Буддизм: прошлое и настоящее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:57, реферат

Описание

Буддизм является в настоящие время одной из основных и самых распространенных мировых религий. Приверженцы этой религии населяют преимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Однако сфера влияния Буддизма выходит за пределы указанного района земного шара: его последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем количестве. Велико число буддистов и в нашей стране, в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….….3
1. Возникновение и развитие буддизма…………………………...………….…...4-9
1.1. Первые шаги будущей мировой религии………………………..……5-8
1.2. Национальные формы Буддизма…………………………………..…..…8-9
2. Учение Будды……………………………………………………………………………….…10-17
2.1. Вселенная и ее устройство…………………………………………..……...11-12
2.2. Дхарма – закон, истина, путь……………………………………………..…12-13
2.3. Четыре благородные истины…………………………………..……….….13-16
2.4. Буддизм – религия без божества………………………………………...16-17
3. Буддизм на западе………………………………………………………………….….…..18-19
Заключение……………………………………………………………………………………..20-21
Список литературы……………………………………………………………..…………..22

Работа состоит из  1 файл

Реферат по культорологии.docx

— 41.59 Кб (Скачать документ)

         Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Национальный исследовательский технологический университет

«Московский институт стали и сплавов»

Новотроицкий  филиал

 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук

 

 

 

Реферат по культурологии

Тема:  «Буддизм: прошлое и настоящее»

 

 

                                                           

 

                                                                               Выполнил: Корнейчук Е. А

                                                                      Группа ММиО- 09- 34

                                                                                  Проверила: Ахмедова Ю. А

 

 

 

Новотроицк

2011 

                                            Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….….3

  1. Возникновение и развитие буддизма…………………………...………….…...4-9
    1. Первые шаги будущей мировой религии………………………..……5-8
    2. Национальные формы Буддизма…………………………………..…..…8-9
  2. Учение Будды……………………………………………………………………………….…10-17

2.1.     Вселенная и ее  устройство…………………………………………..……...11-12

2.2.     Дхарма – закон,  истина, путь……………………………………………..…12-13

2.3.     Четыре благородные  истины…………………………………..……….….13-16

2.4.     Буддизм – религия  без божества………………………………………...16-17

3.        Буддизм на  западе………………………………………………………………….….…..18-19

Заключение……………………………………………………………………………………..20-21

Список литературы……………………………………………………………..…………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Введение

Буддизм является в настоящие время одной  из основных и самых распространенных мировых религий. Приверженцы этой религии населяют преимущественно  регионы Центральной, Южной и  Юго-Восточной Азии. Однако сфера  влияния Буддизма выходит за пределы  указанного района земного шара: его  последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем  количестве. Велико число буддистов  и в нашей стране, в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве.

Буддизм, наряду с Христианством и Исламом, относиться к так называемым мировым  религиям, которые в отличие от национальных религий (Иудаизм, Индуизм и т.д.) имеют межнациональных характер.

Христианство  и ислам — появились позже (христианство — пять, ислам — 12 веков спустя). За два с половиной  тысячелетия своего существования  буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования  — иными словами, целую цивилизацию.

 Если  попытаться представить эту религию  как бы “с высоты птичьего  полёта”, перед нами раскинется  пёстрое лоскутное одеяло из  направлений, школ, сект, подсект,  религиозных партий и организаций и, тем не менее это одеяло уже тысячи лет прекрасно греет души миллионов последователей буддизма во всём мире. Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран.

 

 

 

  1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БУДДИЗМА

Сами  буддисты ведут отсчёт времени существования  своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого  мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее старой буддийской школы — тхеравады, Будда жил  с б24 по 544 г. до н.э. В соответствии с этой датой в 1956 г. отмечалось 2500-летие  буддизма. По научной версии, принимающей  во внимание греческие свидетельства  о дате коронации знаменитого  индийского царя Ашоки, время жизни  основоположника буддизма — с 566 по 486 г. до н.э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних  дат: 488—368 гг. до н.э. В настоящее  время исследователи пересматривают даты правления Ашоки и в связи  с этим даты жизни Будды.

Родина  буддизма — Индия (точнее, долина Ганги  — одна из наиболее экономически развитых частей страны). Самой влиятельной  религией Древней Индии был брахманизм. Его культовая практика состояла в основном из жертвоприношений многочисленным богам и сложных ритуалов, сопровождавших практически любое событие. Общество делилось на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм с момента своего возникновения отрицал действенность жертвоприношения и не принимал деления на варны, рассматривая общество как состоящее из двух категорий: высшей, куда входили брахманы, кшатрии и гахапати (домохозяева — люди, владевшие земельной и прочей собственностью), и низшей — она включала людей, обслуживавших господствующие слои.

С момента  возникновения буддизм прошёл три  основные стадии: начинался он как  монашеская община, проповедовавшая  бегство от реальности (эскапизм), затем  превратился в своего рода религию цивилизации, объединившую различные культуры и традиции многих стран Азии, и, наконец, стал культурной религией, т.е. религией, формирующей культуру, по-разному вошедшей в культурные традиции многих стран и народов. На современном этапе в буддизме можно различить и черты сектантской религии (например, в странах, где буддисты вынуждены скрывать своё вероисповедание, как это было в СССР), и черты религии цивилизации (новые международные объединения буддистов разных стран, например Всемирное братство буддистов), и, конечно же, черты культурной религии (новые буддийские общества на Западе).

1.1   ПЕРВЫЕ ШАГИ БУДУЩЕЙ МИРОВОЙ РЕЛИГИИ

   По преданию, через год после  смерти Будды его последователи  собрались вместе, чтобы записать  то, что они узнали от Учителя  и сохранили в своей памяти. Монах по имени Упали пересказал  всё, что он слышал о дисциплине: правилах приёма в сангху и  исключения из неё, нормах, регулирующих  образ жизни монахов и монахинь  и их отношения с обществом.  Всё это было объединено в  свод текстов, получивших название  “Виная питака” (“Корзина дисциплины”). Всё, что Будда говорил по поводу самого Учения и методов религиозной практики, пересказал его ближайший ученик Ананда. Эти тексты вошли в “Сутра питаку” (“Корзину бесед”). Затем присутствовавшие монахи (их было 500) пропели содержание канона. Это собрание буддистов получило название Первого буддийского сангити (буквально — “спевка”), или собора. По некоторым версиям, в нём принимал участие царь Аджаташатру. Считается, что на Первом соборе была канонизирована и третья часть учения, “Абхидхарма питака” (“Корзина Абхидхармы”), — систематическое, можно сказать, философское изложение Учения.

 Будда  не оставил духовного наследника, полагаясь на то, что община  будет просто следовать его  предписаниям. Однако между членами  сангхи возникли серьёзные разногласия  по поводу трактовки ряда правил. Одни монахи выступали за смягчение  и даже отмену жёстких границ, отделяющих сангху от остального  общества, в то время как другие  настаивали на их сохранении. Уже в IV в. до н.э. это привело  к расколу сангхи на махасангхику (“большую общину” ), объединявшую сторонников большего “обмирщения” буддийской общины, и стхавираваду или тхераваду (“учение старейшин” ), сторонники которой придерживались более консервативных взглядов. Приверженцы махаяны (одного из направлений буддизма) считают, что раскол произошёл на Втором буддийском соборе в Вайшали, через сто лет после первого.

  С  появлением империи Маурьев, особенно  в эпоху правления знаменитого  царя Ашоки (III в. до н.э.), буддизм из учения монашеских общин превращается в своего рода государственную религию. Царь Ашока из всего учения особенно выделял правила буддийской морали.

При Ашоке  в буддизме появилось множество  сект и школ: по общепринятой классификации  — 18. В это же время собрался Третий собор в Паталипутре, на котором  были осуждены учения некоторых буддийских школ, а школа тхеравады получила поддержку царя. Именно в этот период был создан буддийский канон “Типитака” (на языке пали), или “Трипитака” (на санскрите), что означает “Три корзины”.

Последователи разных направлений буддизма уже  два с половиной тысячелетия  спорят между собой о том, когда, где и на каком языке были канонизированы “Три корзины”.

Махаянисты считают, что на Четвёртом соборе, проходившем под покровительством царя Канишки в I в. н.э., канонизировали санскритскую версию — “Трипитаку” . А приверженцы тхеравады полагают, что Четвёртый собор состоялся в 29 г. до н.э. на острове Шри-Ланка, и там была записана “Типитака” на языке пали.

С целью  примирения спорящих в истории буддизма приняты обе версии. Что же касается разногласий между различными школами  раннего буддизма, то почти все  они связаны с трактовкой философских  проблем вселенной и её взаимоотношений  с личностью.

  Наряду  с философией развиваются буддийские  ритуалы и искусство. Богатые  покровители финансируют строительство  ступ. Вокруг этих мемориальных  сооружений, где содержатся останки  Будды и другие буддийские  реликвии, складывается особый культ,  к ним совершаются паломничества.  Хотя такая вера с точки  зрения буддизма совершенно бесполезна  для достижения нирваны, она  принимается из уважения к  обычаям и традициям местных  буддийских общин. 

После смерти царя Ашоки и воцарения династии Шунгов, покровительствующей брахманизму, центр буддизма перемещается на Шри-Ланку. В течение трёх последующих веков  буддизм превращается во влиятельную  религиозную силу на всей территории Индии, а во времена династии Сатаваханов  распространяется в Центральной  Азии. В эпоху правления второго  после Ашоки знаменитого покровителя буддизма Канишки (I – II вв. н.э.) влияние этой религии простирается от северных границ Индии до Центральной Азии (Кушанская империя). Тогда же с основами учения знакомятся в торговых центрах Северного Китая. Через южный морской путь буддизм проникает в Южный Китай.

С начала новой  эры буддизм приобретает черты  религии цивилизации. Он объединяет в единое пространство разные народы и территории, образуя сложные  сочетания местных традиций с  учением Будды. По всему этому  пространству буддийские проповедники разносят тексты Учения. Вместе с буддийскими  доктринами и религиозной практикой  индийские буддисты приносят в разные страны достижения Индии в области  медицины, фармакологии, астрономии, астрологии, архитектуры, ваяния, живописи, литературы и т.д.

    1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ БУДДИЗМА 

Победное  шествие  буддизма по странам Азии началось ещё до новой эры. С III в. до н.э. буддизм появился на территории Центральной Азии (нынешние Таджикистан и Узбекистан), с I в. н.э. — в Китае, со II в. — на полуострове Индокитай, с IV в. — в Корее, с VI в. — в Японии, с VII в. — в Тибете, с XII в. — в Монголии. Используя свой главный принцип — не нарушать сложившиеся культурные традиции разных стран и народов и по возможности срастаться с ними, — буддизм быстро прижился везде и, привившись к древу местной культуры, дал новые побеги. Например, в Китае этот процесс начался с—VI вв. В VIII— IX вв. там успешно распространялись, по крайней мере, уже два чисто китайских направления буддизма — школа чистой земли Будды Амитабхи и школа чань. В Японию буддизм проник уже в китайском обличье. Китайские школы тяньтай, хуаянь-цзун, школа чистой земли Будды Амитабхи и чань постепенно завоевали Японию, став соответственно школами тэндай, кэ-гон, амидаизма и дзэн.

  Однако и в Китае буддизм подвергался атакам как извне — от иноземных завоевателей, так и изнутри — со стороны возрождённого конфуцианства. Правда, он не был совершенно вытеснен из этой страны, как случилось в Индии, но его влияние неизмеримо ослабло. В дальнейшем тот же процесс повторился в Японии, где укрепилась национальная религия — синтоизм. Вообще появление и утверждение буддизма, как можно видеть на примере Китая, Индии и некоторых других стран, своеобразно стимулировало возрождение местных религиозных традиций. Если они, впитав все достижения буддизма, оказывались достаточно сильными, то господству буддизма приходил конец.

 В  каждом регионе развивались своя  собственная буддийская символика  и буддийские обряды — почитание  святых мест, календарные праздники,  обряды жизненного цикла, подпитываемые  местными традициями. Буддизм вошёл  в кровь и плоть многих и  многих народов, стал частью  их повседневной жизни. Он изменил  местные традиции, но и сам  претерпел изменения. Буддизм  способствовал расцвету культуры  этих стран — архитектуры (строительство  храмов, монастырей и ступ), изобразительного  искусства (буддийская скульптура  и живопись), а также литературы.

Это хорошо видно на примере поэзии, вдохновлённой  идеями дзэн-буддизма.  С ослаблением  влияния крупных монастырей, которые  в эпоху расцвета буддийской цивилизации  были своего рода “государствами в  государстве”, главную роль в жизни  буддистов стали играть небольшие  местные монастыри и храмы. Власти начали гораздо более активно  вмешиваться в религиозные дела сангхи. Особая ситуация сложилась  в Тибете, где образовалось теократическое государство, управляемое главой “жёлтошапочной”  школы гелукпа далай-ламой, который  являлся и религиозным, и государственным  лидером. Ламы доносят послание Будды  и открывают его смысл ученикам, поэтому их почитают как непогрешимых божеств, вера в которых важнее знания буддийских догматов.

Информация о работе Буддизм: прошлое и настоящее