Чаплин и немое кино

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:20, реферат

Описание

Чарли ЧАПЛИН, Чарли... У любого человека это имя ассоциируется с кинематографом. Чарли стал олицетворением самого кино, его символом, его легендой... Но он - живая легенда. Его фильмы, снятые почти в начале века, мы смотрим до сих пор. Первая картина с участием Чаплина "Зарабатывая на жизнь" появилась в 1914 году. Но не ее герой принес Чаплину всемирную славу, а новый, появившийся чуть позже, для которого актер придумал свой облик-маску - шляпу-котелок, черные усики, тросточку, большущие башмаки, нелепую походку. У этого персонажа будет уже и свое постоянное имя - Чарли.

Содержание

1. Детство Чаплина. Первые шаги в артистической карьере.
2. Чарли Чаплин - покорение Голливуда.
3. Финал жизни, итоги, деятельность в последние годы жизни.
4. Заключение.
5. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат о кино.doc

— 207.50 Кб (Скачать документ)

 

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  КУЛЬТУРЫ и ИСКУССТВ

 

 

 

 

Чаплин и немое кино

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Москва - 2012г.

 

 

ПЛАН

 

1. Детство Чаплина.  Первые шаги в артистической  карьере.

2. Чарли Чаплин - покорение  Голливуда.

3. Финал жизни, итоги, деятельность в последние годы жизни.

4. Заключение.

5. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Детство Чаплина.  Первые шаги в артистической  карьере.

 

Чарли ЧАПЛИН, Чарли... У  любого человека это имя ассоциируется  с кинематографом. Чарли стал олицетворением самого кино, его символом, его легендой... Но он - живая легенда. Его фильмы, снятые почти в начале века, мы смотрим до сих пор. Первая картина с участием Чаплина "Зарабатывая на жизнь" появилась в 1914 году. Но не ее герой принес Чаплину всемирную славу, а новый, появившийся чуть позже, для которого актер придумал свой облик-маску - шляпу-котелок, черные усики, тросточку, большущие башмаки, нелепую походку. У этого персонажа будет уже и свое постоянное имя - Чарли.

В чем же секрет бесконечности  царствования героя Чарли на экране? Возможно, в том, что его создатель был необыкновенным художником. Он был актером, сценаристом, режиссером, он даже сочинял музыку к своим поздним фильмам. В актерское искусство Чаплина тесно вплетались клоунада, пантомима, цирк. Он умел смешить зрителя как никто другой, но при этом обладал еще необыкновенной особенностью - он вызывал не только смех, но и слезы, люди плакали на его картинах. Чаплин создал свой, особый мир на экране и своего, особого героя, которому никогда не везло, который терял даже то немногое, что имел. У его фильмов никогда не было конца - его Чарли просто удалялся от нас по пустынной дороге, уходя в темноту кадра. И в каждом следующем фильме мы вновь встречались с ним и смотрели продолжение смешной и одновременно грустной истории маленького, забавного человека по имени Чарли...

Детство Чаплин провел в  убогих комнатах самых бедных домов  и в сиротских приютах. Он так  никогда до конца и не был уверен, кто его настоящий отец. Муж  его матери, певец Чарльз Чаплин, рано оставил семью и умер от алкоголизма в 1901 году. Его мать Ханна, актриса массовки, либо лежала в психиатрической клинике, либо только что из нее вышла. Чарли оставил школу в 10 лет. Мим и циркач, он тусовался среди артистов и пытался заработать деньги. Нищета пошла ему только на пользу. Именно она вдохнула в него идею костюма Бродяги. Игривая, творческая пародия на парадно-выходной костюм. Авторитетный взрослый, заново придуманный чистосердечным ребенком.

Чарльз Спенсер Чаплин родился 16 апреля 1889 г. в Лондоне на Кеннингтон Род, 287. Его родители - Чарльз Спенсер Чаплин-старший и Ханна Чаплин (на сцене Лили Герли), были эстрадными актерами. Мать выступала с песнями и танцами в различных театрах, в том числе в антрепризе известных композиторов, авторов популярных оперетт - Джильберта и Салливена. Отец - обладатель приятного баритона - был в середине 80-х годов очень популярен в лондонских мюзик-холлах. Ему неоднократно приходилось гастролировать в Европе, выступал он и в Нью-Йорке. В его репертуаре встречались и песенки, сочиненные им самим. Сценическая карьера Чарльза Спенсера Чаплина закончилась трагически: он потерял голос, лишился ангажемента, стал пить и умер в 1894 г. в лондонском госпитале св. Фомы.

Ханна Чаплин вскоре после  смерти мужа тяжело заболела. В 1896 г. она потеряла рассудок. Ее сыновья, Сид и Чарли, вынуждены были самостоятельно зарабатывать на жизнь.

Чем только не приходилось  заниматься маленькому Чарли! Он торговал газетами, работал в парикмахерской, на заводе стеклянных изделий...

Творческие способности проявились у Чарли очень рано. Малышу было всего два года, когда он выучился чечетке у отца и исполнению эстрадных песенок у матери.

Многие дети из трущоб Кеннингтона и Ламбета выступали  на тротуарах в надежде заработать несколько пенни, но талантливые братья Чаплин были среди них наиболее удачливыми. В известной степени их успеху способствовали и своеобразные театрализованные пестрые костюмы. Один из биографов Чаплина приводит слова Сиднея Чаплина: "Моя мать скроила мне куртку из остатков своего жакета и своей старой бархатной кофты... Это было бы не так плохо, если бы эти опорки не были разноцветны. Я был очень огорчен, когда мальчишки называли меня "Иосифом в разноцветной куртке". Бедняге Чарли приходилось еще хуже. Он носил красные чулки матери.

Маленькому Чарли, оставшемуся  фактически безнадзорным сиротой, угрожало принудительное помещение в приют  или в работный дом, что вряд ли оказало бы благотворное влияние  на развитие его творческих способностей.

В 80-х годах методистский проповедник "генерал" Вильям Бутс создал своеобразную религиозно-филантропическую организацию, так называемую Армию спасения. Армия спасения развернула в ряде городов, в первую очередь в Лондоне, бурную деятельность среди городской бедноты. Применяя грубо сенсационные приемы, офицеры Армии спасения возродили, по словам Энгельса, "приемы пропаганды древнего христианства".

Помимо бесплатных столовых и ночлежек Армии спасения, в Лондоне  существовали в те годы "Ассоциации английской церкви для помощи беспризорным детям", "Национальная ассоциация призрения сирот", а также пресловутый "Дом просветительных учреждений" д-ра Бернардо.

Весь этот сложный  филантропический механизм был направлен, с одной стороны, на религиозное  воспитание детей, с другой - на привитие им разнообразных трудовых навыков. В отдельных случаях администрация приютов и благотворительных учреждений прибегала к насильственному интернированию детей.

Чарли удачно избежал "отдачи на воспитание" и отправки в "Степни-хоуз", на фасаде которого красовалась многообещающая надпись: "Ни один бесприютный ребенок не встретит здесь отказа".

Но все же ему неоднократно приходилось сталкиваться с различными филантропическими организациями, в частности он нередко посещал  сеансы волшебного фонаря и так называемых туманных картин, организованные приходским священником. Чарли интересовался при этом отнюдь не благонамеренным библейско-евангельским репертуаром сеансов волшебного фонаря, а бесплатной чашкой кофе, выдававшейся по окончании сеанса.

К 1898 г. относится кратковременное  увлечение Чаплина цирком. "Впервые, - вспоминает он, - я побывал в цирке, когда мне было восемь лет. Это было в Миддльсборо... В то время я не находил ничего более прекрасного, чем клоун Лапэн. Признаюсь, что это он внушил мне желание быть похожим на него. Как я его любил и восхищался им! Представьте себе его со щеткой и с кастрюлей, отряхивающего с себя какую-то воображаемую пыль. Он вызвал такие взрывы хохота у публики, что весь город стремился посмотреть на него. Его популярность производила на меня огромное впечатление... В те времена клоунские антре были построены на экспромтах. Выходя на сцену, он никогда не знал, что будет делать, но импровизировал с захватывающей силой. Вся программа держалась на нем одном. Он в равной мере был прекрасным жонглером, наездником, акробатом, мимом. Бывало, он вскакивал на лошадь и в течение нескольких кругов по арене показывал зрителям целую драму: он любит, ревнует, убивает соперника и, закованный в кандалы, идет в тюрьму. Я находил это великолепным, и у меня не было другого желания, как подражать ему".

Девятилетний Чарли  решил идти в цирк учиться акробатическому  искусству. "... Я стал учеником акробата, - вспоминал он впоследствии. - Вы знаете, что такое жизнь ребенка-акробата. Каждый день его жизни представляет собой ужасную драму. Сколько упражнений должен он проделать, сколько раз повторить и сколько раз рискует он переломать кости, пока достигнет совершенства...

Одно из упражнений мне  не удалось. Я должен был проделать  номер, состоящий в следующем: я  становился на пальцы ног акробата, и он подбрасывал меня в воздух. Я же должен был выполнить опасное двойное сальто в воздухе и, разумеется, встать на ноги. Но акробат бросил меня слишком высоко, я не выполнил прыжка как следует, упал, шаром прокатился по опилкам, и сломал себе большой палец. Если бы мне удалось это опасное двойное сальто, вероятно, я остался бы до конца моих дней в цирке... Один опасный прыжок отвратил меня от "мира опилок".

Театральная карьера  Чаплина началась в возрасте 9 лет  в 1898 г., когда его очередное хореографическое выступление на улице привлекло внимание некоего Джексона, школьного учителя из Ланкашира. Джексон еще до этого долгое время носился с идеей организации детского танцевального ансамбля. Маленький Чарли был им использован для осуществления этого замысла.

Чарли отправился с Джексоном  на север, ансамбль кочевал из одного помещения в другое. Это обеспечило Чарли работу в течение двух лет  и приносило его семье регулярный, хотя и скудный заработок.

 

Чарльза Спенсера ЧАПЛИНА


 

1889-й - рождение. Лондон, 16 апреля.

1913-й - Чарли приглашают  на работу в студию Мака  Сеннета. 

1915-й - дебют Маленького  Бродяги. 

1919-й - вместе с Пикфордом,  Фэйрбенксом и Гриффитом Чаплин  создает собственную кинокомпанию United Artists.

1940-й - первый звуковой  фильм The Great Dictator ("Великий Диктатор").

1952-й - Чаплину запрещают  въезд в США, и он переезжает  в Швейцарию. 

1972-й - он все-таки  едет в Штаты, дабы получить  там свой спец-Оскар. 

1975-й - королева Елизавета  посвящает Чарли Чаплина в  рыцари.

1977-й - смерть, 25 декабря...

 


 

 

2. Чарли Чаплин - покорение  Голливуда.

 

Попасть на театральную  сцену Лондона в конце Х1Х - начале ХХ в. было трудно и в связи  со всесторонней монополизацией театрального дела.

В такой обстановке подростку  Чарли, уличному танцору, пришлось прокладывать себе дорогу на театральную сцену. Впервые одиннадцатилетний Чарли выступил 15 января 1900 г. в только что открытом лондонском театре "Ипподром" (выходная роль в пьесе "Джидди Остенд"), где выступали урод-великан Махов, труппа пигмеев, чемпион плавания Аннет Келлерман и другие "звезды".

В течение периода  с 1900 по 1913 год Чаплин сменил несколько  трупп, несколько стилей, приобрел опыт и мастерство настоящего театрального актера.

28 ноября 1913 года состоялось  последнее выступление Чаплина на театральной сцене. Подписав контракт с фирмой "Кистоун", Чаплин навсегда покинул театр и стал киноактером.

Переход Чаплина из театра в кино был для него не только "переменой профессии": он по сути дела означал эмиграцию из Англии в США. Уход из английского театра в американское кино был, следовательно, явлением вторичным, не причиной, а следствием. Чаплин с горечью вспоминал: "Мне не нравились барьеры, воздвигаемые между классами, чтобы подавить бедняков, к которым принадлежал и я, и, эмигрируя в Америку сорок пять лет назад, я предпочел бы стать там продавцом в мясной лавке, чем в Англии лордом Пибоди".

 

Существует очень распространенное мнение, что и сам Чаплин, и  его герой творчества Чаплина  следует искать лишь в американском кинематографе, что, наконец, Чаплин и театр полярны друг другу во всех возможных смыслах. Эта легенда возникла еще в начале 20-х годов, когда в формалистических поисках абстрактной "специфики" теоретики "чистого кинематографа" пытались вбит клин между кино и театром.

В свете изложенных выше фактов творческой биографии Чарльза Спенсера Чаплина легенда о его "сугубо кинематографическом" происхождении оказывается несостоятельной. В кинематограф Чаплин - профессиональный театральный актер с тринадцатилетним стажем - принес не только виртуозное мастерство эстрадного актера, но и реалистические традиции английской клоунады, традиции демократических народных театров.

Во всеоружии этого  искусства, предполагающего какое-то сатирическое или скептическое отношение  к "общепринятому", появился Чаплин в американском кино.

Этому отношению к "общепринятому" Чаплин учился не только у Дена Лейно, Литтл Титча и Фреда Карно. Его интересы не ограничивались искусством современных ему эстрадных актеров. Он внимательно и пристально изучал жизнь и нравы обитателей Кеннингтона, Ламбета и Ист-Энда. Мельчайшие детали костюма, неуловимые оттенки походки, манера разговаривать и жестикулировать, догонять переполненные пассажирами омнибусы или переругиваться с соседями - все это интересовало Чаплина, во всем этом он видел проявление определенных характеров, сложившихся в атмосфере нищенских кварталов Лондона.

На всю жизнь он запомнил жалкого слепого нищего, неизменно стоящего у сырой, покрытой плесенью стены моста Ватерлоо, его  не менее жалкую больную собаку, свернувшуюся калачиком у ног старика, ханжеский облик проповедников из Армии спасения, смешную "утиную" походку старого извозчика, присматривающего за лошадьми у пригородного кабака, унылые фигуры уличных шарманщиков и акробатов, торговца фруктами с жадными, голодными глазами и распухшим от водянки животом, оборванных детишек, играющих на задворках камнями и щепками, и солидных "бобби" - полицейский подобно восклицательным знакам расставленных на углах и перекрестках...

Запомнились Чаплину  и "декорации" лондонских окраин, впоследствии воспроизведенные им в студиях "Маджестик", "Лоун Стар" и "Ла-Бреа": высокие, уныло однообразные серые дома с маленькими подслеповатыми окнами, узкие, грязные, давно не метенные тротуары, груды мусора и железного лома на пустырях, лотки с овощами и фруктами, вывески молитвенных домов Армии спасения.

Информация о работе Чаплин и немое кино