Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:26, реферат
Приблизительно 5 тыс. лет назад на территории современного Египта сложилось единое государство, ставшее важным элементом древнеегипетской цивилизации, которая просуществовала 3 тысячелетия, т.е. дольше, чем вавилонская или шумеро-аккадская. Здесь были свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и упадка, а также редкие периоды социальных потрясений. Еще одной важной особенностью египетской цивилизации явилось то, что она была детищем одного этноса. В Древнем Египте объединенные хаттские племена сложились в могучий этнос и создали разветвленную социальную систему. Там были фараоны и советники, князья номов и воины, жрецы и писцы, торговцы, земледельцы и нищие батраки.
Введение.
Приблизительно 5 тыс. лет
назад на территории современного Египта
сложилось единое государство, ставшее
важным элементом древнеегипетской
цивилизации, которая просуществовала
3 тысячелетия, т.е. дольше, чем вавилонская
или шумеро-аккадская. Здесь были
свои периоды подъема, благоденствия,
затем слома и упадка, а также
редкие периоды социальных потрясений.
Еще одной важной особенностью египетской
цивилизации явилось то, что она
была детищем одного этноса. В Древнем
Египте объединенные хаттские племена
сложились в могучий этнос
и создали разветвленную
Древний Египет — первая древневосточная цивилизация, ставшая после веков забвения известной европейцам. Существенный фактор развития древнеегипетской цивилизации составляли природные условия. Сами египтяне называли свою страну “Черная земля”,подчеркивая плодородие ее почвы , в противоположность “Красной земле”, т.е. пустыне. Почва в долине Нила очень плодородна, и там издавна собирали два урожая в год. В долине Нила и сейчас проживает 99,5% населения. Примерно такое же соотношение было и в эпоху фараонов — недаром египтяне называли свою страну "даром Нила", ибо эта река стала основой хозяйства дожди почти не выпадали, и жизнь для человека стала здесь возможной лишь в результате использования речных вод.
Египет стал
первым государством на Земле,
первой великой могущественной
державой первой империей, претендующей
на мировое господство. Это было
сильное государство, в
Древнеегипетский заупокойный культ. Его духовное содержание и материальное воплощение.
В культуре Древнего Египта заупокойный культ играл очень важную роль. Не только фараон, а и любой простой египтянин с самого рождения начинал думать о своей будущей загробной жизни. Он приносил жертвы душам своих умерших родственников, заботился о сохранности их гробниц, строил свою будущую гробницу. В египетском обществе часто о социальном статусе человека судили по тому, какую он построил себе гробницу.
Заупокойный культ египтян опирается на следующие представления: со смертью человека умирает только его тело, тогда как продолжают жить другие ипостаси его существа - имя (Рен), душа (Ба), вылетающая из тела в виде птицы, двойник человека (Ка); именно судьба Ка связана с судьбой тела, ибо Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; Ка может быть съеден загробными чудовищами, если его не защитят магические формулы.
В разработанной до мельчайших
подробностей системе представлений
египтян о потустороннем мире
одно из главных мест занимают «поля
блаженных» (поля Иару), на которых умерший
должен был совершить все
Когда египтянин умирал,
его относили к
Затем бальзамировщики приступают к самой мумификации. Египтяне считали, что все материалы, используемые бальзамировщиками, возникли из слёз богов по убитому Осирису, с которым отождествился теперь умерший. Бог ткачества Хедихати и богиня Таитет изготавливали белое полотно, чтобы запеленать мумию. Бог виноделия Шесему даёт Анубису—Имиуту и сыновьям Хора масло и притерания для бальзамирования. После то, как умерший упокоится в своём вечном престанище, Шесему станет охранять его мумию от грабителей гробниц и заботиться о нём самом в Дуате.
Родные и близкие
усопшего должны внимательно
следить, чтобы все обряды
Очень часто египтяне писали
письма к умершим родственникам
и оставляли их вместе с жертвенными
дарами в гробнице. В них они
просили об исцелении, даровании
ребёнка и прекращении
Если умерший был не богат, его мумию ложили в простой деревянный гроб. На стенках гроба с внутренней стороны писали имена богов, которые проводят покойного в Дуат, а на крышке—обращение к Осирису: «О Уннифер, дай этому человеку в твоём Царстве тысячу хлебов, тысячу быков, тысячу сосудов вина». Гроб богача роскошно отделывали и в гробнице опускали ещё в каменный саркофаг. Вход в гробницу тщательно заваливали глыбами и замаскировывали, предварительно опечатав его печатью мекрополя.
Однако для благополучной
жизни в загробном мире одного
соблюдения всех обрядов было
не достаточно. Необходимо было
бороться с злыми духами в
загробном мире, а также пройти
загробный суд. Именно с целью
помочь в этом была создана
Книга Мертвых. В ней было
описано, как избежать всех
этих опасностей. Каждый человек
должен был как можно лучше
описать самого себя в
125-я глава «Книги Мёртвых», «Исповедь отрицания»
Я не чинил зла людям.
Я не нанёс ущерба скоту.
Я не совершил греха а месте Истины.
Я не творил дурного.
Имя моё не коснулось слуха кормчего священной ладьи.
Я не кощунствовал.
Я не поднимал руку на слабого.
Я не делал мерзкого пред богами.
Я не угнетал раба пред лицом его господина.
Я не был причиною недуга.
Я не был причиною слез,
Я не убивал.
Я не приказывал убивать.
я никому не причинял страданий.
Я не истощал припасы в храмах.
Я не портил хлебы богов.
Я не присваивал хлебы умерших.
Я не совершал прелюбодеяния.
Я не сквернословил.
Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от неё.
Я не убавлял от аруры.
Я не обманывал и на пол-аруры.
Я не давил на гирю.
Я не плутовал с отвесом.
Я не отнимал молока от уст детей.
Я ни сгонял овец и коз с пастбища их.
Я не ловил в силки птицу богов.
Я не ловил рыбу богов в прудах её.
Я не останавливал воду в пору её.
Я не преграждал путь бегущей воде.
Я не гасил жертвенного огня в час его.
Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.
Я не распугивал стада в имениях бога.
Я не чинил препятствий богу в его выходе.
Я чист, я чист, я чист, я чист!
На загробном суде боги должны были взвесить сердце умершего и узнать сколько он сделал хороших и плохих дел.
Суд происходит в Чертоге Двух Истин (Обеих Маат). Умерший вступает в этот чертог, где заседает загробный суд в полном составе во главе с великим богом Ра. Здесь присутствует бог преисподней Осирис, а также 42 сверхестественных существа, каждое из которых отвечал за особый грех. Умерший произносил речь, в которой он утверждал, что не совершал ни одного из этих грехов. Для того, чтобы судьи не смогли уличить его во лжи, умерший называет имена всех 42 существ и они не смогут ему противостоять.
Если во время исповеди
стрелка Весов отклоняется,
Письменность Древнего Египта. Сказки и повести. Развитие науки.
Египетская письменность зародилась в конце 4 тысячелетия до н. э., прошла длительный путь формирования и как развитая система сложилась ко времени Среднего царства. Ее исходной основой было рисуночное письмо, пиктография, в которой каждое слово или понятие (например, «солнце», «дом» или «взятие в плен») изображалось в виде соответствующих рисунков (солнца, дома или людей со связанными руками).
С течением времени по мере усложнения управления, необходимости более частого применения письма для различных нужд рисуночные знаки стали упрощаться. Отдельные рисунки стали изображать не только данные конкретные понятия солнца, дома, быка и т. д., а звуковые сочетания, слоги, с помощью набора которых можно было выражать и многие другие слова и понятия.
Египетская письменность составлялась из определенного набора знаков, передающих звуки произносимых слов, символов и стилизованных рисунков, поясняющих смысл данных слов и понятий. Такие письменные знаки получили название иероглифов, а египетская письменность — иероглифики. К середине 2 тысячелетия до н. э. наиболее употребительных иероглифов насчитывалось около 700.
Материалом для написания иероглифов служили: камень (стены храмов, гробниц, саркофагов, стелы, обелиски, статуи), глиняные черепки (остраконы), дерево (саркофаги, доски), кожаные свитки.
Широкое применение
получил папирус. Папирусная «
Если текст наносили на
твердый материал, писец тщательно
выводил каждый иероглиф, но если запись
делалась на папирусе, то иероглифические
знаки деформировались и
С 8 века до н.
э. появился новый вид письма,
при котором несколько знаков,
ранее писавшихся раздельно,
Постепенное совершенствование письменности привело к выделению 21 простого знака, изображающего отдельные согласные звуки. По существу, это были первые алфавитные знаки. На их основе развилось алфавитное письмо в южном царстве Мерое. Однако в самом Египте алфавитные знаки не вытеснили более громоздкую, но более привычную символическо-понятийную иероглифическую систему. Обучение разным видам иероглифического письма происходило в специальных писцовых школах и было доступно лишь представителям господствующего класса.
Египтяне создали богатую, насыщенную интересными идеями и художественными образами литературу, древнейшую в мире. Она восходит к концу 4 тыс. до н.э., когда возникло древнейшее рабовладельческое государство. Развитие литературы как одной из важнейших частей культуры определялось характером социально-экономического развития страны, политического могущества египетского государства.
В эпоху Древнего царства появились зачатки некоторых жанров: обработанные сказки, дидактические поучения, биографии вельмож, религиозные тексты, поэтические произведения. Во времена Среднего царства жанровое разнообразие увеличивается, углубляется содержательная сторона и художественное совершенство произведений.
Одним из излюбленных
жанров были сказки, в которых
сюжеты народных сказок были
подвергнуты авторской
Наиболее известными примерами
были собрание сказок «Фараон Хуфу
и чародеи», «Сказка о потерпевшем
кораблекрушение», «Сказка о Правде
и Кривде», «Сказка о двух братьях»,
несколько сказок о фараоне Петубастисе.
В этих сказках сквозь господствующие
мотивы преклонения перед всесилием
богов и фараона пробиваются
идеи добра, мудрости и смекалки простого
труженика, который в конечном итоге
одерживает победу над хитрыми и
жестокими вельможами, их жадными
и коварными слугами. В «Сказке
о потерпевшем кораблекрушение»
описываются приключения
Подлинными шедеврами
египетской литературы стали повесть
«Рассказ Синухета» и поэтическая
«Песнь арфиста». В «Рассказе Синухета»
повествуется о том, как вельможа
из ближайшего окружения покойного
царя Синухет, опасаясь за свое положение
при новом фараоне, бежит из Египта
к кочевникам Сирии. Здесь он живет
много лет, совершает множество
подвигов, занимает высокое положение
у местного царя, но постоянно тоскует
по своему родному Египту. Повесть
заканчивается благополучным