Древнейшие и Древние цивилизации Америки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 13:36, контрольная работа

Описание

Просуществовав свыше полутысячелетия, пережив расцвет и упадок, чавинское общество окончательно распадается, и цивилизация Чавин угасает. Однако задолго до этого чавинская культура вступила в активный процесс взаимодействия с культурами народов, находящихся за ее пределами. Это был один из факторов, который не только поддерживал силы чавинского общества и предопределил его столь длительное существование, но и обеспечил активный переход элементов высокой чавинской цивилизации к другим этносам: здесь эти элементы сыграли своего рода роль катализатора общественного развития.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по культурологии.docx

— 46.54 Кб (Скачать документ)

      Интересно  отметить определенное сходство  между  цивилизацией ольмеков и Чавином, притом не только в сфере материальной культуры (маис), но и духовной: стелы с изображением кошачьих (у ольмеков ягуары). Вряд ли здесь имело место взаимодействие между культурами (хотя и оно не исключается, особенно в опосредованной форме); скорее всего, перед нами типичный пример конвергенции.

      Ольмекское  наследие оказало глубокое воздействие на другие, несколько позднее возникшие древнейшие мексиканские цивилизации, особенно на культуру майя.

      Некоторые  исследователи склонны считать,  что цивилизация майя могла  возникнуть непосредственно на  основе ольмекской культуры и что ольмеки и майя до их переселения в более южные районы один и тот же народ. Можно предположить также, что частичная миграция ольмеков на Юкатан началась задолго до фатальных для ольмекской цивилизации событий и поэтому, после поражения, пользуясь уже проторенными путями, ольмеки смогли отступить на юг в относительном порядке, что и позволило им в значительной степени сохранить многие элементы своей культуры и возродить их в новом регионе обитания.

      Древнейшую  историю майя можно подразделить  на следующие эпохи: ольмекскую (IV в. до н.э. I в. н.э.) и классическую. Большим подспорьем в установлении хронологии майя являются стелы с высеченными на них датами. Культура майя развивалась на огромной территории, превышающей 325 тыс. квадратных километров, примерно там, где в настоящее время находятся мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, Табаско, восточная часть штата Чьяпас, большая часть Гватемалы (за исключением узкой полоски Тихоокеанского побережья), Белиз и западная часть Гондураса и Сальвадора.

Фактически  в состав майя входили различные, но сходные по своему этническому составу группы с более или менее близкими физическими чертами, говорившие на различных языках, образующих единую лингвистическую ветвь . В течение этого периода появляются типичные черты культуры майя: строительство храмов с использованием ступенчатого свода, культ времени, нашедший выражение в невероятно точном его отображении на стелах с высеченными иероглифами, которые не только говорят о хронологии событий, но и представляют собой литературные источники. На этом этапе полностью прекращается влияние других культур. Достигает своего апогея архитектура, скульптура, живопись, керамика, прикладное искусство, особенно резьба по камню, астрономия, математика, иероглифическая письменность и т. д. В то время как на протяжении предыдущего этапа культура майя развивается в горных районах, период расцвета приходится на равнинные районы, в горных же заметны черты упадка.

     Наконец, в  период упадка под влиянием  других народов культура майя  постепенно размывается до такой  степени, что в конце его  и в начале следующего короткого  50-летнего периода, эта цивилизация  вновь опускается до уровня  начального периода. Наверное, именно  на этом этапе и завершается  история развития собственно  майяской цивилизации. В дальнейшем речь идет уже о потомках классических майя, наследниках преимущественно крестьянской культуры.

      Название  цивилизации Теотиуакан происходит от наименования ее центра города Теотиуакана, к которому и было долгое время приковано внимание ее исследователей. Позднее было доказано, что граница ее распространения намного шире территории города и его окрестностей. Проявления теотиуаканской культуры были обнаружены на всей территории долины Мехико, а также в прилегающих к ней частях штатов Идальго, Пуэбла, Морелос и Тласкала. Создатели теотиуаканской цивилизации относились к языковой группе науа, в которую входило население и последующих обществ, процветавших в долине Мехико, а именно тольтеки и ацтеки.

 Хронологические рамки  цивилизации неясны и определяются  многими исследователями по-разному.  Скорее всего - это рубеж III и IV вв. до н. э.

В годы расцвета Теотиуакан по площади превосходил, например, Рим времен империи, хотя и уступал ему по количеству жителей. В настоящее время от города остались лишь пирамиды, имевшие культово-религиозное назначение. Они поражают современного наблюдателя и размерами и точностью расчетов, и размахом замыслов, и тщательностью исполнения. Декоративный мотив, господствующий в Теотиуакане, пернатый змей, символ Кецалькоатля, бога и культурного героя. Интересно отметить, что теотиуаканские пирамиды как бы надстроены над остатками небольших более древних сооружений.

      Экономической  основой существования теотиуаканского  общества являлось орошаемое земледелие. Орошение осуществлялось, скорее всего, в виде строительства чинамп, т. е. насыпных островков (реже полуостровков), среди озер и болот. Чинампы могли также создаваться в результате дренажных работ. Высокая производительность труда на чинампах открывала возможность относительно быстрого накопления прибавочного продукта, а следовательно, и формирования классовых отношений.

      В VII-VIII вв. н. э. (по некоторым данным, в  IV в.), в период своего процветания, теотиуаканская цивилизация была разрушена варварами, вторгшимися с севера. Не исключено, что нашествие извне было поддержано восставшими городскими и сельскими низами.

     В IX в. в Теотиуакане вновь восстанавливается общественная жизнь, государственная организация, но творцами всего этого были уже не сами теотиуаканцы, а новые группы племен науа тольтеки, мигрировавшие в долину Мехико с севера.

После упадка Теотиуакана в Месоамерике наступил многовековой период, когда существенные изменения претерпела ее цивилизация, прежние города без фортификационных сооружений, управляемые мудрыми жрецами, уступают место военным городам и самым воинственным религиям. Один из таких городов Тула возникает к 950 г. н.э. и становится столицей тольтеков.

      Народы, пришедшие  на смену тольтекам  в Мексиканскую долину, долго еще считали культуру тольтеков своеобразным эталоном, к которому следует стремиться, и сохраняли принципы тольтекайотля. Велики были успехи тольтеков и в сфере материальной культуры. Значительных масштабов достигло земледелие (с использованием орошения), выводились новые сорта культурных растений. На высокий уровень поднялись некоторые отрасли ремесла, в частности ткачество. Жилые комплексы (до 50 соединенных между собой комнат указывают на то, что основной ячейкой тольтекского общества оставалась община. С другой стороны, имеется достаточно веский археологический и графический материал, убедительно свидетельствующий о наличии у тольтеков классов и государства.

      В X в.  крупные отряды тольтеков появляются на юге Мексики, в стране майя. Были ли это государственные вооруженные силы или отряды, посланные на юг каким-либо местным тольтекским правителем, сказать трудно. Скорее всего, тольтеки, двинувшиеся к югу, были группами мигрировавшей части населения.

 

3. ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА  И ЦИВИЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ АНД:  «ИМПЕРИЯ ИНКОВ» (ТАУАНТИНСУЙО –  «СТРАНА ЧЕТЫРЕХ СОЕДИНЕННЫХ  МЕЖДУ СОБОЙ ЧАСТЕЙ СВЕТА»), ЦАРСТВО  ЧИМУ

 

    Около 1000 г.  н.э. в Андах устанавливается   общественно-политический строй,  напоминающий западный феодализм.  Возникает империя инков, царство  Чиму. Свою империю сами инки  называли, Тауантинсуйу или «Земля четырех частей». Последнее название связано с тем, что страна делилась на четыре провинции: Кунтинсуйу, Кольясуйу, Антисуйу и Чинчасуйу со столицей в городе Куско. Основание страны приписывается легендарному инку Манко Капаку. Само слово «инки» никогда не относилось к названию племени, им обозначался лишь правитель государства. При его преемниках территория государства постоянно расширялась, особенно тогда, когда при Йаруаре Уакаке была создана регулярная армия.

          Покоряя какое-либо государство  или город, инки переселяли  на их территорию другие племена,  благодаря чему национальный  элемент, который мог привести  к освободительной войне, исчезал.  На завоеванных территориях вводился  в обязательном порядке государственный  язык инков — кечуанский, что также способствовало единению огромной страны. Символом могущества страны был город Куско, один из красивейших городов мира, на территории которого располагались сотни дворцов и храмов. Главной в городе была площадь Уакапата (священная терраса), от которой отходили дороги в четыре главные провинции страны. Там же возвышались дворцы, один из которых имел площадь 30 на 160 метров. Но больше всего поражал своим великолепием храмовый комплекс Куско Кориканча (золотой двор). Главным его сооружением был храм бога солнца Инти, в котором одного золота насчитывалось огромное количество тонн. Золотые окна, двери, стены, крыши, полы, потолки, культовые предметы изумляли людей. Центром храма был многометровый диск из чистого золота, символизирующий Бога солнца. Возле храма находился двор Интипампа (золотое поле), на котором находились изготовленные из золота деревья, растения и травы, олени, бабочки, пастухи и т. д. Причем все это было сделано в натуральную величину и все двигалось при помощи искуснейших механизмов. Это действительно было чудо, не имеющее себе равных в мире. Не меньшей гордостью империи были ее дороги, не уступающие современным трассам.

    Существовала  у инков и государственная   почта, что выглядит, почти фантастически.  Несмотря на эти великолепные  достижения, инки не знали ни  колеса, ни письменности. Впрочем,  письменность у них была, но  в виде «узлового письма»: нитки  в этом узле обозначали либо  золото — желтая веревка, либо  солдат — красная, и т. д.  Цифры обозначались при помощи  вязания определенного числа  узлов. Однако это не мешало  развитию науки и поэзии. Жизнь  инков была немыслима без религиозных  обрядов, которые отличались невероятной  жестокостью. За выполнение обрядов  отвечала «каста» профессиональных  жрецов, которую возглавлял верховный  жрец.

    Подобно истукану  на глиняных ногах из книги  пророка Даниила, империя инков  выглядела грозно и величественно,  но если внимательнее присмотреться,  то можно увидеть, что основа  ее была, как и у истукана, глиняная. Построенная на лжерелигии, жестокости и разврате, империя инков рухнула, оставив после себя жалкие деградировавшие племена несчастных людей, которые не умеют самостоятельно ни шить одежды, ни стрелять из лука, ни строить.

    Царство Чиму, возникающее на севере, подчиняет  множество долин, в каждой из  которых сооружается свой городской  центр. Предком культуры Чиму  является культура Мочика.

   Столицей  Чиму  был город Чан-Чан в долине  Моче, где некогда располагался  центр  мочикского государства. Наряду с кварталами бедноты, состоявшими из глинобитных хижин и не имевшими упорядоченной планировки, в городе находились резиденции зажиточных и знатных граждан. Центр Чан-Чана составляли «сьюдаделы» - огромные, до 10 гектаров, прямоугольные компаунды со стенами из сырца, поднимающимися на высоту до 9 м. Их ширина у основания достигает 4-5 м. Сьюдаделы имели только один вход с северной стороны, где в специальных нишах стояли деревянные статуи божеств-стражей.

   Сельская  округа  Чан-Чана была занята полями, орошавшимися  при помощи сложных ирригационных   систем. С течением времени под  влиянием постепенного тектонического  поднятия Тихоокеанского побережья  ирригационные системы переставали  функционировать и перестраивались.  При этом посевные площади  неуклонно сокращались.

    Сырцовые  стены  сьюдадел были покрыты рельефными узорами «коврового» стиля, состоявшими из повторяющихся изображений божеств и мифологических стен, геометризированных фигур птиц, рыб и животных. Встречаются и чисто геометрические орнаменты - ступенчатые мотивы, спирали. Архитектурный декор стилистически тесно связан с орнаментикой текстильных изделий, которые также встречаются среди археологических находок.

    Чернолощеная  и красноглиняная посуда, в которой   выделяются бутыли со стремявидным горлом, восходящие к мочикским прототипам, сосуды с мостовидной ручкой и двугорлые часто делались в формах и имели на тулове панель с оттиснутым изображением. Очень характерны маленькие скульптурные фигурки обезьяны или птицы у основания горла сосуда. Изображения на керамике, так же как и вытесненные на металлической посуде, демонстрируют определенную преемственность с образами мочикского искусства, но со следами заметного влияния горных культур. Особенно выделяется фигура антропоморфного божества в сложном головном уборе и с дисковидными серьгами. Возникнув в конце I тыс. н.э., культура Чиму несколько веков развивалась в пределах Чикамы и Моче. В ХШ в. он начинает расширяться, подчинив себе территорию до долины Санья на севере и до Санты на юге.

    Таким образом,  к середине XV в. правители  Чан-Чана  подчинили себе как родственное,  так и иноэтничное население, создав огромную империю, протянувшуюся на 1300 км вдоль перуанского побережья. Империя управлялась из Чан-Чана, в хранилищах которого концентрировалось огромное количество продуктов земледелия и ремесел.

    Предполагается, что основой экономической системы  Чимора была концентрация прибавочного продукта в государственных хранилищах с последующим перераспределением его среди населения в виде потребительских товаров и престижных вещей, прежде всего металлических изделий. Рядовое население несло обязательную трудовую повинность по постройке каналов, общественных зданий, дворцов правителей и домов знати.

    Империя Чимор просуществовала очень недолго. Во 2-й половине XV в. она была завоевана инками создавшими Тауантинсуйю - империю третьего поколения, включившую в себя все Центральные Анды и далеко вышедшую за пределы этой культурно-исторической области.

 

4. ДРЕВНИЕ  ЦИВИЛИЗАЦИИ  И ГОСУДАРСТВА МЕСОАМЕРИКИ: МАЙЯ, АЦТЕКИ

 

     Уже в первые века нашей эры появились первые города майя: Тикаль, Вашактун, Волантун и др. Примерно к V в. относится возникновение городов Пьедрас-Неграс, Паленке, Копан, Яшчилан.

      В отношении  общественно-экономической  функции  и роли майясских городов нет единой точки зрения. Однако если часть (и даже, вероятно, весьма значительная) их населения продолжала заниматься сельским хозяйством, то это все же не дает основания не признавать их в качестве центров ремесла и обмена. Совершенно очевидно, что постройка и поддержание дворцов, храмов и обсерваторий, стадионов, изготовление стел, оружия все это обусловило появление и несравнимо большего числа людей, оторванных от сельского хозяйства, и их более высокой и качественно иной специализации (например, каменотесов-профессионалов по обработке больших глыб камня). Также совершенно ясно, что наличие многочисленной челяди, чиновников, жрецов, ремесленников-профессионалов создавало условия и для появления новых групп ремесленников и возникновения обмена хотя бы в пределах города и прилегающей к нему округи.

Информация о работе Древнейшие и Древние цивилизации Америки