Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:20, контрольная работа
На современном этапе развития общества очень важно не терять связь со своими корнями, всем тем, что создано нашими предками. Причём это касается не только истории как таковой, но и всего культурного наследия в целом. Как известно, архитектура представляет собой неотъемлемую часть культуры русского народа. Кремль, сердце России, является немым свидетелем множества важнейших событий мировой истории.
Введение 3
Кремль 4
Стены и башни кремля 6
Соборная площадь 10
Успенский собор 11
Патриаршие палаты и собор «Двенадцати апостолов» 12
Царь-колокол 13
Царь пушка 14
Государственный кремлевский дворец 14
Резиденция президента РФ 15
Здание правительства 16
Государтсвенная оружейная палата 16
Грановитая палата 17
Большой Кремлевский дворец 18
Красная площадь 18
Мавзолей В.И.Ленина 19
Заключение 20
Список литературы 21
Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Ярославская
государственная
Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук
Контрольная работа
по дисциплине: «Культурология»
на тему: «Архитектурный ансамбль Московского Кремля»
Выполнила: студентка заочного отделения экономического факультета 1 курса
Курочкина Евгения Сергеевна
Проверил: преподаватель Забелина Елена Борисовна
Ярославль 2012
Содержание:
Введение 3
Кремль 4
Стены и башни кремля 6
Соборная площадь 10
Успенский собор 11
Патриаршие палаты и собор «Двенадцати апостолов» 12
Царь-колокол 13
Царь пушка 14
Государственный кремлевский дворец 14
Резиденция президента РФ 15
Здание правительства
Государтсвенная оружейная палата 16
Грановитая палата 17
Большой Кремлевский дворец 18
Красная площадь 18
Мавзолей В.И.Ленина
Заключение 20
Список литературы 21
На современном этапе развития общества очень важно не терять связь со своими корнями, всем тем, что создано нашими предками. Причём это касается не только истории как таковой, но и всего культурного наследия в целом. Как известно, архитектура представляет собой неотъемлемую часть культуры русского народа. Кремль, сердце России, является немым свидетелем множества важнейших событий мировой истории. Кроме чисто исторической ценности, кремлёвский ансамбль – отличный образец искусства своего времени. Эстетика современного Кремля располагает к длительному созерцанию всех бесконечных красот этого великолепного памятника, по сути включающего в себя целый ряд объектов, каждый из которых заслуживает предельно внимательного исследования.
Хотя до меня многие затрагивали
тему моего реферата, я рассматриваю
эту проблему с целью обобщить
и систематизировать
По моему мнению, современная молодёжь уделяет слишком мало внимания своему культурному развитию, поэтому сейчас особенно важно сконцентрироваться на воспитании в школьниках чувства ответственности и патриотизма через призму богатейшей русской культуры, накопленной за многие века отечественной истории. Своей работой я также хочу внести посильный вклад в развитие краеведческого движения. Сначала немного предыстории…
История Кремля тесно связана с историей Москвы, да и не только Москвы, но и Русского государства в целом.
Итак, в 1156 г. на Боровицком холме возводится крепость с восьмиметровым валом и мощной по тем временам деревянной стеной, достигавшей 3 м в высоту и 1200 м в длину. Примерно в таком виде укрепление просуществовало до зимы 1237–38 гг., когда полчища хана Батыя разграбили и сожгли Москву, а вместе с ней и Кремль.
За последующие два с лишним столетия много испытаний выпало на долю Москвы и ее цитадели. Княжеские междуусобицы, иноземные нашествия, бесчисленные пожары, казалось, должны были погубить город. Но Москва выстояла, более того, она стала центром, объединившем русских людей в борьбе за независимость.
Вместе с городом растет и крепнет Кремль. В 1339–1340 гг. при Иване Калите возводятся мощные оборонительные укрепления, а за ними хоромы великого князя, митрополичьи палаты, белокаменные соборы. Москва становится политическим и духовным центром Русь, а Кремль – резиденцией великих князей и митрополитов.
В 1367–1368 гг. князь Дмитрий Донской, опасаясь очередного монголо–татарского нашествия, обносит крепость белокаменными стенами и башнями, расположенными примерно на расстоянии 60 м от прежних дубовых укреплений. Площадь Кремля достигает почти современных размеров.
Куликовская битва (1380) явилась поворотным моментом в истории Московского княжества. Она способствовала освобождению Руси от монголо–татарского ига и образованию централизованного Русского государства. Во второй половине XI в. великий князь всея Руси Иван III Васильевич разворачивает в столице молодой и быстро крепнувшей державы грандиозное строительство. В первую очередь, конечно, перестраивается Кремль. Крупнейшие западноевропейские архитекторы, приглашенные в Москву, разрабатывают проекты реконструкции княжеской и митрополичьей резиденции. В 1485–1495 гг. возводятся существующие и поныне зубчатые кирпичные стены протяженностью более 2 км и высотой от 5 до 19 м, одновременно сооружаются 18 больших и малых башен, строят Успенский собор (1475–1479), Благовещенский собор (1484–1489, Каменный государев дворец с Грановитой палатой (1487–1491), закладывается княжеская усыпальница – Архангельский собор (1505).
К концу XV – началу XVI в. Московский Кремль становится самым значительным фортификационным сооружением в Европе. Причем его башни, соборы, гражданские постройки совершенны не только по своей архитектуре, но и по интерьерам и отделке. В XVII в. кремлевские башни, кроме Никольской, украшаются многоярусными шатрами, выполненными в традициях древнерусского зодчества. Ярко–зеленая черепица, белокаменные грани, золоченые флюгера – все создавало впечатление праздничности, нарядности. Возводятся также гражданские и культовые постройки: Теремной дворец (1635–1635), Потешный дворец (1651–1652), Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов (1642–1656).
Перенос в 1712 г. столицы из Москвы в Петербург сильно отразился на облике бывшей царской резиденции. Обветшали без должного присмотра ее стены и башни, дворцы и терема. Времени усердно помогали пожары, уничтожившие немало уникальных сооружений, и люди, бездумно перестраивавшие древние здания и записывавшие красками поярче работы старых мастеров. Однако в 1773 г. по проекту В. Баженова закладывается Кремлевский дворец (правда, из–за отсутствия средств и по ряду других причин он не был построен), в 1776–1787 гг. М. Казаков строит в Кремле здание Сената (здесь располагался Совет Министров СССР), а в 1806–1812 гг. И. Еготов – здание Оружейной палаты, где она находилась до 1851 г.
Большой урон нанесло кремлю французское нашествие 1812 г. По приказу Наполеона были взорваны Водовзводная и Петровская башни, звонница колокольни «Иван Великий». Повреждения получили Никольская, Боровицкая и Угловая Арсенальная башни. Работы по восстановлению велись в 1816–1819 гг. под руководством архитекторов О. Бове и Ф. Соколова.
В 30–40–х гг. XIX в. меняется планировка территории Кремля – убираются старые обветшалые постройки, на их месте по проекту К. Тона возводится Большой Кремлевский Дворец (1838–1849) и здание Оружейной палаты (1844–1851).
В марте 1918 г. Москва стала столицей Советского государства, а Кремль – резиденцией правительства. После этого начинается восстановительные работы исторических и архитектурных памятников. Реставрируется Никольская башня, пострадавшая в период октябрьских боев 1917 г. от артиллерийского обстрела, расчищается и благоустраивается территория Кремля. Впоследствии по проекту архитектора И. Рерберга в 1932–1934 гг. строится здание Школы красных командиров им. ВЦИК (ныне здание Президиума Верховного Совета). Реконструируются залы Большого Кремлевского дворца.
Стены и башни Кремля, которые стоят и сейчас, были выстроены при великом князе всея Руси Иване III Васильевиче в 1485–1495 гг. Возвели их итальянские архитекторы Антон Фрязин (Антонио Джиларди), Марко Фрязин (Марко Руффо), Петр Фрязин (Пьетро Антонио Солари), Алевиз Фрязин Старый (Алоизио да Каркано). Все эти зодчие, как ни странно, не братья и даже не однофамильцы. Просто на Руси в то время «фрягами» или «фрязинами» называли итальянцев.
Кремлевские башни по своей конфигурации делятся на круглые и четырехугольные. Это не прихоть архитектора, а своеобразный фортификационный прием. Расположенный на Боровицком холме, Кремль в плане имеет неправильный треугольник площадью 27.5 га, с юга омываемый Москвой–рекой, с северо–запада ограничиваемый Александровским садом, а с востока – Красной площадью. По углам треугольника располагались круглые башни – Угловая Арсенальная, Водовзводная и Беклемишевская, которые были наиболее прочными и позволяли вести обстрел вкруговую. В том месте, где к Кремлю подходили важные стратегические дороги, возводились мощные четырехугольные башни с проездными воротами – Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая, Тайницкая, Константино–Еленинская. С наружной стороны их защищали стрельницы. Остальные башни располагались между угловыми и проездными и носили сугубо оборонительный характер. До XVII в. (когда появились шатры) башни заканчивались зубцами, под которыми были машикули – навесные бойницы для ведения ближнего боя. Они сохранились до наших дней почти на всех башнях.
Общая длина кремлевских стен 2235 м, толщина от 3.5 до 6.5 м и высота от 5 до 19 м. От башни к башне можно пройти по боевому ходу шириной 2–4 м, проложенному по верху стены. Снаружи его прикрывают 1045 двурогих зубцов высотой 2–2.5 м и толщиной 65–70 см, изнутри – парапетная стенка
Московский Кремль имеет 20 башен. Самая «старшая» из них Тайницкая (1485), самая «юная» – Царская (1680):
Соборная площадь
Собоpная площадь Кpемля – одна из дpевнейших в Москве. Возникновение ее относят к началу XIV века. На площади возвышаются Успенский, Благовещенский и Аpхангельский собоpы, колокольня Ивана Великого, Гpановитая палата и дpугие памятники pусской аpхитектуpы. В XVIII и XIX веках площадь несколько pаз покpывали плитами из кpепкого песчаника. В начале XX века ее освободили от наpосшего культуpного слоя, а в 30–х годах нашего столетия асфальтиpовали. В 1955 году асфальт сняли и восстановили пpежнее каменное покpытие.
Собоpная площадь была главной
площадью Кpемля. В стаpину на ней
пpоисходили цеpемониальные
Успенский собор стоит на месте построенного Иваном Калитой в 1326–1327 годах первого каменного собора Москвы. Ему, в свою очередь, предшествовали древнейшие московские церкви – деревянная XII века и каменная XIII века. Построил Успенский собор приглашенный Иваном III итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Собор возведен в 1475–1479 годах по образцу Успенского собора XII века в старинном русском городе Владимире. Это подчеркивало преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров русской земли. В течение четырех веков Успенский собор Московского Кремля оставался главным храмом Руси, в нем венчали на царство престолонаследников, оглашали государственные акты, на церковных соборах избирались митрополиты и патриархи, совершали другие торжественные церемонии. Собор служил усыпальницей московских патриархов и митрополитов. Их гробницы стоят вдоль стен. Главный вход в храм расположен со стороны соборной площади. Широкая лестница завершается порталом из трех полукруглых арок. Вход в здание как бы охраняют архангел Михаил и ангел–хранитель; выше в арки вписаны фигуры святых. Над ними – изображение богоматери с младенцем. Эти многоцветные фрески исполнены неизвестными русскими художниками XVII века. Внутри центральная часть собора отделена от алтаря пятиярусным иконостасом XVII века высотой около 16 метров, покрытым в конце XIX века чеканным позолоченным серебром. Иконостас выполнен в 1652–1653 годах живописцами Троице–Сергиева монастыря. В 1682 году иконы пострадали от пожара и были обновлены царскими изографами Кириллом Улановым, Георгием Зиновьевым и Тихоном Филатьевым. На протяжении столетий в Успенском соборе накапливались иконы, созданные русскими живописцами. Самая древняя икона собора – «Святой Георгий» (перед иконостасом). Во время Отечественной войны 1812 года собор был подвергнут опустошению наполеоновскими войсками. Из части серебра, отбитого потом русскими казаками, была выкована люстра, которая висит в центре собора. Древнейший памятник прикладного искусства в соборе – его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века), на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.
Информация о работе Архитектурный ансамбль Московского Кремля