Барокко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 22:23, реферат

Описание

Для него характерны пышность, грандиозность, игра света и тени, сочетание различных форм, материалов и фактур. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали рассматриваться как единое целое. Дворцы и церкви благодаря причудливой пластике фасадов, светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность, словно вливаясь в окружающее пространство. Часто встречались развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, большое число раскреповок, рустованные колонны, пилястры. Купола приобрели сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Святого Петра в Риме.

Содержание

Введение 3
1. Термин «барокко» 4
2. Барокко в мировой архитектуре 5
3. Барокко в России 8
3.1 Московское барокко 9
3.2 Петровское барокко 12
3.3 Елизаветинское барокко 13
Заключение 17
Список литературы 18
Приложения 19

Работа состоит из  1 файл

реферат по культурологии_текст.docx

— 4.66 Мб (Скачать документ)

Суммируя, можно сказать, что в постройках Нарышкиных была как бы подхвачена и нашла свою кульминацию магистральная линия  развития московского барокко, заложенная еще при царевне Софье и  её ближайшем сподвижнике князе  В.В. Голицыне.

Голицынский стиль

Совсем небольшую группу составляют церкви, построенные по заказу князей П.А. и Б.А. Голицыных. Большое участие в строительстве  и оформлении принимали итальянские  мастера, поэтому облик этих зданий достаточно сильно выделяется из классических образцов "московского барокко".  Манифест нового стиля — церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах(1690—1704) — была увенчана не традиционным куполом, а золочёной короной. Другие характерные постройки — Знаменская церковь в Перово (1705) и Никольская церковь в Полтево (1706). Все эти здания в плане не крестово-купольные, а эллиптические, более напоминают ротонды.

 В то же время, как и средневековая русская архитектура, московское барокко оставалось по преимуществу “наружным”. Б. Р. Виппер писал: “Фантазия русского зодчего в эту эпоху гораздо более пленена языком архитектурных масс, чем специфическим ощущением внутреннего пространства”. Отсюда - противоречивость произведений, разнородность их структуры и декоративной оболочки, различные стилистические характеристики наружных форм, тяготеющих к старой традиции, и форм интерьера, где стиль развивался более динамично.

3.2 Петровское барокко

Петровское барокко  возникло в результате совместного  творчества ряда приглашённых Петром I западноевропейских архитекторов, в основном итальянских и французских. В то же время первые здания города не несли стилистической нагрузки — шла затяжная Северная война. Строилась крепость, порт, верфь, а вокруг них на скорую руку возникали казармы, дома для офицеров, торговые ряды, слободы.

Отрезок времени, в течение  которого преобладало петровское барокко, можно примерно датировать 1703-1740 гг. Значительное влияние оказывала немецкая и голландская рациональная, но сдержанная в формах архитектура. Поэтому здания петровского барокко отличались от современного ему итальянского и французского барокко. В этот период в городе строились в основном простые (прямоугольные в плане) и внешне незатейливые здания. Лепнина, колоннады, портики практически не применялись. Иногда элементы архитектурных ордеров лишь обозначались на фасаде, выделенные белым цветом на интенсивном красном, розовом голубом фоне. Фасады часто снабжались фронтонами, пилястрами, волютами, кровли — шпилями и подчеркивались вертикальные и горизонтальные элементы. Внутренние помещения располагались часто анфиладой. Европейские архитекторы привезли с собой также опыт устройства внутреннего водопровода и смывных туалетов.

Фортификационная и  храмовая архитектура отличались простотой  и наивным изяществом (колокольня Петропавловского собора, церковь св. Пантелеймона, Петровские ворота Петропавловской крепости и др.).

Петербург той поры превратился  в город архитектурных экспериментов: наезжали всевозможные гастролеры и  каждый переделывал то, что делали до него. 5 Наиболее известные архитекторы того времени - Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Джиованни  Мария Фонтана, Николо Микетти и Георг Иоганн Маттарнови. Основными архитектурными объектами, сохранившимися до наших дней, являются Петропавловский собор, Летний дворец Петра I, Меншиковский дворец, Кикины палаты, здание Двенадцати коллегий, Александро-Невская лавра, Кунсткамера, Итальянский дворец А.Д. Меншикова в Кронштадте и др.

Частично сохранился и Зимний дворец Петра I у Зимней канавки, однако в конце 18 века он был скрыт зданием Эрмитажного театра.

Не сохранились Троице-Петровский собор, Церковь рождества Богородицы на Невском проспекте (1733—1737), Подзорный дворец, Дворец Петра I в Кронштадте и др.

3.3 Елизаветинское барокко

Своего расцвета барокко  достигло во время правления Елизаветы  Петровны. Тяга к роскоши и устремление  к централизации власти как нельзя лучше соответствовали идеям  западноевропейского барокко, к которому наступивший стиль был значительно ближе петровского барокко. У столичной (двор вернулся в Петербург в 1730 году) знати, осознавшей себя империей, появилось стремление к парадности, пышности, величию. Однако надо сказать, что сама императрица не принимала в строительстве столицы такого деятельного участия, как её отец; этот период называют елизаветинским скорее хронологически. Называется он также высоким, русским, растреллиевским барокко.

 В этот период в столице возводились крупные церкви, соборы, дворцы, усадьбы, архитектуру которых отличали разнообразие декоративного убранства, живописность, пластичность форм. Внутреннюю планировку отличали большие, иногда двухсветные залы и анфилады, широкие парадные лестницы. В интерьерах той поры звучат причудливость, фантастические мотивы, обилие лепных и резных украшений, зеркал, узорчатого паркета.  Элементы архитектурных ордеров рельефно выступали на фасадах и внутренних стенах. На потолках выполнялись живописные плафоны. Осталась и усилилась цветовая гамма барокко в сочетании с белыми ордерными вставками. В церковной архитектуре вновь появились пятиглавые храмы, продолжились традиции русских декоративных убранств, золочёных резных иконостасов.6

Главным мастером той  эпохи был, безусловно, Бартоломео Растрелли. Растрелли творил в те времена, когда в России после петровских реформ развивались города и торговля, наука и искусство, строили многочисленные императорские дворцы, дома для знати, церкви и монастыри. Определенная сдержанность архитектурных форм и рационализм петровского барокко изменяются на богатые и пышные декоративные формы. Никто из архитекторов тех времен не владел такой удивительной фантазией, таким блестящим талантом в создании могучих архитектурных симфоний, где во весь голос звучали золоте, синие, белые, зеленые, красные цвета, композиции колонн, фронтонов, лепных украшений скульптуры, эффекты света и тени, — словом, весь арсенал средств художественной выразительности архитектурного стиля барокко, как Растрелли. Его Петродворец, Зимний дворец и Смольной монастырь в Петербурге, Андреевская церковь в Киеве и некоторые другие сооружения и ансамбли, является шедеврами российской архитектуры.

В своих сооружениях  никогда не прибегал к усложненным  контурам и очертаниям стен в плане, никогда не допускал разрывов или  несоответствий внешних и внутренних объемов. Планы помещений в зданиях  Растрелли почти всегда имеют  очертания прямоугольника, а объемная же их форма — призматическая; нет  распространенных в это время  скругленных углов, но трудно представить  себе что-либо более эффектное и  изысканное. Типичен Большой тронный зал Екатерининского дворца в Царском Селе. Внутренний объем ограничен шестью плоскостями — четырьмя без каких бы то ни было креповок стенами, полом, потолком, целиком закрытым гигантским полотном работы Д. Валериани «Триумф России». Эффект построен на системе больших двусветных окон с арочными перемычками, узкие простенки между которыми были закрыты зеркальцами в резных позолоченных рамах. Наборный паркет, плафонная живопись, «светоносные» поверхности стен, создающие зрительный эффект «дематериализации» массивов кладки,— все это производило огромное впечатление, еще более усиливающееся при вечернем освещении, когда зал освещался сотнями горящих свечей.7

После смерти Елизаветы Петровны основные строительные заказы были переданы итальянцу Антонио Ринальди (1710-1794 г.). К его творениям относятся: Китайский дворец (1762-1768 г.), построенный для великой княгини Екатерины Алексеевны в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 г.), относимый к уникальному явлению в архитектуре России, Дворец в Гатчине (1766-1781 г.), ставший загородной резиденцией графа Г.Г. Орлова. А. Ринальди выстроил также несколько православных храмов, сочетавших в себе элементы барокко - пятиглавие куполов и высокой многоярусной колокольни.

В развитии московской архитектуры  заметная роль принадлежит Дмитрию  Васильевичу Ухтомскому (1719—1774), создателю  грандиозной колокольни Троице-Сергиева монастыря (1741—1770 гг.) и знаменитых Красных ворот в Москве (1753—1757 гг.). Уже существовавший проект колокольни церкви Архангела Гавриила у Мясницких ворот, Ухтомский предложил дополнить двумя ярусами так что колокольня превратилась в пятиярусную и достигла восьмидесяти восьми метров в высоту.

Не сохранившиеся до наших дней Красные ворота были одним  из лучших образцов архитектуры русского барокко. История их строительства  тесно связана с жизнью Москвы XVIII в. и очень показательна для  той эпохи. В 1709 г., по случаю полтавской победы русских войск над шведской армией, в конце Мясницкой улицы возвели деревянные триумфальные ворота. Там же в честь коронации Елизаветы Петровны в 1742 г. на средства московского купечества были построены ещё одни деревянные ворота. Они вскоре сгорели, однако по желанию Елизаветы были восстановлены в камне. Специальным указом императрицы эта работа была поручена Ухтомскому.

Ворота, выполненные в  форме древнеримской трёхпролётной триумфальной арки, считались самыми лучшими, москвичи любили их и назвали Красными ("красивыми”). Первоначально центральная, самая высокая часть завершалась изящным шатром, увенчанным фигурой трубящей Славы со знаменем и пальмовой ветвью. Над пролетом помещался живописный портрет Елизаветы, позднее заменённый медальоном с вензелями и гербом. Над боковыми проходами располагались скульптурные рельефы, прославлявшие императрицу.

К сожалению, в 1928 г. замечательное  сооружение было разобрано по обычной  для тех времён причине — в  связи с реконструкцией площади. Теперь на месте Красных ворот стоит павильон метро, памятник уже совсем другой эпохи.  

Заключение

Подводя итог, хотелось бы сказать, что самобытность архитектуры  русского барокко проявилась в органичном сочетании четкой фундаментальности  и простоты плановых решений с  живописностью силуэтов и фасадов, щедростью и фантазией декоративных форм, их многоцветием, традиционно  развивающими присущие искусству России мажорность и нарядность. В середине XVIII века возрождается исконно русское пятиглавие при постройке храмов, причем оно обогащается новыми самостоятельными решениями, повсеместно сменяя тип храма начала столетия, увенчанного куполами во флорентийском духе.

Стремление архитектурными средствами выразить господство человека над природой и стихией, неиссякаемость его творческих возможностей — находит  убедительное выражение в контрастном  сочетании геометризма окружающих дворцы регулярных садов и парков с огромной протяженностью пластичных фасадов и пышных амфилад парадных помещений. В интерьерах — обилие проемов, зеркал, орнамента, сплошь покрывающие стены, живописные плафоны. Все это создает иллюзию безграничности пространства.

В 1760-1770 гг., в “золотой век Екатерины II” меняются архитектурные  и художественные вкусы, на смену  пышному “елизаветинскому барокко” приходит классицизм. В тоже время, барокко подготовило новую эпоху - эпоху Просвещения. Искусство этого  стиля живет, развивается вплоть до наших дней (искусство рококо, “неоклассицизм”, возрождающий прежде всего барочные формы, “нововенская школа” в музыке, обращающаяся к мастерам строгого стиля…)

Мир барокко столь  же безграничен, как и мир человеческой души. Пестрота жизни, переполняющая  музыку этого времени, по законам  барочной антиномии уживается с  напряженными духовными исканиями. Чувственная красота искусства  барокко - залог любви к нему. Но оно обращено не только к сердцу. Сердце и разум, любовь и познание - вот ряд антиномий, относящихся  к сфере восприятия искусства.

Список  литературы

  1. Грабарь И. История русского искусства, т. 3. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веке. – М.: «Наука».  – 1962 (599с)
  2. Малюга Ю.А. Культурология. – М.: «Просвещение». – 1998 (336с)
  3. Овсянников Ю. М. Франческо Бартоломео Растрелли– Л.: «Искусство». –1982 (223с)
  4. Паламарчук П.Г. Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов: в 4т. М.: "Изд-во АСТ"– 2004 (664с)

 

Приложения

Микеланджело Буонаротти (1475-1564)

Капелла Мидичи, Флоренция

Вестибюль библиотеки Лауренциана

Джованни  Лоренцо Бернини (1598-1680)

Франческо Борромини (1599-1667)

Собор Св. Петра в Риме

Ансамбль  Капитолийского холма в Риме

Пьяцца дель Пополо, Рим

колокольня Новодевичьего  монастыря

Храм Воскресения Христова в  Кадашах

Трапезная Новодевичего монастыря

Трапезная Троице-Сергиевой лавры

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Знаменская  церковь в Перово

Никольская  церковь в Полтево

Колокольня Петропавловского собора

Церковь св. Пантелеймона

Петровские  ворота Петропавловской крепости

Петропавловский собор

Летний  дворец Петра I

Меншиковский дворец

Кикины палаты

Александро-Невская  лавра

Кунсткамера

Итальянский дворец А.Д. Меншикова  в Кронштадте

 

 

Бартоломео Растрелли

Зимний дворец

Смольной монастырь в Петербурге

Информация о работе Барокко