного человека, так и всего общества.
Несколько слов о самом понятии “культура”. В переводе с латыни “ cultura” –то, что выращивается или собирается, накапливается кем-либо. В нашем случае это означает совокупность духовных ценностей, накопленных человечеством в процессе своего развития.
Никто не станет отрицать, что культура –это прекрасно. А откуда в человеке берется чувство прекрасного? Что побуждает человека творить именно так, а не иначе? Что… Стоп. Слишком много вопросов, на которые никто не сможет дать ответ.
На момент принятия
христианства Русь уже знала литье,
деревянную скульптуру, чеканку; русские“златокузнецы”уже
тогда были известны всему миру. Архитектура
также существовала, но на какой стадии
развития она находилась, теперь говорить
сложно, ибо до нас не дошло ни одного памятника
дохристианской эпохи: что-то было уничтожено
временем, а основная часть– людьми. Христианами
ревностно разрушалось все, что напоминало
о многобожии. Архитектурные сооружения
раннехристианской Руси были по преимуществу
деревянными. Объяснялось это, во-первых,
дохристианскими строительными традициями,
а во-вторых, тем, что этот материал был
наиболее дешев и по многочисленным водным
артериям удобно доставлялся в нужное
место. Из камня строились в основном большие
городские соборы, такие, как два храма
святой Софии Премудрости–киевский и
новгородский. Но о них речь впереди, а
пока заметим, что с начала XII века камень
начинает применяться все чаще, появляются
свои традиции кладки, отличающие каждый
город. Стоит также отметить, что светская
архитектура в XI XVI веках отодвигается
куда-то на второй план, на первый же план
выходит архитектура храмовая, о которой
мы сейчас и поговорим.
Но прежде – краткий экскурс в историю…
II. Краткий экскурс в историю.
X век –век становления
Русского государства, век
Следующий век, век
XI, был богат на события. Строительство
обеих Софий –киевской и
Век четырнадцатый
–век возвышения Москвы и начала объединения
Руси вокруг нее. Век подъема национального
духа. Характеризуется некоторыми типовыми
изменениями в храмовой архитектуре.
Век начала становления великой
России.
III. Архитектура Киева
X – XII веков.
КИЕВ… ГОРОД ВЕЧНОЙ ЮНОСТИ… Город, славная история которого насчитывает полторы тысячи лет. “…вся честь и слава и величество и глава всем землям русскиим – Киев” - так с гордостью начертал неизвестный летописец. Знаменитая София Киевская…Где-то за порогом шумит двадцатый век, а здесь…Здесь все дышит святостью так же, как девятьсот лет назад. Построена она, равно как и Золотые ворота, в княжение Ярослава Мудрого. В первой половине одиннадцатого века он расширяет границы древнего Киева и возводит величественный ансамбль каменных зданий. В“Повести временных лет” под 1037 годом об этом сказано так: “Заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Златыя врата; заложи же и церковь святыя Софья, митрополью, и посемь церковь на Златых вратах камену святыя Богородица благовещенье; посемь святого Георгия манастырь и святыя Орины”.
Созданная в далеком
одиннадцатом веке София Киевская во
все времена восхищала и
Последние перестройки
XVII- XVIII веков в корне изменили
здание и придали этому памятнику
архитектуры вид, в котором он
предстает перед нами сейчас. Но
под поздними барочными наслоениями
сохранились конструкции
Своеобразную живописность внешнему облику собора придавала кладка стен –ряды темно-красного бутового камня, прослойки тонкого плоского кирпича (плинфы) на розовом цемяночном растворе.
Внутри собора в основном сохранились архитектурные формы одиннадцатого века. Это–стены основного ядра здания, двенадцать крещатых столбов, делящих внутреннее пространство на пять нефов, столбы и арки галерей, а также тринадцать куполов со световыми барабанами. Главный купол, поставленный на пересечении продольного и поперечного нефов, освещает центральное подкупольное пространство. В восемнадцатом веке над одноэтажными галереями были надстроены вторые этажи с куполами и заложены открытые арки. Внутри были растесаны окна в стенах собора, на месте древнего входа сделана большая арка. Не сохранились западная двухъярусная тройная аркада в центральной подкупольной части (аналогичная южной и северной ) и древние хоры над нею. Поэтому центральное подкупольное пространство, имевшее в древности форму равноконечного креста, в западной части изменило первоначальный вид.
Особую ценность
представляют настенные росписи
Софии Киевской одиннадцатого века–260
квадратных метров мозаик, набранных
из кубиков разноцветной смальты, и
около 3000 квадратных метров фресок, выполненных
водяными красками по сырой штукатурке.
Сохранившиеся мозаики и
Надвратная церковь восстановлена в виде трехнефного четырехстолпного храма одноглавого храма, апсиды которого устроены в толще стены и не выступают из фасада. В архитектурном декоре фасадов использованы орнаменты из кирпича, характерные для древнерусских построек этого периода– меандровый фриз, поребрик и другие. Над хорами находятся кувшины–голосники для улучшения акустики. Полы храма украшены мозаикой, рисунок которой выполнен по мотивам древних полов Софии Киевской. На стенах храма, как и в Софийском соборе, имеются надписи-граффити.
Кирилловская церковь была построена в середине двенадцатого века на далекой окраине древнего Киева–Дорогожичах. Отсюда основатель церкви черниговский князь Всеволод Ольгович взял штурмом Киев в 1139 году. Для представителей династии Ольговичей храм служил загородной резиденцией и фамильной усыпальницей. В 1194 году здесь был похоронен герой древнерусской поэмы“ Слово о полку Игореве” киевский князь Святослав. Архитектура Кирилловской церкви хорошо сохранилась с двенадцатого века. Перестройки XVII-XVIII веков выразились в основном в перекладке части сводов, достройке четырех боковых куполов, возведении пышного фронтона над входом, оформлении окон и порталов лепным декором. Древние архитектурные формы четко читаются под этими достройками.
Это было трехнефное
трехапсидное шестистолпное однокупольное
здание, вытянутое по оси запад–восток.
Его размеры 31* 18, 4 метра, высота 28 метров.
Древнее закомарное покрытие не уцелело.
Декор фасадов состоял из аркатурного
пояска в верхней части стен, барабана
и легких полуколонок на барабане и апсидах.
Стены снаружи, по-видимому, были оштукатурены,
откосы окон и порталов украшали фресковые
росписи. Сложено здание в технике порядовой,
т. е. “полосатой” кладки на известняково-цемяночном
растворе. Центральное подкупольное пространство
храма – высокое, свободное, хорошо освещенное,
с хорами в западной части –контрастировало
с остальными помещениями: полутемным
нартексом с нишами-аркосолиями для гробниц,
крещальней, узкой лестницей на хоры в
толще северной стены, небольшой молельней
на хорах. Особенностью храма были маленькие
придельные хоры перед южной апсидой,
куда вела лестница в толще стены алтаря.
От древних фресок двенадцатого века,
украшавших все помещения храма, осталось
около 800 квадратных метров росписей, представляющих
собою ценные художественные произведения
периода Древней Руси. Для фресок Кирилловской
церкви характерна выраженная графичность
лиц. Также интересно сочетание крупных
белых, розовых, голубых и оливковых цветовых
пятен в цветовой гамме росписей.
IV. Архитектура Древнего
Новгорода X - XIVвеков.
Информация о работе Архитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира