Буддизм: прошлое и настоящее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:57, реферат

Описание

Буддизм является в настоящие время одной из основных и самых распространенных мировых религий. Приверженцы этой религии населяют преимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Однако сфера влияния Буддизма выходит за пределы указанного района земного шара: его последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем количестве. Велико число буддистов и в нашей стране, в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….….3
1. Возникновение и развитие буддизма…………………………...………….…...4-9
1.1. Первые шаги будущей мировой религии………………………..……5-8
1.2. Национальные формы Буддизма…………………………………..…..…8-9
2. Учение Будды……………………………………………………………………………….…10-17
2.1. Вселенная и ее устройство…………………………………………..……...11-12
2.2. Дхарма – закон, истина, путь……………………………………………..…12-13
2.3. Четыре благородные истины…………………………………..……….….13-16
2.4. Буддизм – религия без божества………………………………………...16-17
3. Буддизм на западе………………………………………………………………….….…..18-19
Заключение……………………………………………………………………………………..20-21
Список литературы……………………………………………………………..…………..22

Работа состоит из  1 файл

Реферат по культорологии.docx

— 41.59 Кб (Скачать документ)

    К концу XX столетия Запад пережил  уже много волн увлечения буддизмом  в разных его формах, и все  они оставили в западной культуре  заметный след.

  Если  в начале XX в. европейцы зачитывались  текстами палийского канона в  переводах виднейших буддологов, то после Второй мировой войны  благодаря переводам Э. Конзе  европейский мир познакомился  с махаянскими сутрами. Приблизительно в это же время известный японский буддист Судзуки открыл для Запада дзэн, увлечение которым не прошло и до сих пор.

В наши дни  растёт популярность тибетского буддизма. Высокий авторитет нынешнего  Далай-ламы, который из-за преследования  китайских властей живёт в  изгнании — в Индии, немало способствовал  известности учения школы гелукпа. Всё это позволяет сказать, что  буддизм, оказавший влияние на движение битников и хиппи, на творчество американских писателей, таких, как Джером Сэлинджер, Джек Керуак и другие, стал составной  частью современной западной культуры.

 В  России влияние буддизма долгое  время практически не ощущалось,  хотя на её территории проживают  народы, исповедующие буддизм в  монгольском варианте (буряты, калмыки, тувинцы).

   Сейчас на волне общего религиозного  возрождения наблюдается оживление  деятельности буддистов. Созданы  Буддийское общество, Буддийский  университет, восстанавливаются  старые и открываются новые  буддийские храмы и монастыри  (дацаны), издаётся большое количество буддийской литературы. В обеих российских столицах и в ряде других городов действуют центры сразу нескольких буддийских традиций.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

   Итак, мы видим, что буддийские  учения широко распространились  во всех наиболее важных регионах  Азии. В каждом из этих регионов  буддизм адаптировался к местным  обычаям и традициям и, в  свою очередь, каждая культура  внесла в его развитие свои  характерные черты. 

Таким образом, хотя существует много различных  форм буддизма, все они, основываясь  на учениях Будды, согласуются друг с другом.

Многих  верующих буддизм привлекал именно тем, что не требовал коренной ломки  их образа жизни и привычек, в  том числе и отказа от обрядов, посвящённых местным богам. Будда  не отвергал богов других религий  и не запрещал своим последователям поклоняться им. Он просто предупреждал, что почитание богов, какими бы могущественными  их ни считали, принесёт только временное  облегчение, но не окончательное спасение. Буддист может одновременно исповедовать даосизм, синтоизм или любую другую “местную” религию, поэтому довольно сложно установить точное количество буддистов в мире. В настоящее  время только буддийских монахов  и монахинь насчитывается приблизительно один миллион. Число же мирян —  последователей буддизма — определить просто невозможно.

“Буддийское учение, — пишет английский исследователь  М.  Вильямс, становилось то отрицательным, то положительным, то агностическим, то гностическим, от явного материализма и атеизма оно переходило к  деизму, политеизму и спиритуализму. То оно выражается пессимизмом, то чистейшей  филантропией, то монашеской жизнью, то высоконравственными предписаниями, то материалистической философией, то простою демонологией, то смесью всяких суеверий с колдовством, волшебством, идолопоклонством и фетишизмом включительно. В иной своей форме буддизм почти совпадает с какой-нибудь другой религией и вообще делает заимствования почти из всех вероучений”. Если рассматривать буддизм разных стадий его истории, то мы находим здесь огромное многообразие догматов, взглядов, доктрин и культов, оно настолько велико, что некоторые исследователи вообще отказываются давать этой религии общую характеристику.

В самом  деле, что же делает его религией, если в нём нет ни такого Бога, как в христианстве, исламе и других монотеистических религиях, ни такой  веры в богов, как в политеистических религиях, ни бессмертной души —  основы церкви как посредника между  богом и людьми? Тем не менее, известно, что буддизм исповедуют большинство  народов Азии.

Буддизм — религия, прежде всего потому, что учит верить в спасение, или, как говорят буддисты, в возможность  для человека достичь нирваны. Однако спасает в буддизме не бог; спасение приходит или изнутри человека в  результате его собственных духовных усилий, или же благодаря помощи Будд и бодхисаттв.

 

         

 

   

 

 

 

Список  литературы

1. Кочетов А. И. Буддизм. М., Политиздат, 1970 Религии мира: Буддизм 

2.Васильев Л. С. История Востока.  — М., “Высшая школа” , 1994.

3.История религий. Т.  2. — М., 1988.

4.“Буддизм и культурно –  психологический традиции народов  востока” – Наука, 1990.

5.“Буддизм, история и культура”  – Наука, 1988.

 

 

 

 


Информация о работе Буддизм: прошлое и настоящее