Древнейшие и Древние цивилизации Америки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 13:36, контрольная работа

Описание

Просуществовав свыше полутысячелетия, пережив расцвет и упадок, чавинское общество окончательно распадается, и цивилизация Чавин угасает. Однако задолго до этого чавинская культура вступила в активный процесс взаимодействия с культурами народов, находящихся за ее пределами. Это был один из факторов, который не только поддерживал силы чавинского общества и предопределил его столь длительное существование, но и обеспечил активный переход элементов высокой чавинской цивилизации к другим этносам: здесь эти элементы сыграли своего рода роль катализатора общественного развития.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по культурологии.docx

— 46.54 Кб (Скачать документ)

     Одновременно  города майя, возможно, представляли  собой  своеобразные небольшие  рабовладельческие  деспотии  восточного типа, религиозные   и политические центры, объединявшие  значительное число сельскохозяйственных  общин. Основной хозяйственной  деятельностью населения было  подсечно-огневое земледелие. Вместе  с тем проводилась мелиорация  заболоченных местностей. Из домашних  животных майя, как и другие  народы древнейшей Месоамерики, знали индеек и особую породу собак, которых употребляли в пищу; побочными занятиями являлись охота, рыболовство, пчеловодство. Одним из самых важных достижений майя в сфере духовной культуры была иероглифическая письменность. Иероглификой покрывали каменные стелы, устанавливавшиеся через определенные промежутки времени, иероглификой были написаны многочисленные книги (манускрипты, сложенные гармошкой и закрепленные с помощью дощечек и ремешков).

     Как и у  всех жителей Месоамерики, у майя было два календаря, используемых одновременно и поочередно. Один календарь был солнечным и включал 365 дней с лишним и был наиболее совершенным изобретением человечества в этой области. Другой календарь, ритуальный, состоял из 260 дней.

Архитектура майя зародилась еще в предыдущий период, однако в то время культура этого народа не была свободна от внешних влияний. Среди архитектурных памятников этого периода можно назвать  пирамиду, обнаруженную в городе Вашактуне, в нескольких километрах к северу от Тикаля. Важную роль в архитектуре играли такие элементы, как карнизы, колонны и кровельные гребни, всевозможные варианты которых вместе с пирамидальным основанием положили начало различным архитектурным стилям цивилизации майя.

     Живопись  носила  в основном декоративный характер, однако в нее вкладывалось  также  определенное религиозное  и историческое содержание. Преимущественное  развитие получили настенные  росписи. Различные рисунки встречаются  и в кодексах, на керамике, колоннах  и фасадах. На картинах изображены  различные религиозные и мифологические  сюжеты, а также сцены из жизни,  рассказывающие о военных сражениях,  описывающие пейзажи, животных  и существовавшие обычаи.

Доиспанская культура майя прекратила свое существование в 1540 г., после того как город Т'хо попал в руки конкистадора Франсиско Монтехо, основавшего на его месте г. Мериду, административный центр современного штата Юкатан и одноименного полуострова.

        Прямыми  наследниками древней идеологии,  зародившейся в Теотиуакане стали ацтеки. После упадка Теотиуакана в Месоамерике наступил многовековой период, когда существенные изменения претерпела ее цивилизация прежние города без фортификационных сооружений, управляемые мудрыми жрецами, уступают место военным городам и самым воинственным религиям.

     Все новые и новые волны воинственных варварских племен «чичимеков» вторгаются сюда с севера и северо-запада, сметая еще уцелевшие островки теотихуаканскои цивилизации в Аскапоцалько, Порте-суэло, Чолуле и т. д. Наконец, в конце IX-начале X в. в результате слияния этих двух потоков - пришлого («чичимекского») и местного (теотихуаканского) - на северо-востоке региона возникает могущественное государство тольтеков с центром в г. Туле-Толлане (Идальго, Мексика). Но и это государственное образование оказалось недолговечным. В 1160 г. вторжение новых групп варваров с севера сокрушило Толлан и положило начало очередному периоду нестабильности в политической истории Месоамерики. Среди воинственных пришельцев были теночки-ацтеки (астеки), полуварварское племя, направляемое к поискам лучшей доли указаниями своего племенного бога Уицилопочтли. Согласно преданиям, именно божественное провидение предопределило и выбор места для строительства будущей ацтекской столицы - Теночтитлана в 1325 г.: на пустынных островах в западной части обширного озера Тескоко. В это время в долине Мехико вели борьбу за лидерство несколько городов-государств, среди которых выделялись более могущественные Аскапоцалько и Кульхуакан. Ацтеки вмешались в эти хитросплетения местной политики, выступая в роли наемников у наиболее сильных и удачливых хозяев.

     В 1427 г. ацтеки  организовали «тройственную лигу»  - союз городов-государств Теночтитлана, Тескоко и Тлакопана (Такубы) - и приступили к последовательному завоеванию сопредельных областей. К моменту прихода испанцев в начале XVI в. так называемая Ацтекская империя охватывала огромную территорию - около 200 тыс. кв. км - с населением 5-6 млн человек. Ее границы простирались от Северной Мексики до Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива. Столица «империи» - Теночтитлан - со временем превратилась в огромный город, площадь которого составляла около 1200 га, а количество жителей, по разным оценкам, достигало 120-300 тыс. человек.

     С материком  этот островной город  был  связан тремя большими каменными   дорогами-дамбами, имелась и целая   флотилия лодок каноэ. Подобно  Венеции, Теночтитлан был прорезан правильной сетью каналов и улиц. Ядро города образовывал его ритуально-административный центр: «священный участок» - обнесенный стенами квадрат длиной 400 м, внутри которого находились главные городские храмы («Темпло Майор» - храм со святилищами богов Уицилопочтли и Тлалока, храм Кецаль-коатля и др.), жилища жрецов, школы, площадка для ритуальной игры в мяч. Рядом располагались ансамбли пышных дворцов ацтекских правителей -«тлатоани». Дворец Монтесумы (точнее, Моктесумы) II насчитывал до 300 комнат, имел большой сад, зоопарк, купальни. Вокруг центра теснились жилые кварталы, населенные торговцами, ремесленниками, земледельцами, чиновниками, воинами. На огромном Главном рынке и меньших по величине квартальных базарах велась торговля местными и привозными продуктами и изделиями.

Теночтитлан был захвачен Кортесом после трехмесячной осады и ожесточенной борьбы в 1521 г. И прямо на руинах ацтекской столицы, из камней ее дворцов и храмов, испанцы построили новый город - Мехико, быстро растущий центр своих колониальных владений в Новом Свете. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ершова Г.Г. Древняя Америка: полет во времени и пространстве. М., 2002;

2. Ершова Г.Г. Заупокойные надписи майя // Древние системы письма. Этническая семиотика. М., 1986;

3. Кнорозов Ю.В., Ершова Г.Г. Прорицание жреца // Латинская Америка, № 6, 1983; 

4. Кнорозов Ю.В. Языки и письменность коренного населения Америки // Народы Америки. М., 1959; Кнорозов Ю.В. Этногенетические процессы в древней Америке // Проблемы истории и этнографии Америки. М, 1979.

5. Песнопения майя (по материалам тетради А.Барреры Васкеса) // Исторические судьбы американских индейцев. М., 1985;

6. Соди Д. Великие культуры Месоамерики: Пер. с испан. - М. Знание, 1995.

 

 


Информация о работе Древнейшие и Древние цивилизации Америки