Цивилизации древнего востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:49, реферат

Описание

Чему нас учит история религий? Что они повсюду раздували пламя нетерпимости, устилали равнины трупами, поили землю кровью, сжигали города, опустошали государства; но они никогда не делали людей лучше.
Древние цивилизации, существовавшие тысячи лет назад, определили культурное и научное развитие человечества. Рассматривая детали древних цивилизаций можно увидеть развитие и упадок различных культур, моральных ценностей и научных достижений древности, повлиявших на развитие всего человечества.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 64.30 Кб (Скачать документ)

1.Общая характеристика цивилизаций древнего Востока

Чему нас учит история  религий? Что они повсюду раздували  пламя нетерпимости, устилали равнины  трупами, поили землю кровью, сжигали  города, опустошали государства; но они  никогда не делали людей лучше.

Древние цивилизации, существовавшие тысячи лет назад, определили культурное и научное развитие человечества. Рассматривая детали древних цивилизаций  можно увидеть развитие и упадок различных культур, моральных ценностей  и научных достижений древности, повлиявших на развитие всего человечества.

Самыми ранними поселениями  по течению реки Тибр в области, которая  позже стала городом Римом, наиболее вероятно управлял вождь или военачальник с поддержкой глав ведущих семей в пределах или около поселения. Вергилий и другие эпические авторы говорят нам, что город Рим был основан Ромулом, и что он убил своего брата Рема для того, чтобы осмеять его pomerium, или священную границу города, которого он основал. Этот город был назван в честь его легендарного основателя - Римом, и мы имеем соответственно героическое начало для города, который когда-то управлял всем Западным миром. Общая характеристика цивилизаций древнего Востока. Авторы более поздних эр, включая много римлян, вывели бы весьма немного из легендарной части истории основания города, где Ромул убивает своего брата, и говорили, что, поскольку Рим был основан в акте кровопролития, таким образом, кровопролития станут частью римского наследства.

Во времена Темных веков, греческие поселения распространились от южной части Балканского полуострова до западного побережья Малой Азии (нынешняя территория Турции), охватывая острова Эгейского моря. К началу VIII века до н. э. греки начали восстанавливать торговые отношения с другими народами, экспортируя оливковое масло, вино, гончарные и металлические изделия. Благодаря недавнему изобретению алфавита финикийцами начала возрождаться письменность, утраченная в период Темных веков. Однако установившийся мир и процветание привели к резкому росту населения, и прокормить его становилось все труднее из-за ограниченной сельскохозяйственной базы. подробнее...

Древний Китай возник на основе неолитических культур, сложившихся в 5 - 3 тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ стал главной территорией формирования древней цивилизации Китая, в течении длительного времени развивавшейся в условиях относительной изоляции. Лишь с середины 1 тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории, в южном направлении, сначала в район бассейна Янзы, а затем и дальше на юг. На грани нашей эры государство Древнего Китая выходит уже далеко за пределы бассейна Хуанхэ, хотя северная граница, этнической территории древних китайцев остаётся почти неизменной. подробнее...

В ходе своей двухтысячелетней истории древний город Вавилон дважды становился столицей великой империи, сказочной в своем великолепии. А ещё вавилонянам удалось достичь значительного научного и интеллектуального прогресса. По сравнению с первыми месопотамскими городами в Шумере и Аккаде, Вавилон был молод: начальные упоминания о нем относятся к ХХIII веку до н. э. Общая характеристика цивилизаций древнего Востока. Политическое значение он приобрел лишь после 1900 года до н. э., когда амориты, союз семитских племен захватили Шумер. За несколько лет, Вавилон превратился в столицу небольшого, но постоянно растущего Аморитского царства, которое при правлении царя Хаммурапи (1792-50 до н. э.) стало империей, вобравшей в себя всю Южную Месопотамию, а также часть Ассирии на севере.подробнее...

Цивилизация Древнего Египта просуществовала почти 3000 лет, оставив потомкам величественные памятники и сказочные сокровища. Египет стал колыбелью второй (после шумерской) великой цивилизацией в мировой истории. Она зародилась в долине Нила несколькими веками позднее шумерской цивилизации в Месопотамии, оказавшей несомненное влияние на раннее развитие Древнего Египта. подробнее... 

Не суди о человеке по тому, каких взглядов он придерживается, а  суди по тому, чего он с их помощью добился.  

 

2. КИТАЙ: КОНФУЦИАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Китайская цивилизация  пережила переход от древности к  средневековью незаметно, без глобальных трансформаций и разрушения всех основ, как это было на Западе. Более  того, средневековый Китай во многом напоминал Китай древний. Но изменения  все же происходили. Средние века в Китае, в сущности, начались гораздо раньше, чем в Европе. Зарождение феодальных отношений (в особой форме) историки датируют временем от XI до IV в. до н. э., хотя считается, что особые возможности для развития они получили приблизительно к III в. н. э. Постепенно, медленно изживалось рабовладение. Формировались феодальные отношения в их особом, "восточном", варианте. Серьезные трансформации шли в духовной жизни, пересоздавалась государственная структура и ее нравственные основы. В этом смысле переломным моментом в истории Китая стало появление конфуцианства. 
 
В середине первого тысячелетия до н. э. философ Конфуций (551-479 гг. до н. э.) создал учение, которому было суждено стать плотью и кровью цивилизации. Цель его философской системы состояла в том, чтобы сделать государство идеальным, основанным на твёрдых нравственных принципах, с гармоничными социальными отношениями. 
 
Идеи Конфуция, на первый взгляд далекие от реальности, спустя несколько веков стали государственной религией и на протяжении более чем двух тысячелетий, почти не изменившись, сохраняли ведущую роль в духовной жизни китайского общества. 
 
Конфуцианство - очень "земная" религия. Рациональность и практицизм настолько сильно выражены в нем, что некоторые ученые вообще не считают его религией в полном смысле слова. 
 
Методы управления государством, регулирование отношений между разными социальными слоями, принципы семейной жизни, этические нормы, которым должен следовать человек, - вот что в первую очередь интересовало Конфуция и его последователей. 
 
Однако мир потусторонний все-таки незримо присутствует в учении: древнее божество - Небо - воспринимается как средоточие высшего блага и гармонии, как образец для подражания. И основные принципы конфуцианства как раз зиждутся на подражании небесной гармонии, они нацеливают человека на создание своего рода Царства Божьего на земле. 
 
Государство, которое Конфуций стремился привести в строгое соответствие с Божественным порядком, определялось как большая семья. В этой семье каждый должен занимать свое место и вести себя так, как подобает при его положении. 
 
Стержнем, на котором держится государство, были для философа преданность и покорность. Эти качества должны пронизывать всю жизнь общества сверху донизу. Дети почитают родителей, младшие братья и сестры - старших, а подданные - своих правителей. 
 
Однако принцип большой семьи означал и другое: не только покорность нижестоящих по отношению к вышестоящим, но и полную ответственность властей перед народом. Только в этом случае народ будет доверять своим правителям, а без доверия не может существовать прочное государство. 
 
"Преданность государю и забота о людях" - вот те основы, на которых, по мысли китайского философа, зиждется благополучие страны. Конфуций стремился сделать государственную власть гуманной. 
 
Поэтому Конфуций придавал большое значение нравственному облику чиновников - представителей власти, непосредственно осуществляющих управление страной и напрямую связанных с народом. К ним философ предъявлял очень высокие требования, создавая образ чиновника-рыцаря - бескорыстного борца за справедливость, духовно совершенного человека, готового всем пожертвовать во имя своих идеалов. 
 
Конфуций и приверженцы его учения пытались перевести теорию в практику: создавали специальные школы, в которых готовили новую бюрократическую элиту к выполнению высокой миссии. Впоследствии, когда конфуцианство превратилось в государственную религию, учение философа вошло как основной предмет в систему государственных экзаменов: только те, кто блестяще знал работы Конфуция, могли претендовать на получение должности чиновника. 
 
Реальность нередко расходилась с высокими идеями философа: среди чиновников, наизусть знавших конфуцианский "моральный кодекс", попадалось немало корыстолюбцев, жестоких и нечестных людей. Однако были и другие, относившиеся к своим обязанностям именно так, как хотел основатель учения. Так, в XVI в. чиновники-инспекторы, обеспокоенные бедственным положением в стране, стали обращаться к императору с предложениями о реформах и с критикой деятельности правительства-от экономики до внешней политики. На эти смелые доклады власть ответила жестокими репрессиями: неугодных казнили, ссылали, лишали должности; некоторые чиновники, чтобы доказать свое бескорыстие, кончали жизнь самоубийством. Несмотря на расправы, поток критики не ослабевал, и в конце концов правительство было вынуждено уступить и согласиться на некоторые преобразования. 
 
Конфуцианство с его идеей гуманности и нравственности государственной власти укрепило бюрократический аппарат, а в конечном счете и саму государственность. 
 
Конечно, конфуцианство не определяло полностью духовную жизнь Китая. Оно существовало в обстановке соперничества с другими религиозными учениями; почти одновременно с конфуцианством, в VI-V вв. до н. э., появилось учение философа Лао-Цзы - даосизм, в котором проповедовалось духовное совершенствование и созерцательный образ жизни (недеяние), слияние с природой. В IV-V вв. н. э. в Китае стал широко распространяться буддизм. И буддизм, и даосизм имели много поклонников и в верхах общества, и особенно в народной среде, однако никогда не вытесняли конфуцианства полностью. Скорее, они дополняли это рационалистическое, исполненное практицизма учение мистическим осмыслением мира и человека. 
 
Конфуцианство выдержало и борьбу с политической школой легистов (от слова lex - закон), которые претендовали на ведущую роль в управлении страной. Легисты видели основу благополучия государства в строгом, суровом культе закона. Выполнение законов поощрялось, малейшее отступление от них преследовалось. 
 
Во времена Конфуция политика китайских правителей почти целиком находилась под влиянием легистов. Но, в конце концов (и это очень примечательный факт) власть сделала ставку на конфуцианство, пророчески оценив это гуманное учение как цементирующую цивилизацию силу.

 

Конфуцианская цивилизация  Китая

В китайской цивилизации переход  от древности к средневековью  произошел почти незаметно, без  тех потрясений, которые сопровождали этот процесс на Западе.

Переломным моментом в истории  Китая стало появление конфуцианства. Его сбздателем был философ и педагог Конфуций (Кун-цзы, 551-479 гг. до н. э.), стремившийся к созданию идеального государства, основанного на твердых нравственных принципах и гармоничных социальных отношениях. Учение Конфуция, спустя несколько веков ставшее государственной религией, на протяжении двух тысячелетий было основой духовной жизни китайского общества и в значительной степени определяло его социально-экономическое развитие.

Идеология конфуцианства пронизана  рациональностью и практицизмом. Конфуций и его последователи  разработали методы управления государством, систему отношений в обществе и в семье, этические нормы. Средоточием  высшего блага и гармонии, образцом для подражания в конфуцианстве .считается Небо - древнее божество. Подражание небесной гармонии нацеливает человека на создание своего рода Царства Божьего на земле.

Государство в конфуцианстве определяется как большая семья, где у каждого  есть строго отведенное место, соответственно которому следует себя вести. Стержнем, на котором держится все государство, по Конфуцию, являются преданность  и покорность. Они должны пронизывать  всю жизнь общества сверху донизу: дети почитают родителей, младшие братья и сестры - старших, а подданные - своих правителей. Но принцип большой  семьи подразумевал и предельную ответственность власти (“родителей”) перед народом. Только тогда в  государстве (“семье”) будет царить взаимное доверие, без которого немыслимо  стабильное существование.

Особое значение Конфуций придавал нравственному облику чиновников - опоре власти и ее представителям. В Китае существовали специальные  школы, где тщательно готовили новую  бюрократическую элиту. А когда  конфуцианство превратилось в официальную  религию, оно стало основным предметом  в системе государственных экзаменов.

Чиновником мог стать только тот, кто блестяще знал труды Конфуция.

Конечно, реальность нередко расходилась  с благородными идеями великого философа: иные чиновники могли наизусть знать  его “моральный кодекс”, но на практике быть нечестными и корыстолюбивыми. Однако, судя по всему, тех, кто искренне и ревностно исполнял свои обязанности, было значительно больше. Известно, что в XVI в. чиновники-инспекторы, обеспокоенные  бедственным положением населения, периодически предлагали императору широкую  программу реформ. Вначале власть отвечала на это репрессиями: смелых чиновников казнили, ссылали, в лучшем случае - лишали должности. Многие, не дожидаясь  расправы, кончали с собой. Но, в  конце концов правительство вынуждено было пойти на некоторые преобразования. Таким образом, конфуцианство, с его идеей гуманности власти, укрепляло бюрократический аппарат и в итоге - саму государственность .

Китайский этнос создал особый тип  культуры, отличающий его от культур  других народов. Социальная этика и  административная практика здесь всегда играли более значительную роль нежели мистика и индивидуалистические поиски спасения. Здравомыслящий китаец никогда не задумывался над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти, зато он всегда видел перед собой эталон высшей добродетели и считал своим священным долгом ему подражать. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались те, кто учил жить достойно, в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не ради блаженства на том свете или спасения от страданий. Не религия как таковая, но прежде всего ритуализированная этика формировала облик традиционной китайской культуры.

Все это сказалось на характере  эволюции представлений об образе мира. Так, например, заслуживает внимания то обстоятельство, что религиозной  структуре Китая всегда была свойственна  незначительная роль духовенства. Чаще всего ученые выполняли важнейшие  функции жрецов в честь Неба - высшей всеобщности, абстрактной и  холодной, безразличной к человеку. Именно они были уважаемым и привилегированным  сословием в Китае. Однако они  были не столько жрецами, сколько  чиновниками .

Пожалуй, нигде в истории культура не была столь доверчива к миру природы, как в Китае. "Никогда  человек не достигал таких небесных вершин нежности сердца и чистоты  души, чистоты и совершенства восприятия мира... Нигде восприятие мира природы  и души не было так пронизано светом, сочувствием и любовью, детски чистой доверчивостью и наивностью, беспредельной  мудростью бытия в этом мире! Какая  же внутренняя природная сила и гармония должны были наполнять тайным светом и души, и сердца этих людей, не сробевших, не постеснявшихся в те далекие и  жестокие времена - открыться и земле, и небу, и людям...".

Интуитивная доверчивость людей к  мудрости природы позволила китайцам создать оригинальную картину мира, где не было места ни враждебности, ни несовершенству, ни дисгармонии. Эта  картина мира поражает своей цельностью и гармоничностью. Мир в представлении  китайцев - это мир абсолютного  тождества противоположностей, где  многое и единое не отрицают друг друга, все различия относительны. В каждом явлении природы, будь то цветок, животное, или водопад, просвечивается богатство  всей природы. Каждое воплощает в  себе ее мудрость.

Мир изначально совершенен, гармония внутренне присуща ему, поэтому  его не нужно переделывать. Напротив, нужно самоустраниться, уподобиться  природе, чтобы не мешать осуществлению  гармонии. Изначально природе присущи пять совершенств: человечность (жень), чувство долга (и), благопристойность (ли), искренность (синь) и мудрость (чжи).

Китайская культура не ориентирует  на деятельное начало, а призывает  к действию, сообразуемому с космическим  ритмом. Творчество принадлежит Небу. Поэтому китайский мудрец говорил: "Я излагаю, а не говорю". С  точки зрения Конфуция, личность получает свое содержание непосредственно от природы. Природа награждает ее талантом, и ее талант - следствие могучего творческого процесса в природе.

Таким образом, в основе гармонии общества и природы лежала идея социо-этико-политического порядка, санкционированного великим Небом. И эта идея поддерживалась и развивалась в учениях даосизма и конфуцианства. Не испортил эту идею и буддизм, составивший вместе с даосизмом и конфуцианством философско-религиозную триаду (сань цзяо), духовный стержень китайской культуры.

В средневековом Китае постепенно сложились и были канонизированы определенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в  зависимости от занимаемого им места  в социально-чиновной иерархии. Они  нашли свое наиболее наглядное отражение  в том, что обычно именуется "китайскими церемониями".

В любой момент жизни, на любой случай - всегда и во всем существовали строго фиксированные и обязательные для  всех правила поведения. В эпоху  Хань был составлен подробный свод этих правил внешней учтивости и церемониала - трактат Ли-цзы, сжатое, суммарное изложение конфуцианских норм, имевших обязательную силу на протяжении двух с лишним тысяч лет. Все записанные в этом обряднике правила следовало знать и применять на практике, причем с тем большей тщательностью, чем более высокое положение в обществе человек занимал.

Отталкиваясь от, сконструированного им социального идеала, Конфуций сформулировал  основные принципы того социального  порядка, который хотел бы видеть в Поднебесной: "Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь - государем, чиновник - чиновником", т.е. в этом мире все станет на свои места, все будут знать свои права и делать то, что им положено.

Такой социальный порядок Конфуций и все его последователи считали  вечным и неизменным, идущим от мудрецов легендарной древности. Речь шла, таким  образом, о том, чтобы привести все  вещи в соответствие с их былым  значением. При всех отклонениях  от нормы к ней следует возвращаться.

Упорядоченное таким образом общество должно иметь дуальную структуру, состоящую  из верхов и низов: тех, кто думает и управляет, и тех, кто трудится и повинуется.

Критерием разделения общества на верхи  и низы должны были служить не знатность  происхождения и, тем более, не богатство, а знание и добродетель, точнее - степень близости к идеалу цзюнь-цзы.

Формально это открывало путь наверх для любого, и сам Конфуций гордился тем, что давал свои знания всякому, кто приносил "связку сушеного мяса", т.е. платил плату за обучение. Но фактически дело обстояло намного сложнее. Сословие чиновников было отделено от народа труднопреодолимой  преградой - "стеной иероглифов", то есть грамотностью, которая определяла социальное положение и имущественный  ценз человека на протяжении всей истории  Китая.

Информация о работе Цивилизации древнего востока