Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:41, реферат
Тойнби полагал, что цивилизации есть определенные типы человеческих сообществ, «вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев - словом, в области культуры». Для Тойнби цивилизация - это достигшая пределов самоидентификации культура, в пределе это может быть человеческая или глобальная цивилизация.
Цель данного реферата - рассмотреть динамику культуры А.Дж.Тойнби, стадии их развития.
Введение
Культура и цивилизация в работах А.Тойнби
Сравнительный анализ культурологических исследований по теме
Собственная позиция
Словарь основных терминов
Заключение
Список использованной литературы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет»
Социально-экономический институт
Кафедра «Философия и история мировоззрения»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по культурологии
Тема «Динамика культуры у А.Д.Тойнби»
Выполнил: студент I курса |
заочного отделения
НГПУ института
Удалов С.П.
Преподаватель:
к.ф.н., доц. Мальцева С.М.
Нижний Новгород
2012
Содержание:
Введение
Словарь основных терминов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Важнейшие свойства культуры - ее подвижность и способность к изменению и развитию. Изменения культуры во времени и пространстве описывает динамика культуры. Внешние изменения проявляются как через расширение уже существующих, так и через возникновение качественно новых культурных форм. При этом изменения в культуре протекают либо в форме активизации, либо в форме замедления, что находит свое выражение в темпах и ритмах динамики культуры, а также в различных ее видах и формах.
Проблема культурной динамики
принадлежит к числу
Существует несколько
теорий культурно-исторического
Теория А.Дж. Тойнби может считаться кульминационным пунктом в развитии теорий «локальных цивилизаций», его монументальное исследование «Постижение истории» многие ученые признают шедевром исторической и макросоциологической науки.
На основе глубокого изучения
колоссального объема фактов мировой
истории Тойнби предпринял попытку
переосмыслить тенденции
Тойнби полагал, что цивилизации есть определенные типы человеческих сообществ, «вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев - словом, в области культуры». Для Тойнби цивилизация - это достигшая пределов самоидентификации культура, в пределе это может быть человеческая или глобальная цивилизация.
Цель данного реферата - рассмотреть динамику культуры А.Дж.Тойнби, стадии их развития.
Арнольд Джозеф Тойнби (Toynbee) (1889-1975) – английский историк, социолог, философ культуры, дипломат и общественный деятель, создавший один из наиболее оригинальных вариантов концепции локальных цивилизаций. Идеи А. Тойнби стали продолжением идей, которые высказывались до него Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером и другими исследователями.
Если "ранний" Тойнби (10-е
гг.) видел в национальном государстве
основную единицу всемирной истории,
а "средний" (20-40-е гг.) искал
таковую в локальных
Концепция А. Тойнби была изложена им в двенадцатитомном труде «Исследование истории», который писался им на протяжении более 25 лет (1934-1961г.г.) Свою работу ученый посвятил обозрению всемирной истории, которое он выстраивает на основе представления о самозамкнутых, отдельных образованиях-цивилизациях. Истинными объектами истории, утверждает Тойнби, являются общества, цивилизации.
Прежде чем говорить о теории циклов цивилизаций, необходимо понять, что же Тойнби подразумевает под понятием «цивилизация». Согласно Тойнби, цивилизация представляет собой общность людей, которые проживают на общей территории и обладают общими духовными традициями и сходным образом жизни. Тойнби сравнивает цивилизацию с биологическим видом, который имеет собственную среду обитания. В этом отношении концепция Тойнби не оригинальна, она продолжает идеи Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера. Другими словами цивилизация – это та среда, в которой живет человек, среда его обитания и творческой деятельности. А что такое культура? Культура это то, что создано руками человека, это основная часть цивилизации. Она изменяется, как цивилизация и развивается по тем же законам, что и цивилизация. Из этого можно сделать вывод, что в своей концепции Арнольд Тойнби как бы объединяет два этих понятия. Изучая в своей работе цивилизацию, он изучает культуру.
Проблема типологизации цивилизаций
Истинными объектами истории, по утверждению А. Тойнби, являются общества, цивилизации. В отличие от своих предшественников он выделяет двадцать одну цивилизацию, когда-либо существовавшую на Земле, Впрочем, по ходу своих исследований А. Тойнби сокращает это число до тринадцати. А в настоящее время их осталось пять, не считая две реликтовые:
- западная христианская цивилизация;
- православная христианская цивилизация;
- исламская цивилизация;
- дальневосточная цивилизация;
- индуистская цивилизация.
Между некоторыми из этих цивилизаций существуют родственные отношения, например, западная христианская и православная христианская происходят из эллинской цивилизации. Цивилизации, кроме этого, взаимодействуют друг с другом и могут влиять друг на друга. Такая точка зрения в корне противоречит точке зрения О. Шпенглера, согласно которой цивилизации являются замкнутыми в себе сущностями, не способными понять друг друга и не проистекающими одна из другой. [3, c.18]
Тем не менее, А. Тойнби также не приемлет и концепцию «единства цивилизации», объясняя ее, как и О. Шпенглер, гипертрофированным чувством евроцентризма современных историков: «Во-первых западные историки считают, что в настоящее время унификация мира на экономической основе Запада более или менее завершена, а значит, как они полагают, завершается унификация и по другим направлениям. Во-вторых, они путают унификацию с единством, преувеличивая таким образом, роль ситуации, исторически сложившейся совсем недавно и не позволяющей пока говорить о создании единой Цивилизации, тем более отождествлять ее с западным обществом».
Проблема локальности в культурологи А. Тойнби
Арнольд Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации он отличал тем, что они оказали заметное влияние на другие цивилизации и ход мировой истории в целом. К ним относятся шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, христианская, исламская и некоторые другие.
Локальными цивилизациями А.Тойнби называл те, которые характеризуются замкнутостью в национальных рамках. К ним он относил русскую, немецкую, американскую и другие цивилизации.
В отличие от своих предшественников, Арнольд Тойнби не отрицал существования мировой цивилизации. В ней он видел не предпосылку, а результат мировой истории. А. Тойнби считал, что спасение всех цивилизаций состоит в единении, которое возможно лишь на основании мировой религии. Такая религия должна возникнуть как результат объединения существующих мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Таким образом, хотя А.Тойнби и считал цивилизации замкнутыми образованиями, цель мировой истории он видел в создании единой мировой культуры. [1, c.22]
Проблема динамики культуры в понимании А. Тойнби
Каков же жизненный цикл
цивилизаций в концепции
Концепция А. Тойнби: «Вызов и Ответ» - движущая пружина в развитии культуры
Выделив основные стадии развития цивилизации, необходимо ответить на вопрос: что заставляет примитивное общество, жившее стационарно на протяжении многих тысяч лет, однажды проснуться и начать непрерывное поступательное движение; есть ли что-либо единое, стоящее за всеми стадиями развития цивилизаций? В поисках этого первопринципа Тойнби приходит к концепции Вызова и Ответа. Не найдя детерминированных, «неодушевленных» причин зарождения и развития цивилизаций, Тойнби вводит через миф об искушении твари Божьей Дьяволом и последующем преображении искушаемого через творение Господне противоречие в качестве основного движущего механизма истории: Дьявол бросает Богу «Вызов», но своими подрывными действиями он лишь обнаруживает слабые стороны божественного творения, тем самым, побуждая Бога к «Ответу», т.е. новому творчеству. «…Дьявол обречен на проигрыш. Зная, что Господь не отвергнет… предложенного пари, Дьявол не ведает, что Бог молчаливо и терпеливо ждет, что предложение будет сделано. Получив возможность уничтожить одного из избранников Бога, Дьявол в своем ликовании не замечает, что он тем самым дает Богу возможность совершить акт нового творения. Таким образом божественная цель достигается с помощью Дьявола, но без его ведома». [5, c.336]
Однако какова же роль самого человека, являющегося предметом спора Бога и Дьявола? Отвечая на вопрос, А. Тойнби склоняется к тому, что человек и есть то самое существо, которое несет в себе и «божественное» творческое начало, и «дьявольское» стремление к разрушению. «Известна концепция, согласно которой объект спора между Богом и Дьяволом есть воплощение Бога. Это центральная тема Нового завета. Концепция, согласно которой, предмет спора – человек, одновременно является воплощением Дьявола, менее распространена, но возможно, не менее глубока. Остается признать эту роль «Дьявола-Бога», совмещающего в себе часть и целое, арену и состязающегося, ибо часть пьесы, где происходит собственно спор между силами Ада и Рая, - лишь пролог, тогда как само содержание пьесы – земные страсти человека». [2, c.275]
Если отвлечься от образного
стиля изложения, то концепция Арнольда
Тойнби дает ключ к пониманию творческой
природы и возможной
Ответом на вызов может быть либо рост - «переход в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры» состояние, либо смерть, проигрыш. Выйдя на новую ступень, система вновь выводится из равновесия и так далее до тех пор, пока на очередной вызов не после последует адекватного ответа. Вызовы могут быть как внешними (стимулы, необходимые для генезиса цивилизации) так и внутренними (творческий порыв гения, развитие науки). Причем системе требуется лишь первоначальное наличие внешних стимулов, которые затем по мере развития системы превращаются во внутренние вызовы. Именно такое динамическое, прогрессирующее противоречие и является залогом развития цивилизации и индивидуумов, ее составляющих.
Как уже говорилось выше,
некоторые из вызовов могут получать
достойные ответы, в то время как
другие могут остаться и без ответа.
Если суровость вызова будет усиливаться
до бесконечности, гарантируется ли
тем самым бесконечное