Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 08:37, реферат
Дошедшие до нас развалины сооружений второго периода удостоверяют, что главную его черту составляло постепенное освобождение греческой архитектуры от чужеземного влияния, претворение элементов, занесённых из Азии и Египта, в формы, соответствующие духу народа и условиям его религиозных воззрений и обрядов.
Архитектура Древней Греции
Основные периоды греческой архитектуры
Архаический период
(XII до н. э. до времён Солона (590 г. до н. э.))
Прошёл в отношении зодчества в выработке основных принципов и форм; однако не сохранилось никаких вещественных памятников этого периода.
Ранне-классический период (590 г. до н. э. — 470 г. до н. э.)
Храм Артемиды в
Эфесе
Дошедшие до нас
развалины сооружений второго периода
удостоверяют, что главную его
черту составляло постепенное освобождение
греческой архитектуры от чужеземного
влияния, претворение элементов, занесённых
из Азии и Египта, в формы, соответствующие
духу народа и условиям его религиозных
воззрений и обрядов.
Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, Зевса в Афинах, Аполлона в Дельфах (одно из самых знаменитых и роскошных святилищ древней Греции) и Афины Паллады на острове Эгине, получивший в новейшее время громкую известность по скульптурным группам, украшавшим его фронтоны и хранящимся ныне в мюнхенской пинакотеке.
Дельфы. Руины храма
Аполлона.
Гораздо многочисленнее древнедорические храмы в Сицилии и Южной Италии, где в эту пору существовали богатые греческие колонии. В Сицилии насчитывается свыше 20-ти колоссальных памятников этого рода, а именно в Селинунте, Джирдженти (Агригент); Сиракузах и Эджесте (Сегесте). Храм Посейдона в Пестуме близ Амальфи — одно из наиболее уцелевших и изящных сооружений рассматриваемой эпохи; к ней относятся в той же местности остатки храма Деметры и так называемая Базилика. Наконец, к этой эпохе должен быть причислен храм Артемиды в Эфесе, считавшийся одним из чудес света, сожжённый Геростратом, возобновлённый при Александре Македонском и исследованный английским археологом Вудом.
Классический период (470 г. до н. э. — 338 г. до н. э.)
Храм Геры в Олимпии
В течение третьего периода, то есть в самую блестящую пору греческого искусства, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; тогда как в Сицилии, где архитектура продолжает вращаться в дорических элементах, строители стараются поражать колоссальностью сооружений. Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки. Храм Тезея в Афинах, воздвигнутый в начале третьего периода, составляет одно из замечательнейших произведений доризма, смягчившегося в Аттике. Почти одновременно с ним явились ещё два памятника, гармоничностью своих пропорций обличающие в их исполнении аттическое понимание ионического стиля, а именно маленький храм в Илиссе (теперь разрушенный) и храм Неокрыленной Победы при входе в афинский акрополь. Кипучей строительной деятельностью было ознаменовано в Афинах правление Перикла. При нём на месте древних святилищ акрополя, уничтоженных персами, вырос прежде всего великолепный храм богини Афины — покровительницы города, Парфенон, воздвигнутый архитекторами Иктином и Калликратом и обильно украшенный скульптурными работами Фидия и его учеников.
Храм Зевса в
Олимпии
Постройка этого
храма ещё не была окончена, когда
началось сооружение т. наз. Пропилеев
— торжественных ворот
Период Эллинизма
(338 г. до н. э. — 180 г. до н. э.)
В течение четвёртого
периода греческого искусства архитектура
уже не обладала чистотой вкуса предшествовавшей
эпохи. Под влиянием чувственности
и изнеженности Востока, проникших
в Элладу, художники заботятся
главным образом о пышности и
эффектности своих сооружений; повсюду
господствует пристрастие к коринфскому
стилю; строятся здания гражданского характера
— театры, дворцы и пр. Переход
от прежнего направления к новому
выражает собой храм Крылатой Афины,
построенный скульптором
Период Римского
владычества
После того, как Греция подпала под власть Рима, архитектурная деятельность почти совершенно прекратилась в ней самой; но её художники, хлынувшие в вечный город, перенесли в него традиции своего отечественного искусства и много способствовали облагорожению римского зодчества, хотя и должны были приноравливаться к напыщенному вкусу народа-победителя. Вообще в последний период своей истории греческая архитектура уже сливается с историей римского искусства.
Общий вид Акрополя
(фото)
Древнегреческие храмы
Важнейшей задачей
архитектуры у греков, как и
всякого вообще народа, было храмоздательство.
Оно породило и выработало художественные
формы, которые перешли потом
к сооружениям всякого рода. Во
все продолжение исторической жизни
Греции её храмы постоянно сохраняли
один и тот же основной тип, впоследствии
усвоенный и римлянами. Греческие
храмы нисколько не походили на храмы
Египта и Востока: это были не колоссальные,
внушающие религиозный страх
таинственные капища грозных, чудовищных
божеств, а весёлые, приветливые
обиталища человекоподобных богов,
устроенные наподобие жилищ простых
смертных, но только более изящные
и богатые. Если верить Павсанию, первоначально
храмы строились из дерева.
Потом их стали сооружать
из камня, причём, однако, удержались некоторые
элементы и приёмы деревянного зодчества.
Греческий храм представлял из себя
здание в основном умеренных размеров,
стоявшее внутри священной ограды (ι
' ερ?ν) на фундаменте в несколько ступеней
и представлявшее в простейшем своём виде
сходство с продолговатым домом, имеющим
в плане два сложенные вместе квадрата
и двускатную, довольно отлогую крышу;
одна из коротких его сторон не выходила
наружу стеной, которую здесь заменяли
две пилястры по краям и стоящие в пролёте
между ними две (иногда 4, 6 и т. д., но всегда
чётные числом) колонны, несколько отступая
в глубь здания (обыкновенно на ? квадрата),
оно было перегорожено поперечной стеной
с дверью в середине, так что получались
род крыльца или крытых сеней (притвор)
и внутреннее, замкнутое со всех сторон
помещение — святилище, где стояла статуя
божества и куда никто не имел права входить,
кроме жрецов. Подобные здания назывались
«храмом в пилястрах». В некоторых случаях
совершенно такое же крыльцо, как и с переднего
фасада, устраивалось и с противоположной
стороны. Пилястры и колонны сеней подпирали
потолок и крышу, причём последние образовывали
над ними трёхугольный фронтон. Эта простейшая
форма в более обширных и роскошных храмах
усложнялась некоторыми добавочными частями,
отсюда и произошли следующие виды храмов:
«Храм с портиком»,
или «простильный», имеющий впереди
входных сеней портик с колоннами, стоящими
как раз против их пилястр и колонн.
Храм «с двумя
портиками», или «амфипростильный»,
в котором к храму о двух крыльцах пристроено
по портику к тому и другому.
Храм «кругокрылый»,
или «периптерический», состоящий из храма
простильного, или же амфипростильного,
сооружённого на платформе и обнесённого
со всех сторон колоннадой.
Храм «двоякокругокрылый»,
или «диптерический» — такой, в котором
колонны окружают центральное сооружение
не в один, а в два ряда.
Храм «ложнокругокрылый»
или «псевдопериптерический», в котором
опоясывающую здание колоннаду заменяют
полуколонны, выступающие из его стен.
Храм «сложнодвоякокругокрылый»
Стили колонн
Из предыдущего
видно, сколь важную роль
Дорический стиль
Дорический стиль
отличается простотой,
Ионический стиль
Колонны
Колонны
В ионическом архитектурном
стиле все формы легче, нежнее
и грациознее, чем в дорическом.
Колонна стоит не непосредственно
на фундаменте здания, а на четырёхугольном,
довольно широком подножии (стилобанте)
и имеет внизу базу (spira), состоящую из нескольких
круглых валов или «торов» (torus), отделённых
один от другого впалыми желобками, или
«скотиями». Стержень колонны несколько
расширен внизу и утончается по мере приближения
к своей вершине. Ионическая колонна выше
и стройнее дорической и покрыта большим
числом каннелюров (иногда до 24), причём
они врезаны в неё гораздо глубже (представляя
в разрезе иногда ровно полукруг), отделены
друг от друга небольшими гладкими пространствами
и не доходят до самого верха и низа стержня,
оканчиваясь здесь и там закруглением.
Но самая характеристичная часть в ионическом
стиле — капитель колонны. Она состоит
из нижней части (эхина), украшенной так
называемыми «овами», и из лежащей над
ней четырёхугольной массы, сильно выдвигающейся
вперёд и образующей с лицевой и задней
стороны капители по паре завитков, или
«волют». Эта масса имеет вид как бы положенной
на эхин широкой и плоской подушки, концы
которой закручены в спираль и перевязаны
ремешками, обозначенными на боковых сторонах
капители маленькими валиками. Самые волюты
обведены выпуклыми ободками, которые
закручиваются в виде спирали и сходятся
в середине в род круглой пуговицы, так
называемый «глаз». Из углов, образуемых
волютами, выступает на эхине по пучку
цветочных лепестков. Абака представляет
собой тонкую квадратную плиту гораздо
меньшей ширины, чем капитель, украшенную
по краям волноообразными лепестками.
Ионический антаблемент состоит из архитрава,
распадающегося на три горизонтальные
полосы, которые немного выдаются вперёд
одна над другой, и из фриза, на котором
обыкновенно изображались как бы повешенные
черепа жертвенных животных, венки зелени,
гирлянды цветов или же рельефные сцены
мифологического содержания. В последнем
случае фриз назывался «зоофором». Архитрав
отделяется от фриза полочкой, под которой
идёт желобок, орнаментированный зубчиками
или иным образом. Карниз антаблемента,
отделённый от фриза также орнаментированной
полоской, сильно свешивается над ним;
он содержит в своей нижней части довольно
широкий ряд больших зубцов, или «дентикул».
Орнаментированные полоски тянутся между
частями карниза, а также между расчленениями
гезимса на фронтоне.
Ионический стиль, зачатки которого встречаются в искусстве Средней Азии, перешёл оттуда в малоазийские греческие колонии и в самую Элладу, где с течением времени становился все более и более изящным и подвергся многочисленным видоизменениям. Так, в Аттике он получил настолько своеобразный характер, что история архитектуры признает особый «аттический» стиль. Главное его отличие от ионического состоит в большей толщине и массивности волют капители, на которых, кроме двух ободков, сходящихся в глазе волюты, есть ещё третий такой же ободок; другое важное отличие заключается в том, что каннелюры в большинстве случаев не доходят до самой вершины стержня колонны и она украшается узором из пальметок и завитков.