Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:57, реферат
Буддизм является в настоящие время одной из основных и самых распространенных мировых религий. Приверженцы этой религии населяют преимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Однако сфера влияния Буддизма выходит за пределы указанного района земного шара: его последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем количестве. Велико число буддистов и в нашей стране, в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве.
Введение……………………………………………………………………………………….….3
1. Возникновение и развитие буддизма…………………………...………….…...4-9
1.1. Первые шаги будущей мировой религии………………………..……5-8
1.2. Национальные формы Буддизма…………………………………..…..…8-9
2. Учение Будды……………………………………………………………………………….…10-17
2.1. Вселенная и ее устройство…………………………………………..……...11-12
2.2. Дхарма – закон, истина, путь……………………………………………..…12-13
2.3. Четыре благородные истины…………………………………..……….….13-16
2.4. Буддизм – религия без божества………………………………………...16-17
3. Буддизм на западе………………………………………………………………….….…..18-19
Заключение……………………………………………………………………………………..20-21
Список литературы……………………………………………………………..…………..22
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный
исследовательский
«Московский институт стали и сплавов»
Новотроицкий филиал
Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук
Реферат по культурологии
Тема: «Буддизм: прошлое и настоящее»
Новотроицк
2011
Введение…………………………………………………………
2.1. Вселенная и ее
устройство…………………………………………..……
2.2. Дхарма – закон, истина, путь……………………………………………..…12-13
2.3. Четыре благородные
истины…………………………………..……….….13-
2.4. Буддизм – религия
без божества………………………………………...
3. Буддизм на
западе………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Буддизм является в настоящие время одной из основных и самых распространенных мировых религий. Приверженцы этой религии населяют преимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Однако сфера влияния Буддизма выходит за пределы указанного района земного шара: его последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем количестве. Велико число буддистов и в нашей стране, в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве.
Буддизм, наряду с Христианством и Исламом, относиться к так называемым мировым религиям, которые в отличие от национальных религий (Иудаизм, Индуизм и т.д.) имеют межнациональных характер.
Христианство и ислам — появились позже (христианство — пять, ислам — 12 веков спустя). За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования — иными словами, целую цивилизацию.
Если
попытаться представить эту
Сами
буддисты ведут отсчёт времени существования
своей религии от кончины Будды,
однако среди них нет единого
мнения о годах его жизни. Согласно
традиции наиболее старой буддийской
школы — тхеравады, Будда жил
с б24 по 544 г. до н.э. В соответствии
с этой датой в 1956 г. отмечалось 2500-летие
буддизма. По научной версии, принимающей
во внимание греческие свидетельства
о дате коронации знаменитого
индийского царя Ашоки, время жизни
основоположника буддизма — с 566
по 486 г. до н.э. В некоторых направлениях
буддизма придерживаются более поздних
дат: 488—368 гг. до н.э. В настоящее
время исследователи
Родина буддизма — Индия (точнее, долина Ганги — одна из наиболее экономически развитых частей страны). Самой влиятельной религией Древней Индии был брахманизм. Его культовая практика состояла в основном из жертвоприношений многочисленным богам и сложных ритуалов, сопровождавших практически любое событие. Общество делилось на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм с момента своего возникновения отрицал действенность жертвоприношения и не принимал деления на варны, рассматривая общество как состоящее из двух категорий: высшей, куда входили брахманы, кшатрии и гахапати (домохозяева — люди, владевшие земельной и прочей собственностью), и низшей — она включала людей, обслуживавших господствующие слои.
С момента возникновения буддизм прошёл три основные стадии: начинался он как монашеская община, проповедовавшая бегство от реальности (эскапизм), затем превратился в своего рода религию цивилизации, объединившую различные культуры и традиции многих стран Азии, и, наконец, стал культурной религией, т.е. религией, формирующей культуру, по-разному вошедшей в культурные традиции многих стран и народов. На современном этапе в буддизме можно различить и черты сектантской религии (например, в странах, где буддисты вынуждены скрывать своё вероисповедание, как это было в СССР), и черты религии цивилизации (новые международные объединения буддистов разных стран, например Всемирное братство буддистов), и, конечно же, черты культурной религии (новые буддийские общества на Западе).
1.1 ПЕРВЫЕ ШАГИ БУДУЩЕЙ МИРОВОЙ РЕЛИГИИ
По преданию, через год после
смерти Будды его
Будда
не оставил духовного
С
появлением империи Маурьев,
При Ашоке в буддизме появилось множество сект и школ: по общепринятой классификации — 18. В это же время собрался Третий собор в Паталипутре, на котором были осуждены учения некоторых буддийских школ, а школа тхеравады получила поддержку царя. Именно в этот период был создан буддийский канон “Типитака” (на языке пали), или “Трипитака” (на санскрите), что означает “Три корзины”.
Последователи разных направлений буддизма уже два с половиной тысячелетия спорят между собой о том, когда, где и на каком языке были канонизированы “Три корзины”.
Махаянисты считают, что на Четвёртом соборе, проходившем под покровительством царя Канишки в I в. н.э., канонизировали санскритскую версию — “Трипитаку” . А приверженцы тхеравады полагают, что Четвёртый собор состоялся в 29 г. до н.э. на острове Шри-Ланка, и там была записана “Типитака” на языке пали.
С целью примирения спорящих в истории буддизма приняты обе версии. Что же касается разногласий между различными школами раннего буддизма, то почти все они связаны с трактовкой философских проблем вселенной и её взаимоотношений с личностью.
Наряду
с философией развиваются
После смерти
царя Ашоки и воцарения династии
Шунгов, покровительствующей
С начала новой эры буддизм приобретает черты религии цивилизации. Он объединяет в единое пространство разные народы и территории, образуя сложные сочетания местных традиций с учением Будды. По всему этому пространству буддийские проповедники разносят тексты Учения. Вместе с буддийскими доктринами и религиозной практикой индийские буддисты приносят в разные страны достижения Индии в области медицины, фармакологии, астрономии, астрологии, архитектуры, ваяния, живописи, литературы и т.д.
Победное шествие буддизма по странам Азии началось ещё до новой эры. С III в. до н.э. буддизм появился на территории Центральной Азии (нынешние Таджикистан и Узбекистан), с I в. н.э. — в Китае, со II в. — на полуострове Индокитай, с IV в. — в Корее, с VI в. — в Японии, с VII в. — в Тибете, с XII в. — в Монголии. Используя свой главный принцип — не нарушать сложившиеся культурные традиции разных стран и народов и по возможности срастаться с ними, — буддизм быстро прижился везде и, привившись к древу местной культуры, дал новые побеги. Например, в Китае этот процесс начался с—VI вв. В VIII— IX вв. там успешно распространялись, по крайней мере, уже два чисто китайских направления буддизма — школа чистой земли Будды Амитабхи и школа чань. В Японию буддизм проник уже в китайском обличье. Китайские школы тяньтай, хуаянь-цзун, школа чистой земли Будды Амитабхи и чань постепенно завоевали Японию, став соответственно школами тэндай, кэ-гон, амидаизма и дзэн.
Однако и в Китае буддизм подвергался атакам как извне — от иноземных завоевателей, так и изнутри — со стороны возрождённого конфуцианства. Правда, он не был совершенно вытеснен из этой страны, как случилось в Индии, но его влияние неизмеримо ослабло. В дальнейшем тот же процесс повторился в Японии, где укрепилась национальная религия — синтоизм. Вообще появление и утверждение буддизма, как можно видеть на примере Китая, Индии и некоторых других стран, своеобразно стимулировало возрождение местных религиозных традиций. Если они, впитав все достижения буддизма, оказывались достаточно сильными, то господству буддизма приходил конец.
В
каждом регионе развивались
Это хорошо
видно на примере поэзии, вдохновлённой
идеями дзэн-буддизма. С ослаблением
влияния крупных монастырей, которые
в эпоху расцвета буддийской цивилизации
были своего рода “государствами в
государстве”, главную роль в жизни
буддистов стали играть небольшие
местные монастыри и храмы. Власти
начали гораздо более активно
вмешиваться в религиозные дела
сангхи. Особая ситуация сложилась
в Тибете, где образовалось теократическое
государство, управляемое главой “жёлтошапочной”
школы гелукпа далай-ламой, который
являлся и религиозным, и государственным
лидером. Ламы доносят послание Будды
и открывают его смысл