Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 08:29, реферат
В нашем современном мире существует большое количество религий, но самыми распространенными являются Буддизм, наряду с Христианством и Исламом, которые относятся к так называемым мировым религиям, которые в отличие от национальных религий (Иудаизм, Индуизм и т.д.) имеют межнациональных характер. Возникновение мировых религий — результат длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами.
Введение…………………………………………………………………………...2
Буддизм…………………………………………………………………………… 3
Зарождение Буддизма ……………………………………………………………3
Легенда о возникновении Буддизма …………………………………………….4
Основные положения и постулаты Буддизма …………………………………..6
Махаяна и Хинаяна — основные ветви Буддизма ……………………………..7
Картина мира ……………………………………………………………………..8
Учение о душе …………………………………………………………………..10
Отношение к земной жизни …………………………………………………….11
Путь к спасению…………………………………………………………………13
Ламаизм ………………………………………………………………………….15
Буддизм в современном мире……………………………..…………………….15
Заключение………………………………………………………………………17
Литература……………………………………………………………………….18
Картина
мира
То, как выглядит чувственный мир в буддизме, наглядно показывает картина религиозного содержания, называемая "сансариин-хурде", т.е. "колесо сансары". На традиционном рисунке огромный страшный дух-мангус, слуга владыки смерти, держит в зубах и когтях большой круг, символизирующий сансару. В центре круга — небольшое круглое поле, в котором сплелись тела змеи, петуха и свиньи. Это символы тех сил, которые вызывают неизбежные страдания: злобы, сладострастия и невежества.
Вокруг центрального поля расположено пять секторов, соответствующих возможным в сансаре формам перерождения. При этом ад помещается всегда внизу, а миры людей и небожителей — в верхней части круга.
Правый верхний сектор занят миром людей. По нижнему краю этого сектора расположены фигуры, символизирующие человеческие страдания: рожающая женщина, старик, мертвец и больной.
Слева вверху такой же величины сектор занимают находящиеся в вечной вражде друг с другом тенгрии и асуры. Они мечут друг в друга копья и стрелы.
Справа и слева расположены секторы животных и "биритов". Животные терзают друг друга, сильные пожирают слабых. Страдания биритов состоят в непрерывном голоде.
Земной суд, земные пытки и казни нашли отражение в нижнем секторе круга. Посреди на престоле сидит сам владыка смерти и ада — Эрлик-хан(санскритское — Яма)."Сансариин-хурде" разъясняет и самый процесс непреложного закона перерождения в его буддийском понимании. 12 нидан охватывают 3 следующие друг за другом жизни, причем этапы, на которые этот процесс бытия распадается, символически изображены на твердо установленных для каждого из них рисунках.
Рисунки, символизирующие ниданы, расположены по широкому ободу, охватывающему снаружи основной круг колеса.
Прошедшая жизнь представлена 2-мя ниданами. Первая изображается в виде слепой старухи, не знающей, куда она идет. Это — символ "омраченности" (авидья), констатация факта зависимости от страстей, стремления к жизни, наличие того заблуждения ума, которое делает неизбежным новое перерождение.
Вторая нидана символизируется изображением горшечника за изготовлением сосуда. Это — "содеянное" (сансара или карма).
Настоящая (данная) жизнь передана 8-мью ниданами:
1-ая нидана — обезьяна, рвущая плоды с дерева, — символ "сознания" (виджняна), вернеё лишь первого момента новой жизни, которая, согласно буддийским представлениям, начинается с пробуждения сознания.
2-ая и 3-яя
ниданы "настоящей жизни" протекают
в период эмбрионального
4-ая нидана "соприкосновение"
(спарша) символизируется обнимающимися
мужчиной и женщиной. Считается,
что еще в утробе матери
ребенок начинает видеть и
слышать, т.е. элементы
5-ая нидана
— "чувство" (ведана), т.е. сознательное
переживание приятного,
"Чувство"
вырастает в "вожделение" (тришна)
— 6-ая нидана, которое появляется
в возрасте полового
"Стремление"
— 7-ая нидана, соответствующая
всестороннему формированию
"Бава", т.е.
жизнь —8-ая нидана, — последняя
нидана данного существования
человека. Это расцвет его
Будующая жизнь охватывается двумя ниданами — "рождением" (джати) и
"старостью
и смертью" (джара-марана). Первая
символизируется изображением
Учение
о душе
Согласно традиции, берущей начало в литературе Абхидхаммы, то, что принято считать личностью, состоит из:
1. "чистого сознания" (читта или виджняна)
2. психических
явлений в абстракции от
3. "чувственного" в абстракции от сознания (рупа)
4. сил, сплетающих,
формирующих предыдущие
В буддийских текстах указывается на то, что Будда не раз говорил, будто души нет. Она не существует как некая самостоятельная духовная сущность, временно обитающая в материальном теле человека и покидающая его после смерти, с тем, чтобы по закону переселения душ снова найти себе другую материальную темницу.
Однако буддизм не отрицал и не отрицает индивидуального "сознания", которое "несет в себе" весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и должно стремиться к успокоению в нирване.
В соответствии с учением о драхмах "поток сознательной жизни" индивидуума, в конечном счете, является порождением "мировой души", непознаваемого сверхбытия.
По мере своего
развития буддизм все дальше отходил
от первоначальных взглядов на душу, как
на поток, как "непрерывность постоянно
меняющихся индивидуальностей.
Отношение
к земной жизни
В Буддизме оно из важнейших мест занимает так называемое отрицание единства личности. Каждая личность представлена, как скопление "изменчивых" форм. Согласно высказываниям Будды личностью, состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания. Так же велико значение учения о спасение души, обретение ею покоя, в первоначальном Буддизме. Душа распадается, по учению Буддизма, на отдельные элементы (сканды), но чтобы в новом рождение оказалась воплотившийся та же личность, необходимо, чтобы сканды соединились тем образом, как они были соединены в прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из сансары, окончательный и вечный покой — это важный элемент трактовки спасения в Буддизме. Душа, в буддистском представлении, — индивидуальное сознание, которое несет в себе весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и стремящиеся к успокоению в нирване. При этом достижение нирваны невозможно без подавления желаний, что достигается по средствам контроля над взглядами, речью, поведением, над образом жизни, над усилие, внимание, и полная сосредоточенность и решимостью.
Сумма всех поступков
и помыслов во всех предыдущих перерождениях,
что лишь приблизительно можно охарактеризовать
словом "судьба", а буквально
означает закон возмездия — это
сила, которая определяет конкретный
вид перерождения и называется кармой.
Все поступки в жизни определяются
кармой, но человек имеет определенную
свободу выбора в поступках, помыслах,
действиях, что делает возможным
путь к спасению, выходу из круга
превращений в просветленное
состояние. Социальная роль Буддизма определяется
идеей равенства людей в
Буддизм обогатил
религиозную практику приемом, относящимся
к области индивидуального
Первая из четырех "благородных истин" формулируется так: "В чем состоит благородная истина о страдании?
. рождение — страдание
. расстройство здоровья — страдание
. смерть — страдание
. скорбь, стенания, горе, несчастье и отчаяние — страдание
. союз с нелюбимым — страдание
. разлука с любимым — страдание
. неполучение страстно желаемого — страдание
Короче говоря,
пять категорий существования, в
которых проявляется
Буддизм требует ухода от рассмотрения внешнего по отношению к сознанию человека мира. Рассматривать его, по мнению буддийских теологов, нет никакой необходимости, потому что сознание не отражает этот мир (он не существует), а порождает его своей творческой активностью. Сам мир страданий, по учению буддизма, только иллюзия, порождение "неведения",
"заблудшего"
сознания.
Путь
к спасению
"Вторая благородная истина" гласит, что источником страданий являются "жажда удовольствий, жажда бытия, жажда могущества". "Что же является благородной истиной о прекращении страдания? Это полное затухание и прекращение всех желаний и страстей, их отбрасывание и отказ от них, освобождение и отделение от них".
В своем основном и главном значении палийское слово "ниббана" или санскритское "нирвана" означает "затухание", "угасание", "успокоение". Другими словами, это конечная цель религиозного спасения, то состояние "полного небытия", при котором "перерождения-страдания" кончаются. Весь дух буддизма заставляет сближать понятие нирваны с достижением состояния полного небытия.
Некоторые исследователи
с этим не согласны: "Что же угасло
и потухло в нирване? Угасла жажда
жизни, страстное желание
"Четвертая благородная истина" — практический путь, который ведет к подавлению желаний. Этот путь именуется обычно "срединным путем" или "благородным восьмеричным путем" спасения. Это:
1. Правильные взгляды, т.е. основанные на "благородных истинах".
2. Правильная решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины.
3. Правильная речь, т.е. доброжелательная, искренняя, правдивая.
4. Правильное поведение, т.е. не причинение зла.
5. Правильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый.
6. Правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание.
7. Правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания.
8. Правильное сосредоточение, то есть верные методы созерцания и медитации.
В отличие от монахов, мирянам давался простой этический кодекс Панча
Шила (Пять заповедей), сводившийся к следующему:
1. Воздерживайся от убийства.
2. Воздерживайся от воровства.
3. Воздерживайся от блуда.
4. Воздерживайся от лжи.
5. Воздерживайся от возбуждающих напитков.
Помимо этих
заповедей "упасаки" должны были
блюсти верность Будде, его учению и
ордену.
Ламаизм
В VI-VII вв. н.э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленный упадком рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, к XII- XIII вв. он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения, переместившись в другие районы Азии, где трансформировался с учетом местных условий. Одной из таких разновидностей Буддизма, утвердившийся в Тибете и Монголии, явился Ламаизм, сформировавшийся в XII-XV вв. на базе Махаяны.