Басня как жанр детской литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:59, реферат

Описание

Мир детей и мир окружающей их живой природы очень близки друг другу. Мир детского воображения и аллегория по сути явления одного и того же корня. Отсюда и жанровое сходство. В басне, как, пожалуй, ни в каком другом жанре, и впрямь устами младенца глаголет истина. Ее иносказательность - отнюдь не синоним осторожности. Деликатности, да. Это, скорее, вопрос такта, нежели самого принципа. Басенная иносказательность - это особый вид прямоты. Причем прямоты не всегда безопасной для автора.

Работа состоит из  1 файл

Мораль сей басни такова.docx

— 34.82 Кб (Скачать документ)

Лаконичность, простота, разговорный  язык, юмор — основные отличительные  черты басенного стиля поэта. Сюжет любой басни, пройдя в творческой лаборатории ее создателя этап обобщения, типизации, превращается в нечто большее — в социально и нравственно значимую тему для размышления, ибо основополагающая эстетическая цель сатирического произведения — возбуждение представлений об истине, о добре, о прекрасном и, в конечном счете, восстановление справедливости. Но как сложно порой бывает отличить правду от полуправды, говорит сам Михалков в одной из самых коротких и емких своих басен:

"Где наш отец?" — выспрашивал упрямо

Сын-Червячок у Мамы-Червяка.

"Он на рыбалке!" — отвечала мама...

Как Полуправда к Истине близка! ("Полуправда")

Самые известные басни ("Шутка", "Ромашка и Роза", "Собака и Осел", "Медвежий мед", "Клятва Гиппократа", "Ученый Кот", "Орлы и воробьи" и другие)— прочно вошли в репертуар мастеров художественного слова нескольких поколений и с течением времени нисколько не постарели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие басенного жанра напрямую зависит от исторических особенностей формирования каждой отдельно взятой культуры. Главная задача басни состоит  в том, чтобы донести и утвердить  в умах мудрость поколений и поучительные уроки, применимые как в повседневности и общности, так и в особенных  частных случаях.

Сюжеты и характеры, мотивы и  образы басен универсальны. И не только потому, что в них раскрываются «вечные проблемы» добра и  зла, дружбы и коварства, истины и  лжи, подвига и малодушия в  их отвлеченных проявлениях. Не только потому, что в них откристаллизовалась  народная мудрость веками формировавшихся  воззрений на природу человеческого  общества и человеческих характеров. Басни - образец чрезвычайно емких  формул остро политического мышления, обретших художественную самостоятельность  и афористическую завершенность. 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Александров, И. Б. Иван Андреевич Крылов — баснописец / И. Б. Александров // Русская речь. - 2004. - №6. - С.3-6
  2. Гусев Н. Н. Летопись жизни и творчества. Толстого (1828-1890) / Н. Н. Гусев. – М. :ГИХЛ, 1958.-836 с.
  3. Десницкий А.В. Иван Андреевич Крылов. М., Просвещение, 1983. – 143 с.
  4. Крылов И.А. Басни. Сатирические произведения. Воспоминания современников. / Сост., вступ. Ст. и примеч. С.А. Фомичева. – М.: Правда, 1988.
  5. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
  6. Михалков С.В. Детям: Стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы / Предисл. Д.Д.Благого. – М.: Дет. лит., 1981.
  7. Русская басня / Под общ. ред. В.П.Степанова; Сост, вступ.ст и прим. Н.Л.Степанова. – М.: Правда, 1986.
  8. Степанов, Н. Л. Басни Крылова / Н. Л. Степанов. - М. - Издательство «Художественная литература», 1969. - 112 с.

 


Информация о работе Басня как жанр детской литературы