Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:59, реферат
Мир детей и мир окружающей их живой природы очень близки друг другу. Мир детского воображения и аллегория по сути явления одного и того же корня. Отсюда и жанровое сходство. В басне, как, пожалуй, ни в каком другом жанре, и впрямь устами младенца глаголет истина. Ее иносказательность - отнюдь не синоним осторожности. Деликатности, да. Это, скорее, вопрос такта, нежели самого принципа. Басенная иносказательность - это особый вид прямоты. Причем прямоты не всегда безопасной для автора.
Лаконичность, простота, разговорный язык, юмор — основные отличительные черты басенного стиля поэта. Сюжет любой басни, пройдя в творческой лаборатории ее создателя этап обобщения, типизации, превращается в нечто большее — в социально и нравственно значимую тему для размышления, ибо основополагающая эстетическая цель сатирического произведения — возбуждение представлений об истине, о добре, о прекрасном и, в конечном счете, восстановление справедливости. Но как сложно порой бывает отличить правду от полуправды, говорит сам Михалков в одной из самых коротких и емких своих басен:
"Где наш отец?" — выспрашивал упрямо
Сын-Червячок у Мамы-Червяка.
"Он на рыбалке!" — отвечала мама...
Как Полуправда к Истине близка! ("Полуправда")
Самые известные басни ("Шутка", "Ромашка и Роза", "Собака и Осел", "Медвежий мед", "Клятва Гиппократа", "Ученый Кот", "Орлы и воробьи" и другие)— прочно вошли в репертуар мастеров художественного слова нескольких поколений и с течением времени нисколько не постарели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие басенного жанра
Сюжеты и характеры, мотивы и
образы басен универсальны. И не
только потому, что в них раскрываются
«вечные проблемы» добра и
зла, дружбы и коварства, истины и
лжи, подвига и малодушия в
их отвлеченных проявлениях. Не только
потому, что в них откристаллизовалась
народная мудрость веками формировавшихся
воззрений на природу человеческого
общества и человеческих характеров.
Басни - образец чрезвычайно емких
формул остро политического мышления,
обретших художественную самостоятельность
и афористическую завершенность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ