Досуговое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:43, контрольная работа

Описание

Рассматривается общение в условиях досуга, которое представляет собой многоликое явление. Легче всего разобраться в многообразных его формах, следуя от простого к сложному. И начать здесь лучше всего с общения людей, о которых принято говорить, что они собираются вместе просто так, без какой-либо четко выраженной предметно-деятельностной цели. Наиболее простой формой этого общения является самый обыкновенный и хорошо знакомый всем разговор.

Работа состоит из  1 файл

досуговое общение.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)

Контрольная работа 

Тема: «Организация досугового общения на современном  этапе» 
 
 
 

                                                                               

2011

 

      

      СОДЕРЖАНИЕ

 

       Введение

 

      В наши дни досуг во все большей мере считается той сферой человеческой жизни, которая обуславливает ее равновесие и полноценность. При этом досуг не только обеспечивает условия для расслабления, но предоставляет возможности для отвлечения от действительности, ухода в мир фантазий, возвышенных чувств, сложных эстетических переживаний и эмоций. 

      В настоящее время досуг является средством компенсации напряжения и стрессов, вызванных обстоятельствами жизни и работы в условиях высокотехнологического, предельно конкурентоспособного, быстро изменяющегося процесса общественной жизнедеятельности, который требует максимальной концентрации сил и способностей работающей части населения и стимулируется всеми средствами информации, массовой коммуникации и межличностным характером взаимодействия.

      Сегодня на этапе  динамичного реформирования общества люди, так или иначе, соприкасаются с весьма обильной информацией, а вот «переварить» ее далеко не всегда успевают и могут. Окружающая нас жизнь настолько насыщена событиями, что теперь надо думать в первую очередь о том, чтобы помочь человеку поразмышлять, оценить, взвесить увиденное и услышанное, обменяться мнениями и суждениями по этому поводу.

      Общение является неотъемлемой составляющей человеческой жизни. Индивид  не может существовать вне связи с другими индивидами, не обмениваясь с ними информацией. Сама человеческая сущность включает в себя взаимоотношения с другими.

      Большое влияние  на характер свободного общения оказывает  широкое развитие средств массовой информации. Оно заключается не только в обогащении и содержании досуговых контактов, но и в появлении целого ряда не практиковавшихся ранее форм межличностного воздействия.

      1. Сущность и особенности межличностного общения в сфере свободного времени

 

      Общение, как сложный и многогранный процесс, исследуется различными науками, философией, психологией, педагогикой, социологией, этнографией, лингвистикой, культурологией. В этих дисциплинах существует столь большое количество определений общения, что вопрос о дефиниции этого понятия нередко становится самостоятельной научной проблемой.

      Процесс общения представляет собой проявление и формирование отношений людей. Общаясь, люди оказывают более или менее сильное влияние на стремления и желания, на мысли и чувства друг друга. Взаимоотношения - это специфический вид отношения человека к человеку, который предполагает одновременное или отсроченное ответное личное отношение. Выделяются объективные отношения, в которые люди с необходимостью вступают в процессе своей жизнедеятельности, и субъективные отношения, представляющие собой отражение этих отношений в виде чувств и мыслей.

      Общение есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг другу и воздействующих друг на друга. Социальные психологи утверждают, что продуктивность общения зависит, во-первых, от того, как люди воспринимают друг друга; во-вторых, от того, какие они при этом испытывают чувства; в-третьих, как они взаимодействуют.

      Можно сказать, что человек вынужден общаться, так как без взаимодействия с другими он не сможет выжить. Но общение только ради выживания оставляет человека на уровне животного. Развитие мышления и языка способствует повышению уровня общения, формирует новые цели и задачи коммуникативного процесса. Ведь животные взаимодействуют друг с другом не только не осознавая себя, но и не понимая большинства закономерностей окружающего мира. Примитивные уровни человеческого общежития не столь далеко уходят от таких форм межиндивидуальных контактов, хотя качественная разница природы общения очевидна. Объединяет же людей и животных в данном случае отсутствие осознания целей своего общения, отсутствие рефлексивной деятельности. Дорефлексивное общение является базовой формой любого межличностного взаимодействия, поэтому и в настоящее время оно очень распространено.

      Человеческое  общение представляет собой субъект-субъектное взаимодействие. Другими словами, общение  тем полнее и продуктивнее, чем  с большим основанием мы можем  квалифицировать человека как субъекта. Ведь в процессе коммуникации люди передают как осознанную, так и неосознанную информацию. Чем больше процент передачи осмысленной информации, тем с большим основанием мы можем считать действие индивида подлинно человеческим. Подлинное общение - это общение сформировавшихся личностей.

      В реальной жизни общение может выступать как взаимодействие равного с равным по какому-то существенному признаку как контакт ведущего и ведомого, превосходящего и подчиняющегося. Любое общение - это или союз, или подчинение. Общение на равных весьма затруднено для выдающихся людей. С глубокой древности дошла до нас мысль, подтверждающаяся во многом и современной наукой: люди с самым высоким, а также с самым низким уровнем интеллекта общаются меньше обычных, среднего уровня, людей.

      Иерархическое общение или общение-внушение (воспитание, обучение) не менее распространено, чем его другие формы. На лидере этого процесса лежит большая ответственность за результаты своего воздействия. В онтогенезе общение является первичной доминирующей формой отношения ребенка к окружающей среде. Эта форма предполагает, что ребенка сначала понимает мать, затем ребенок понимает мать и других людей, от которых зависит реализация его собственных желаний. Если в предметной деятельности объектом является неодушевленная вещь, которая существует независимо от ребенка и равнодушна к его желаниям, то в общении объектом является человек, который одновременно является субъектом, следовательно, общение - это субъектно-субъектные отношения, диалог, в процессе которого ребенок приучается к ненасильственному разрешению межличностных противоречий и конфликтов.

      В педагогике общение рассматривается как один из факторов формирования личности, ее социализации. Исследуются виды и функции педагогического общения. Содержание общения рассматривается как по вертикали: «ученик - учитель», «учитель - директор», так и по горизонтали: «ученик - ученик», «мальчик - девочка». Отмечается закономерность: взаимоотношения между детьми зависят от стиля отношения воспитателя к детям. По мере роста педагогического мастерства и культуры общения количество воздействий (особенно словесных) уменьшается, но эффективность воздействия педагога увеличивается. Осуществление широкомасштабного взаимодействия взрослых и детей - один из важнейших путей сближения поколений. Выделяют внутреннюю и  внешнюю цели педагогического общения. Внешняя состоит в передаче наставником своего жизненного опыта, своих умений и навыков. Насколько вырастает мастерство обучаемого, настолько успешным можно считать данное взаимодействие. Внутренняя цель состоит в налаживании доверительных отношений, обмене опытом духовной жизни. Успешность такого взаимодействия определяется ростом личностных качеств ребенка.

      В структуре общения выделяются деловое  общение, как общение, обусловленное  необходимостью предметной деятельности, и свободное общение, направленное на реализацию личностных потребностей индивида. В процессе общения возможны взаимопонимание, согласие, содействие или, наоборот, борьба, конфликт, противодействие. Иногда выделяют «внутреннее общение» - взаимодействие человека с самим собой, своим внутренним миром. Внутренние диалог и монолог являются формой осуществления борьбы мотивов и выбора поступка.

      Общение также делится на вербальное (речевое) и невербальное (неречевое). В структуру речевого общения входят значение и смысл слов и фраз: такие звуковые явления, как темп, тембр, высота, паузы и т.п. В процессе речевого общения, как утверждают ученые, лишь 9% информации передают звуки-слова, 38% - интонация, эмоциональная окраска речи и 53%, т.е. больше половины, передается невербальным путем: мимикой, жестами, позой и т.д.

      Эмоциональная привлекательность любого вида совместной деятельности обусловлена в значительной мере человечностью делового, официального, формального и личностного, неофициального, неформального общения. Благоприятные взаимоотношения людей в совместной деятельности обеспечивают внутреннюю мотивацию, личностную защищенность, переживание эмоционального благополучия каждым из них.

      Оптимальное педагогическое общение призвано активизировать операциональное напряжение, обеспечивающее успешное выполнение совместной деятельности, не создавать эмоциональную напряженность, дезорганизующую, изматывающую нервную систему, снижающую работоспособность. Явные симпатии, экспрессии приязни, одобрения воодушевляют общающихся, утверждают в правильности избранного стиля и способов общения. Равнодушие или очевидный негативизм заставляют задуматься о допущенных коммуникативных просчетах, искать другие пути к взаимопониманию и успеху. Следовательно, в коммуникативном взаимодействии можно выделить следующие ведущие функции:

      - согласование и координирование совместной деятельности, стимулирование внутренней мотивации общающихся, их интеллектуального, эмоционального и волевого развития;

      - создание отношений совместимости, взаимопонимания и сопереживания;

      - формирование культуры общения.

      Соответственно  индикаторами культуры общения выступают следующие компоненты:

      - адекватность реакций, синхронность совместной деятельности, высокие результаты труда;

      - эмоционально-познавательная активность, атмосфера творческого поиска, сотрудничества, радости познания и общения;

      - соблюдение нравственно-этических  норм.

      К структурным компонентам общения относятся социально-психологический, нравственно-этический, эстетический, валеологический. технологический и др. 

 

       2. Организация досугового общения в современных условиях

 

      В технологическом отношении общение  в условиях досуга представляет собой  многоликое явление. Легче всего  разобраться в многообразных его формах, следуя от простого к сложному. И начать здесь лучше всего с общения людей, о которых принято говорить, что они собираются вместе просто так, без какой-либо четко выраженной предметно-деятельностной цели. Наиболее простой формой этого общения является самый обыкновенный и хорошо знакомый всем разговор. Здесь в качестве объединяющего занятия выступает элементарная беседа. Люди собравшиеся обсуждают какие-то взаимоинтересные события, делятся новостями, вспоминают прошлое, говорят о планах на будущее и т.д.

      В современных условиях функционирование свободного общения тесно связано с развитием развлекательно-игровых занятий. В этом виде досуговой деятельности коммуникативный элемент настолько силен и значителен, что само по себе развлечение становится зачастую не более чем поводом для удовлетворения потребности в общении. Наличие такого положения реально осознается самими людьми и четко зафиксировано в целом ряде исследований.

      Наряду  с общими чертами, развлекательно-игровая коммуникация обладает целым рядом специфических и даже уникальных качеств. Прежде всего, ей свойственен особый демократизм, неофициальность, легкость установления межличностных связей. Человек, включившись в игру, сравнительно быстро обретает столь необходимые для полноценного общения раскованность, свободу, непосредственность.

      Игровые контакты являются отличным средством, снимающим или нейтрализующим застенчивость, замкнутость, излишнюю официальность, чопорность и другие качества, довольно часто мешающие завязыванию новых знакомств и закреплению дружеских отношений.

      Как специфический вид общения, игровые контакты обладают значительными информационно-воспитательными возможностями. В процесс очень многих игр легко и органично вплетается бытовая разговорная беседа. Несмотря на ее кажущуюся мимолетность и некоторую легковесность, она всегда позволяет обменяться основными новостями и обсудить наиболее значительные события.

      Нельзя  забывать, что игровая компания, особенно в устойчивом, постоянном составе - это своего рода микроколлектив людей, объединенных общей целью и деятельностью. И каждый по своему опыту знает, сколь влиятельными и авторитетными могут стать вырабатываемые здесь мнения, суждения, вкусы.

Информация о работе Досуговое общение