Древние индийские цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:01, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в раскрытии культурных особенностей древних цивилизаций Индии.
Для достижения данной цели потребуется решить следующие задачи:
- изучить литературу по данному вопросу;
- дать общую характеристику каждой рассматриваеимой
цивилизации;

Содержание

Введение
I. Ранние цивилизации древней Индии
1. Первые города – государства
2. Тайна Мохенджо – Даро
- Занятия жителей Хараппы
- Хараппская цивилизация
- Религия Хараппы
3. Веддийская цивилизация
4. Цивилизация между Гангом и Гималаями
5. Цивилизация Кушанской и Гуптской империй
6. Цивилизация Дравидов
II. Особенности и достижения древнеиндийских цивилизаций
Заключение

Работа состоит из  1 файл

проба.doc

— 322.00 Кб (Скачать документ)

     Власть  кушан на индийских территориях  оказалась недолговременной. Уже  к концу II в. от империи отошли области  в долине Ганга, а к концу III в. под властью кушан в Индии  оставалась лишь небольшая территория по среднему течению Инда.

     В IV в. в долине Ганга вновь возникла большая империя во главе с  династией Гупт. Область Магадхи, как и во времена Маурьев, становится центром цивилизационного развития. Появляются условия для возникновения нового государства общеиндийского масштаба со столицей Паталипутра.

     Первым  великим правителем новой империи  стал Чандрагупта I, который в 320 г. принял императорский титул правителя  великих царей. За годы своего правления  он оправдал свой титул, ибо к моменту его смерти (335 г.) Гупты владели всей территорией бассейна Ганга. Но только при сыне Чандрагупты I Самудрагупте династия приобрела действительно императорский статус. В результате пятнадцати лет жестоких завоевательных войн ловкий и удачливый полководец Самудрагупта превратил государство Гупт в самую мощную силу. Установив Мир Гупт, этот грозный завоеватель остаток жизни прожил как интеллектуал, художник и покровитель искусств, как стойкий и последовательный защитник веры. При Гуптах роль буддизма заметно снизилась. Самудрагупта и большинство других императоров династии поклонялись индуистскому богу Вишну. Со времени Гуптов можно уже говорить о сложившемся индуистском культе, о комплексе религиозных верований, который называют индуизмом. При этом всех императоров династии отличали веротерпимость и теплое отношение к буддизму.

     Наивысшего  расцвета цивилизация достигла в  правление Чандрагупты II (335 380), которого древнеиндийская традиция называет Викрамадитья (Солнце могущества). Годы его царствования годы мира, стабильности и процветания, золотой век цивилизации, выразившийся в высочайшем расцвете искусства, литературы и религии. Возникла изысканная и глубоко духовная величайшая культура классической Индии, которая оказала влияние на развитие других народов, а ее наследие живо и актуально и в наши дни. Золотой век длился с IV по V вв., а затем наступило время внутренних распрей и возобновившихся военных вторжений, но уже новых завоевателей гуннов-эфталитов. На выдержав изнурительных войн, крупнейшая империя древности распалась, и ее конец завершил историю Древнеиндийской цивилизации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Цивилизация Дравидов 

     Согласно одному предположению, в результате вторжения кочевых племён варваров, арийцев, из Центральной Азии или Восточной Европы, была уничтожена высокоразвитая цивилизация Дравидов, народа, населявшего в то время территорию современной Индии. Согласно другому предположению коренные индоевропейцы происходят именно из долины Инда, а уже затем их потомки, сохранившие языковые и духовные традиции, распространились на обширных территориях от Индии и Шри Ланки до Англии и Ирландии.

     Дравидийская, южноиндийская раса - распространена среди населения Южной Индии у тамилов, телугу и других народов. Очевидно, представляет результат смешения индо-средиземноморской и веддоидной рас. Характерные признаки: кожа смуглая, губы сравнительно толстые, лицо слабо прогнатное, волосы прямые или волнистые, черные, глаза выпуклые, также черные, нос довольно широкий, выступает несильно, переносье вогнутое. Этим комплексом признаков дравидоиды очень похожи на представителей эфиопской расы, хотя непосредственная генетическая связь между ними маловероятна. Говорят дравиды на дравидийских языках. Генетические связи дравидийских языков неясны, ностратическая гипотеза предполагает их родство с уральскими языками. Антропологически дравиды настолько отличаются от остального населения Индии, что многие исследователи выделяют их в отдельную расу.

     К дравидам относятся телугу, или андхра (44 млн человек по оценке 1967 г., в настоящее время более 80 млн человек), тамилы (~70 млн человек, частично живут также на острове Цейлон, в Малайзии, Мьянме и других странах Юго-Восточной Азии), малаяли (более 35 млн человек), каннара, или каннада (44 млн человек), гонды (более 4 млн человек), тулу (около 1 млн человек), а также ряд малочисленных народов, во многом сохранивших ещё родоплеменной уклад и живущих в основном в горных и лесных районах: ораоны, тоды, кота, курумба, бадага, байга и др. Дравиды входили в состав древнего (доарийского) населения Индии.

     Современные исследователи считают, что именно дравиды были основателями древней  цивилизации в долине Инда, городов  Хараппа и Мохенджо-Даро. Эта цивилизация  существовала в указанных местах еще в 3-4 тыс. до н.э.

     В отношении дравидов Индии высказывает свое мнение и Е.П. Блаватская  в следующем плане: "... ими была могущественная раса строителей, назовем ли мы их восточными эфиопами или темнокожими арийцами (это слово означает просто "благородный воин", "храбрец"). Одно время они правили безраздельно над всей древней Индией... Полагают, что эти индусы вошли в страну с северо-запада". Однако, как продолжает Е.П. Блаватская, "мы хотели бы напомнить... , что Раван, гигант, который в "Рамаяне" ведет войну против Рама Чандра, представлен как царь Ланки, что было древним названием Цейлона; и что Цейлон в те дни, возможно, составлял часть материка Южной Индии и был населен "восточными эфиопами". Побежденные Рамой, сыном Дасараты, Солнечным Царем древнего Уде, часть их эмигрировала в Северную Африку"… "Самые древние легенды из истории Индии упоминают две династии, теперь потерявшиеся во тьме времен; первая была династия царей "солнечной расы", царствовавшая в Айодхье (теперь Уде); вторая, династия "лунной расы", в Праяге (ныне Аллахабад)". В свою очередь, дравидийские народы сами по себе также можно считать пришлыми по отношению к индийским народам австралоидной расы: их остатками предположительно являются носители языков мунда и андаманских языков. Индская, также называемая протоиндской или хараппской развилась в долине Инда в середине III тысячелетия до н. э. и просуществовала около тысячи лет. Следы этой дравидийской цивилизации найдены на полуострове Катхиявар в Гуджарате, а в 1922 г. археологи обнаружили остатки поселений бронзового века: Хараппы (в Пенджабе) и Мохенджо-Даро (в Синде).

     Дравиды-туземцы до сих пор населяют южную часть Индии часть Цейлона. Они образуют совершенно самостоятельную семью, и племена мунда, живущие небольшими островками в Центральной Индии, на юг и юго-восток от гор Виндхья и, быть может, родственные австралийским негритосам, как предполагает на основании данных языка фон дер Габеленц. 
Судя по разбросанному расселению мунда, а также ввиду существования на северо-западе, в пограничных с Индией областях Белуджистана, языка брахуи, если не вполне дравидского, то несомненно смешанного с дравидскими элементами, можно думать, что дравиды сами в пришли в Индию с запада (из Ирана), раздробили более древнее население мунда и оттеснили его на восток от хребта Виндия, в нынешние провинции Бенгалия и Орисса.

     Но и им в свою очередь пришлось отступить перед напором ариев-переселенцев. Некоторые из этих неарийских племен ассимилировались с окружающими их. Так, племена бхиль и бхар, в антропологическом отношении не арийцы, а скорее всего мунда, приняли уже сравнительно недавно новоиндийский язык хинди, племя куч в Тераи (тибето-бирманского происхождения) приняло бенгали и т. д. Процесс такой лингвистической ассимиляции, конечно, должен был происходить и раньше, стирая мало-помалу первичные особенности исконных обитателей полуострова. Степень их культуры, по-видимому, была различна. Следов письменности, хотя бы самой грубой, от них не осталось. Единственными памятниками их архитектуры служат круги из грубых камней и отвесные камни и плиты, под которыми они, подобно первым обитателям Европы, хоронили своих покойников. В могилах найдены круглые горшки изящной формы из тонкой и твердой глины, металлическое оружие, медные и золотые украшения.

     Более древние археологические находки свидетельствуют о низшей степени культуры: незнакомство с металлами, полированные кремневые топоры и другие каменные орудия искусной работы. Наконец, в долине Нербудды найдены следы ещё более грубой культуры: ножи из агата и грубые кремневые орудия. В ведах «чёрные» туземцы представляются едва перешедшими ступень кочевого или пастушеского быта; у них богатые стада рогатого скота, есть и укрепленные места, в которых они защищаются от индусов. Современные неарийские племена Индии стоят на разных ступенях культуры — в общем примитивных: одни, вроде джуангов или патуа (из мунда) в Ориссе или марья (дравиды-гонды) в Центральных провинциях, на очень низкой ступени развития, другие, как санталы (мунда) в Нижней Бенгалии и конды (дравиды) в Ориссе — на более высокой.

     В кастовой системе Индии и Шри-Ланки представители дравидийских народов традиционно относились к самым низшим кастам. Несмотря на это, смешение между представителями индоарийских и дравидийских народов зашло так далеко, что генетики не считают возможным провести между ними чёткое различие.

     Многие влиятельные предводители новообразованных религиозных движений и сект современной Индии являются выходцами из дравидийских народов.

     В современной Бангладеш на уровне официальной идеологии подчёркивается дравидийское происхождение местного населения, большинство которого говорит не на дравидийских, а на индоевропейских языках индоарийской группы, дабы обосновать отличие культуры данной страны от индийской и таким образом отвергнуть территориальные и культурные претензии со стороны Индии.

     Во времена гиперборейские в районе современного экватора, в Индийском океане, на огромном материке, называемом Ланка, развивалась цивилизация, принципы существования которой были прямо противоположны образу мышления гиперборейцев. Это была цивилизация дравидов, которую современные ученые иногда называют Лемурией. У этой цивилизации была огромная колония на территории нынешней Центральной и Южной Америки. Удивительные строения, пирамиды и огромные аэродромы с рисунками, указывающими направление полетов — это лишь жалкие остатки этой цивилизации, это все, что дошло до наших дней.

     Междуусобицы, стихийные бедствия, эпидемии, нашествия  уходили в прошлое, становясь  вехами неспешного времени. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся одно от другого укладом жизни, языком, верованиями, культурой, степенью развитости и даже внешним видом своих представителей. 

 
 

II. Особенности и достижения Древнеиндийских

     цивилизаций 

     Совершенно  очевидно, что исторический путь цивилизационного развития Индии обусловлен природно-географическими факторами. Индия это особый, великий и разнообразный мир. На севере, где протекали огромные реки Инд и Ганг, могло развиваться оросительное земледелие. И это объясняет столь раннее появление здесь цивилизации. Хараппская цивилизация младшая современница Месопотамской и Древнеегипетской. Однако, из-за бурных и полноводных рек и заболоченной местности оросительное земледелие Индии не столь четко выражено, как, например, в Египте или Месопотамии.

     Становление цивилизации происходило в Индии  довольно медленно по причине значительной изоляции этой страны от остального цивилизованного  мира древности. Корона гор на севере и Индийский океан, трудный для  древнего мореплавания, на юге, отделяли Индию от других стран. Хозяйственная жизнь и материальная культура развивались здесь медленными темпами при сохранении архаических элементов рядом с передовыми. Характерная черта Древнеиндийской цивилизации появление новых феноменов при сохранении старых. Наряду с оросительным земледелием и скотоводством сохраняли свое значение собирательство, охота и лесные промыслы.

     Одна  из особенностей Древнеиндийской цивилизации  состоит также и в том, что  уже на начальном этапе ее существования  она представляла собой социально  и экономически глубоко дифференцированное общество.

     Наиболее  ярко особенность цивилизации проявилась в духовной культуре. Ранней формой религии в Древней Индии был  брахманизм, который выражался в  очень сложной совокупности верований  весьма архаического типа культ Солнца, священного огня, бога грозы и т.д. В этой религии сочетались пережитки тотемизма и культ предков. Однако брахманизм религия элитарная и широким массам непонятная. В отличие от Египетской и Месопотамской, Древнеиндийская цивилизация совершила духовный прорыв в IV в. до н.э. появилась цивилизованная религия буддизм. Буддизм признал многое из брахманизма, но придал этому наследию новые черты. Он провозгласил, что жизнь это зло и страдание, избежать которого можно лишь путем личного самоусовершенствования и соблюдения важнейших моральных предписаний. Но буддизм в Индии не признавал единобожия и не стал истинно монотеистической религией. Религией, в полном смысле этого слова, он даже не был. В буддизме многое было похоже на философское учение. Идеи, близкие буддизму можно было найти не только в проповедях монахов, но и в учениях древнеиндийских философов. Грань между ними провести невозможно.

     На  рубеже нашей эры Древнеиндийская  цивилизация и буддизм переживали кризис. Буддизм начал утекать  из Индии, успев канонизировать и зафиксировать свои священные книги и таким образом превратить устную Древнеиндийскую цивилизацию в письменную.

     Традиция - ключевое слово и отличительная особенность цивилизации Древней Индии. Она преобладала во всех сферах жизни, в том числе в литературе и искусстве. Довольно поздно появилась алфавитная письменность, и в первую очередь были записаны произведения устного народного творчества песни и гимны Веды, эпические поэмы Махабхарата и Рамаяна. Вероятно, вследствие особенностей индийской психологии и культуры, цивилизация не сформировала свою историческую литературу, но дала миру весьма сложное и оригинальное искусство. Такова, например, каменная скульптура Гандхары, испытавшая влияние как собственно индийских, так и эллинистических традиций или росписи в пещерных буддийских храмах. Традиционно с особым мастерством скульпторы ваяли животных. На гербе современной Индии изображена каменная колонна с четырьмя львами.

     Впечатляющими предстают успехи цивилизации в  развитии естественнонаучных знаний, своеобразие которых определялось абстрактностью и созерцательностью древнеиндийской науки в целом. Здесь развивались такие области знания как математика, астрономия, медицина, лингвистика. Индийские математики изобрели цифры, которыми мы пользуемся сегодня, называя их арабскими. Арабы заимствовали эти цифры у индийцев в раннем Средневековье. Древние индийцы открыли математический смысл позиционной записи чисел: крайний справа знак указывает количество единиц, знак слева от него десятков, еще левее сотен и т.д. В основе арифметики и современной системы нумерации лежит древнеиндийская система обозначения чисел. Индийцы первыми стали употреблять ноль, им также были известны начала алгебры: возведение в степень, извлечение корня, решение квадратных уравнений.

Информация о работе Древние индийские цивилизации