Древний Египет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:26, реферат

Описание

Приблизительно 5 тыс. лет назад на территории современного Египта сложилось единое государство, ставшее важным элементом древнеегипетской цивилизации, которая просуществовала 3 тысячелетия, т.е. дольше, чем вавилонская или шумеро-аккадская. Здесь были свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и упадка, а также редкие периоды социальных потрясений. Еще одной важной особенностью египетской цивилизации явилось то, что она была детищем одного этноса. В Древнем Египте объединенные хаттские племена сложились в могучий этнос и создали разветвленную социальную систему. Там были фараоны и советники, князья номов и воины, жрецы и писцы, торговцы, земледельцы и нищие батраки.

Работа состоит из  1 файл

древний египет.docx

— 27.57 Кб (Скачать документ)

 

В «Песне арфиста» впервые  в мировой поэзии были высказаны  сомнения в возможности загробного существования и провозглашалась  идея наслаждения всеми радостями  земного бытия.

 

Среди различных жанров особое место занимала собственно религиозная  литература, включающая художественную обработку многочисленных мифов, религиозные  гимны и песнопения, исполняемые  на празднествах богов. Из обработанных мифов получили особую популярность циклы сказаний о страданиях Осириса  и о странствиях по подземному миру бога Ра. 

 

Древнеегипетская литература достигла большого художественного  совершенства. Литературные произведения, как поэтические, так и прозаические, облекались в строгую ритмичную  форму. С этой целью закреплялось ритмичное чередование отдельных  образов, представлений, частей предложений  и даже слов. Сюжеты и мотивы древнеегипетской литературы продолжали долго жить в  древнегреческой, коптской и средневековой  восточной литературах.

 

 

 

 Наука являлась важнейшей  частью египетской культуры: без  научных знаний невозможно было  ведение хозяйства, строительство,  военное дело, управление страной. 

 

Египтяне достигли значительного  уровня развития астрономических и  математических знаний. Накопление астрономических  знаний еще в 4 тыс. до н.э. дало возможность  создать календарь. Наблюдение над  разливами Нила сопровождались наблюдением  за движением небесных светил. Ранний утренний восход звезды Сириус совпадает  с началом подъема воды в Ниле - промежуток между этими восходами  Сириуса равен 365 дням. Это определило длину года, который делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом, а  в конце каждого года, перед  началом следующего, прибавлялось 5 дней.

 

Астрономические трактаты Древнего Египта до нас не дошли. Сохранились  созданные жрецами Нового царства  звездные карты, изображающие созвездия, известные в эпоху Среднего царства. В период Нового царства знали  уже созвездия Зодиака. Для наблюдений над звездами пользовались отвесом  или визировальной дощечкой.

 

О математических знаниях  египтян можно судить по сохранившимся  математическим папирусам конца  Среднего царства. Система счета  в Египте была десятичная, однако запись чисел производилась более усложненным  путем, то есть у египтян не было знака для нуля. Египтяне знали 4 арифметических действия, знали арифметическую прогрессию и, возможно, геометрическую. Дробные числа выражались в виде дробей с единицей в числителе. Так, в папирусе Ринда, который составлен  писцом Ахмесом (около 2000 до н.э.), 2/5 изображаются посредством 1/3 и 1/15, поставленных рядом  без знака сложения.  В математических папирусах видны начатки алгебры  – решение уравнений с двумя  неизвестными, причем для обозначения  неизвестного египтяне пользовались термином “аха”(буквально “куча”). Важными  были достижения в области геометрии, теснейшим образом связанной  с земледелием и строительными  работами. Египтяне умели вычислять  площади геометрических фигур: прямоугольника, треугольника, трапеции и даже круга. 

 

Значительных успехов  добилась медицина. Она, так же как  и астрономия, в Египте находилась в руках жрецов. Однако сквозь туман  религиозно-магических представлений  пробивалась пытливая научная мысль. Бальзамирование трупов стимулировало  изучение строения человеческого организма. До нас дошли медицинские папирусы от Среднего царства. Они представляли собой сборники с описаниями различных  заболеваний, с указанием симптомов  болезней, диагноза, рецептуры. Была установлена  связь между сосудистой системой и сердцем. При осмотре больного считалось обязательным прощупать  пульс. Папирус Эберса (издан в 1875) указывает, что врач должен знать  “ход сердца”, от которого идут сосуды ко всем членам, что всякий жрец богини Сохмет, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног – везде касается сердца, ибо от него направлены сосуды к каждому члену. В Египте применялась  хирургия при ранениях, а в некоторых  случаях – массаж. В папирусах  имеется много рецептов различных  лекарств. Египетские жрецы-врачи обучались  в специальных школах при храмах, которые были известны в Новом  царстве.

 

Возникновение химических знаний в Египте было связано не только с техникой изготовления лекарств, но и с искусством лить металлы. В  Египте, как и вообще в древности, большую роль играл “электрон”(по-египетски  “азем”), часто встречающийся в  природе сплав золота с серебром. Из этого сплава можно было выделить как чистое серебро, так и чистое золото, поэтому египтяне вообще считали  возможным один металл превращать в  другой. Для изготовления сплавов  применялись медь, олово, ртуть, свинец, латунь, мышьяковые руды, иногда чистое серебро. Составлялись рецепты получения  различных сплавов и красящих веществ, которые были тайной жрецов и хранились в храмах.

 

Накапливались исторические знания. В Египте издавна вели список царей с указанием точных дат  правления и подробном описании событий, происшедших в годы их царствования.

Архитектура Древнего Египта. Изобразительное искусство.

 

 

 

Изобразительное искусство  Древнего Египта, представленное архитектурой, скульптурой, рельефами и росписями, теснейшим образом связано с  заупокойным культом. Ведущей в  искусстве Египта всегда была архитектура. Все остальные виды искусства  подчинялись ей, зависели от нее. Египетское искусство всегда было комплексным, и это его основная и наиболее характерная черта.

 

Уже в период  Древнего Царства получает отчетливое выражение  та величественная монументальность, которая становится отличительной  чертой египетской архитектуры. Грандиозные  здания, созданные трудом огромного  количества общинников и рабов, должны были выразить идею несокрушимой мощи царской власти, охраняемой религией. Таковы громадные царские усыпальницы  – пирамиды, которые постепенно выросли из скамьеобразных гробниц (мастаб). Древнейшей формой пирамиды является ступенчатая пирамида Джосера в  Саккара.

 

Зодчество Среднего Царства  является связующим звеном между  архитектурой Древнего и Нового Царства. Например, центром погребального  храма Ментухотепов является большая  пирамида, стоящая на двух возвышенных  террасах, расположенных одна над  другой. Применение колоннад и полупещерный характер храма свидетельствуют  о новых архитектурных формах, полностью развившихся лишь в  период Нового Царства.

 

 Величайшим архитектурным  комплексом Нового Царства является  огромный храм Амону в Фивах,  который очень долго строился  и развалины которого сохранились  в Карнаке.

 

Археологи насчитали около  ста пирамид, но не все они дошли  до наших дней. Часть пирамид была разрушена уже в древности.

 

Во II тыс. до н. э. пирамиды стали  строить из кирпича, а не из камня  – это было чуть менее разорительным, да и сами пирамиды становятся меньше. Внутри пирамид, имелись глубокие и  тщательно скрытые от чужих глаз тайники, длинные коридоры со сложной  системой ходов и выходов.

 

 Самая знаменитая и  самая значительная по размерам  – пирамида фараона Хеопса  в Гизе. Известно, что только дорогу  к будущему месту строительства  прокладывали 10 лет, а саму пирамиду  строили более 20 лет.  Пирамида  Хеопса вместе с другими пирамидами, высящимися в Гизе, - Хефрена и  Михерина, названа одним из семи  чудес света. Вокруг пирамид  великих фараонов находиться  множество гробниц, которые образуют  целый город со своими улицами  и перекрестками.

 

Отличительные черты египетской скульптуры – фронтальность и  четкая почти геометризированная статичность, - впервые появляющаяся в конце  архаической эпохи, например, в статуе сидящего царя Хасехемуи, находят свое полное выражение в статуях Древнего Царства. Изображая божество, царя или  близкого к нему вельможу, художник в большинстве случаев старался дать идеализированный образ прекрасного  и сверхмощного человека в застывшей  позе торжественного величия. Однако, в статуях и статуэтках, изображающих простых смертных, чаще всего слуг и рабов, уже появляются довольно определенные тенденции к реализму.

 

Постепенно скульпторы и  живописцы освободились от старых правил и образцов закостенелой и условной стилизации, стремясь изобразить тело и лицо человека таким, каким они  его видела в действительности. Таковы известные статуи Каапера или  знаменитого луврского «писца».

 

 Эти же отличительные  черты выступают в рельефах  и рисунках, украшающих стены  гробниц. В них раскрывается  вся повседневная жизнь египтян.  Голова и ноги обычно изображались  в профиль, плечи и руки –  спереди, а торс – как бы  в три четверти. Таков обычный  канон этих традиционных и  часто культовых по своему  назначению изображений.

 

Стремление к реализму усиливается в скульптуре времени  Среднего Царства, в особенности  в скульптурном портрете, именно здесь  обнаруживается попытка художника  передать внутренние переживания изображаемого  им человека.

 

Архитектуре Нового Царства  соответствуют зрелая скульптура, давшая в круглой пластике образцы высокохудожественного  реализма, а в рельефе не менее  высокие образцы утонченной стилизации. Искусство времени XVIII династии достигло своего расцвета в бурную амарнскую  эпоху, когда была сделана смелая попытка сразу видоизменить всю  тысячелетнюю культуру, всю древнюю  религию и все вековые традиции. Тогда возникло своеобразное искусство, выросшее на почве соединения древнего натурализма с новой, более острой выразительностью.  Эти моменты  отражают торсы Эхнатона и Нефертити.

 

Влияние амарнского искусства, в особенности характерная для  этого времени плавная текучесть  линий, заметно в произведениях  времени Тутанхамона, Хоремхеба  и Сети I. Таковы изящные рельефы  из храма Сети в Абидосе и сцены  охоты в храме Рамзеса  III в  Мединет-Абу. Таков изящно стилизованный  рельеф с изображением плакальщиков.

 

На закате египетской цивилизации  великие пирамиды вызывали у греков и римлян не только восхищение как  создания человеческих рук, одно из чудес  света, но и чувство негодования, так как воспринимались они и  как символы жестокости и деспотизма царей, обрекших народ на неисчислимые страдания

 

Кроме религиозного смысла, некоторые ученые усматривают в  пирамидах еще и смысл астральный. Вся культура Древнего Египта была построена на религиозном фундаменте, но кроме этого, служители культа – жрецы, обладали широкими научными познаниями.


Информация о работе Древний Египет