Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:43, контрольная работа
Рассматривается общение в условиях досуга, которое представляет собой многоликое явление. Легче всего разобраться в многообразных его формах, следуя от простого к сложному. И начать здесь лучше всего с общения людей, о которых принято говорить, что они собираются вместе просто так, без какой-либо четко выраженной предметно-деятельностной цели. Наиболее простой формой этого общения является самый обыкновенный и хорошо знакомый всем разговор.
Особенно интересен коммуникативный аспект такой формы развлекательных занятий, как танцы. Основным мотивом посещения танцев является возможность общения со сверстниками. Танцы очень удобны и для встреч с друзьями, и для завязывания новых знакомств. Царящая здесь атмосфера и правила этикета обуславливают особую простоту и легкость вступления в беседу. Танцевальные вечера расширяют сферу повседневного общения молодого человека, представляют столь важный на ранних этапах знакомства повод для повторных встреч, способствуют зарождению и углублению контактов.
Потребность в общении, включая и досуговое общение, достаточно ярко выражено буквально у всех возрастных категорий населения. Однако нет никакого сомнения в том, что наиболее «коммуникабельной» является все-таки молодежь. Это объясняется целым рядом причин.
Главная из них - само социальное положение молодежи и те специфические вопросы, которые ей приходится решать. Юность - это пора активного самопознания и самоутверждения, а сделать это можно только в общении и через общение.
Молодежь находится в постоянном ожидании встреч. На раннем этапе это связано с поисками приятелей, товарищей и друзей. Несколько позже очень важными становятся матримониальные мотивы - молодые люди стремятся к созданию собственной семьи. Вполне понятно, что и то, и другое также невозможно вне и помимо межличностного общения.
Молодежное общение во многом специфично по своему содержанию и структуре. Нетрудно заметить, что в нем особенно ярко проявляется самоцельность и самоценность личностных коммуникаций. Довольно часто молодым людям вполне достаточно встречи в собственном смысле слова независимо от ее конкретного деятельного содержания. Удовольствие доставляет даже элементарное «ничегонеделание». Общение молодежи отличается ярко выраженной «разговорностью». И источник ее вполне понятен - в этом возрасте так важно осмыслить, обсудить, выверить на других волнующие тебя проблемы.
«Общение лицом к лицу» в небольшой группе людей или компании, считают исследователи молодежных проблем, если оно носит сравнительно устойчивый характер, основанный на общности интересов, открывает несравненно большие возможности для внутренней раскованности и эмоциональной глубины контакта, для более полного самовыражения, внимания друг к другу и взаимопонимания, чем любое другое общение, несущее на себе печать интенсификации и массовости, а, следовательно, фрагментарности и спешки. Вероятно, именно этим можно объяснить наблюдающееся среди молодых людей тяготение к микрообщению (триады, диады).
Вместе с тем нельзя забывать, что сама по себе молодежная потребность в общении еще не означает, что реализация ее будет обязательно развиваться в продуктивном русле. Молодой возраст - это возраст активных нравственных исканий, в процессе которых человек определяет свою позицию по отношению к другим людям. На этом пути всегда возникает много тревог, сомнений, разочарований. Стихийное уличное общение, несмотря на целый ряд привлекательных его сторон в культурном отношении, нередко оказывается ущербным. С улицы дуют не только добрые, но и злые ветры.
Среди форм общения, ориентированных, прежде всего, на молодежную аудиторию, особую популярность завоевали клубные вечера и встречи в постоянно действующих клубных кафе. Эта работа настолько прочно вошла в практику, что многие новые проекты социокультурных сооружений предусматривают для такого досуга как соответствующие помещения, так и необходимое оборудование.
По сравнению с другими формами контактов, свободное общение в клубном кафе обличается своеобразием. Обстановка, стиль, обычай и правила поведения, психологический настрой располагают здесь к неспешному разговору, обмену новостями, спокойному отдыху. Удачное сочетание интимности и некоторой праздничной приподнятости вызывает у людей самочувствие, подобное тому, какое они испытывают в гостях у добрых и близких знакомых.
Основным элементом свободного общения в клубном кафе являются дружеские контакты с сидящими соседями по столику. Даже в том случае, когда тут собираются незнакомые или малознакомые люди, они, как правило, быстро сходятся и легко вступают в разговор на самые различные темы.
В содержательном отношении досуговые занятия отдыхающих в кафе впитали все лучшее, что выработано практикой рекреационной деятельности. Посетители такого кафе имеют возможность поиграть в настольные игры, посмотреть небольшие концертные программы, послушать музыку, потанцевать и т.д.
Большую популярность в клубных кафе завоевали встречи с интересными людьми. Следует сразу подчеркнуть, что в данном случае речь идет о встречах, существенно отличающихся от программ с тем же названием, проводимых в больших клубных залах. Сама аудитория кафе, представляющая сравнительно небольшую группу сидящих за столиками людей, позволяет добиться полной интимности, непринужденности, домашности. Разумеется, и здесь могут быть выступления с эстрады. Однако большую часть времени гости проводят вместе и наравне со всеми: сидят за столиками, беседуют с соседями, слушают других выступающих. Эти, казалось бы, незначительные обстоятельства придают общению особую прелесть. Возникает возможность индивидуального контакта с интересным человеком; возможность лично с ним побеседовать, задать ему какие-то особые вопросы и т.д.
Просветительно-
По сравнению со встречами в собственном смысле, встречи, проходящие в рамках клуба, обретают ряд дополнительных качеств. Аудитория их более стабильна, встречи организуются по плану и имеют определенную логическую взаимосвязь. Четкая специализация на работе определенного типа позволяет поставить ее на более прочную организационно-методическую основу: используются абонементы, вводится единый традиционный день сбора и т.д. Постоянно посещающие клуб имеют возможность решающим образом влиять на тематику, содержание и форму встреч, от них исходит инициатива и во многих других вопросах.
Клубные встречи, в какой бы конкретной модификации они ни осуществлялись, обладают большим педагогическим потенциалом. Они в наибольшей мере соответствуют сущностной природе социокультурных центров как организаторов воспитывающего общения.
В
нашей стране появилось много
разнообразных форм организации свободного
общения, рассчитанных на строго определенный
контингент отдыхающих. К ним, прежде всего,
следует отнести вечера-встречи для тех,
«кому за тридцать». Эти вечера существенно
отличаются от других программ, в том числе
и от наиболее близких им по ряду формальных
признаков традиционных вечеров отдыха.
Появление в методическом арсенале специальных
форм общения людей среднего возраста
связано с некоторыми особенностями их
коммуникативных и рекреационных потребностей.
Существует большое число мужчин и женщин,
которые по тем или иным причинам не имеют
собственной семьи: одни всю жизнь оставались
одинокими, у других дети выросли и стали
самостоятельными и т.д. Чаще всего эти
люди активно трудятся и, следовательно,
имеют достаточно развитую сферу производственно-
Используемые здесь технологии имеют довольно существенные отличия от методик, сориентированных на организацию общения молодежи. Прежде всего, в этих условиях резко возрастает удельный вес чисто коммуникативных элементов. Если в молодежной аудитории общение развертывается, прежде всего, на базе многообразных развлечений, то в программах «Для тех, кому за тридцать» развлекательные занятия хотя и остаются, но явно уходят на второй план. В данной ситуации можно с полным правом говорить об общении как о вполне самостоятельном и самоценном виде деятельности, об общении ради общения.
Нельзя не отметить, что, оказываясь в среде сверстников, близких к нему по своим ориентациям, человек чувствует себя более уверенно: пропадает неизбежная в иных ситуациях стеснительность, легче определяется предмет разговора, быстрее выявляются какие-то общие пристрастия и увлечения. С другой стороны, у людей в данном случае появляется больше возможностей непосредственно включиться в предлагаемые занятия - подобрана соответствующая художественная программа, с учетом специфики возраста строятся развлечения и т.д.
Определенные особенности имеет методика организации культурного общения семейных людей. Членам зрелой семьи, особенно при наличии детей, трудно пожаловаться на дефицит общения. Однако структура последнего отнюдь не является здесь идеальной. С созданием семьи резко увеличивается продолжительность домашнего труда и происходит повышение удельного веса индивидуальных форм потребления культуры. Особую роль в данном случае начинает играть телевидение - телевизору, как показывают опросы, отдается более половины времени, связанного с бытовым участием в культуре. Соответственно, домашнюю направленность приобретает и общение. Главной его формой становится прием гостей и хождение в гости.
Совершенствование досуга семейных людей - этой самой многочисленной группы взрослого населения - предполагает выведение общения из узкосемейных рамок. Объективно тяга к внесемейному общению у людей есть. Однако реализовать ее нелегко - не хватает свободного времени, не с кем оставить детей - вот причины, которые чаще всего называют матери и отцы семейств, когда их спрашивают, «почему они редко выбираются из дома».
Нет никаких сомнений, что здесь социально-культурные центры должны идти по линии внедрения специализированных форм работы. Наиболее освоенными из них являются так называемые семейные дни и вечера, когда организуются детские комнаты с игротекой, чаепитием и всем прочим, что необходимо самым юным посетителям, пока их родители отдыхают по своей собственной программе.
На современном этапе одной из важнейших задач работы по организации общения семейных людей является формирование привычки к культурному обогащающему досугу. Ведь именно этих качеств так недостает и гостевому застолью, и межсоседским контактам, и так называемым околодомашним формам общения (домино, карты, другие игры во дворе). Серьезного совершенствования требует как содержание, так и структура досугового общения.
На определенном этапе своего развития свободное общение, не меняя качественной сути, обретает ряд дополнительных характеристик. Контакты становятся более регулярными. Намечается определенная периодичность встреч. Состав тех, кто вовлечен в сферу свободного общения, претерпевает определенную дифференциацию, в результате которой образуются так называемые группы по интересам. Иначе строится и организация общения. Менеджеры досуга получают возможность более действенно влиять на содержание свободных контактов. Теперь уже дело не ограничивается созданием элементарных условий для общения в комнатах отдыха, гостиных или кафе. Каждую очередную встречу приходится тщательно готовить и проводить по всем правилам социокультурных технологий. Свободное общение на этом этапе делает первый шаг в направлении к обособлению и определенной стабильной общности. Но пока еще оно остается именно свободным, со всеми присущими ему качествами.
Обособляясь и достигая определенной зрелости, группы общения могут стать ядром для полустабильных аудиторий цикловых программ, а затем и для стабильных самодеятельных объединений. Вместе с тем первое здесь не заменяет второе, и сам процесс перерастания не должен форсироваться искусственно. Этим совершенно различным уровням досуговой деятельности и общения целесообразнее всего функционировать параллельно, взаимоподкрепляя, питая друг друга. Только тогда они станут в полной мере отвечать самым различным устремлениям, желаниям, потребностям посетителей и будут учитывать реальную подготовленность людей к определенным видам культурного взаимодействия.
На
современном этапе в системе
организации повседневного
Все
это самым положительным
Сущностной особенностью общения людей является то, что оно требует определенного постоянства, регулярности, систематичности. И если ради концерта, спектакля человек способен преодолеть довольно неблизкое расстояние, повседневные встречи предполагают, чтобы место их проведения находилось, как говорят, под боком.