Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 23:26, реферат
Кошмар смерти всегда преследовал людей. Он порождал специфические представления о трагизме жизни. “Смерть не имеет образа, - говорит байронский Люцифер, - но всё, что носит вид земных существ, поглотит”. Конечность человеческого существования неотвратимо ставит вопрос о смысле земного удела, о предназначении жизни. Несомненно, проблема смерти относится к числу фундаментальных, и затрагивает предельные основы бытия…
1.Введение
2.Тема смерти как компонент культуры
3.Смерть: Натура и культура
4.Эволюция отношения к смерти от средних веков
до современности
5.1«Все умирать будем»
5.2. «Смерть своя»
5.3. «Смерть далёкая и близкая»
5.4. «Смерть твоя»
5.5. «Смерть перевернутая»
6.Заключение
Смерть в эту эпоху становится неприличной, грязной, чего не могло быть, например, в викторианскую эпоху. Не подобает теперь делать смерть публичной. «Больше не считается возможным, чтобы кто угодно входил в комнату умирающего, где пахнет мочой, потом, грязными простынями».
С начала XX в. общество начинает отдалять от себя смерть, делает ее приватным актом, в котором могут участвовать только близкие люди, а в дальнейшем от него отстраняется и семья, когда начала происходить госпитализация больных. В это время происходит «триумф медикализации». Теперь, смерть может укорачиваться или продлеваться в зависимости от действий врача.
Похороны
проводятся более скромно, нормой стала
кремация, а траур и оплакивание
стали считать практически
Подводя итоги, хотелось бы обратить внимание на то, как изменялось отношение к смерти с древних времён и до наших дней. Если в древности и в Раннем Средневековье смерть была прирученной, ее не боялись, а воспринимали просто как неизбежность, то с течением времени ее стали избегать и отталкивать, именно сейчас она становится «дикой».
Что
касается медицины, ее вмешательства,
то, как пишет Арьес, «смерть в больнице,
ощетинившаяся трубками медицинских приборов,
становится сегодня более леденящим душу
образом, нежели скелеты и трупы искусства
macabre». С этим можно согласиться.
Заключение
Осмысление смерти имеет огромные философские, духовные истоки и традиции. С истолкованием феномена смерти связаны разносторонние бытийные проблемы.
Современная культура, судя по всему, стоит на пороге грандиозных открытий, связанных с тайнами бытия и смерти. Огромный этнографический, философский, естественнонаучный материал, который накоплен учёными, позволяет значительно расширить рамки обсуждения темы.
Космологические обобщения и рациональная мысль имеют тенденцию либо обесценивать, либо концептуализировать смерть – умалять её метафизическое значение, сводить абсолютную трагедию к явлению относительному, тотальное уничтожение – к частичному, тайну – к проблеме, вопиющий факт – к закономерности. Поэтому существуют два очевидных и противоречащих друг другу факта. С одной стороны, перед нами тайна метаэмпирического, то есть бесконечного масштаба, или, точнее, вообще внемасштабная; c другой - событие, знакомое по опыту, случающееся иногда непосредственно на наших глазах. Смерть – это бездна, которая внезапно разверзается на пути неостановимой жизни, живущий вдруг, как по волшебству делается невидимкой – в одно мгновение, будто провалившись сквозь землю, уходит в небытие.
Смерть
– точка касания к
И вместе с тем смерть становится последним прибежищем, остовом, стержневой осью человеческого бытия. На этом настаивает Мартин Хайдеггер.
Смерть, действительно, есть последний и самый радикальный способ самоидентификации. Обращённость к смерти, экзистирование за пределы наличного бытия даёт возможность человеку спроектировать свою самость, исключив помехи повседневной размытости. Выдвижение в Ничто помогает сосредоточиться на самом себе, сгруппироваться в своём противостоянии жизненному потоку и, одновременно, в участии в нём. Всё это помогает сформулировать ряд основных итогов обсуждения темы.
Во-первых, это идущее от Хайдеггера различение онтологического и онтического аспектов смерти, позволяющее коррелировать интуиции непостижимого настоящего собственной смерти и репрезентации прошлого смерти другого.
Во-вторых, это знание и принятие неизбежности, осознание позитивности и придание суверенности собственной смерти, что является предельным витальным основанием самоидентификации личности, выступает ориентирующим и проектирующим началом человеческой жизни, придаёт жизни человека образ смысловой завершённости.
В-третьих, концептуально смерть должна быть ухвачена дважды: как образ реального телесно-вещественного прекращения жизни в пространственно временной единице настоящего, и как образ бестелесного события – аффекта, распределённого в пространственно-временном континууме прошлых и будущих состояний жизни.
Человек
не может войти в смерть достойно
и гармонично, если он не подготовлен
к этому, если он не знает пути к
смерти, если он скован страхом и
трепетом. Философия, наука и религия с
древних времен и по наши дни до сих пор
не могут уверовать и успокоить его.
Список использованной литературы
Арьес
Ф. Человек перед лицом
смерти.
Тайна
смерти: Сборник статей
Гуревич
П.С. Антология страха.
Ялом
И. Экзистенциальная
психотерапия.
Карандашев
П. Жизнь без страха
смерти.
Хайдеггер
М. Время и бытие:
Статьи и выступления.
Рязанцев
С. Танатология —
наука о смерти.
Тресиддер
Д. Словарь символов.
Гуревич
А.Я. Смерть как проблема
исторической антропологии.
Янкелевич
В. Смерть