Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2011 в 23:19, доклад
Особе значение в ретрансляции духовных ценностей в сознание юношества имеет село, провинция. Созидательные возможности села не раз подчеркивались исследователями, обращавшими внимание прежде всего на его духовную атмосферу.
П.В. Матренин
Научный руководитель – Репринцев А.В.
доктор
педагогических наук,
профессор
Духовно-ценностные ориентации российской молодежи, в реалиях современной урбанизации.
Особе значение в ретрансляции духовных ценностей в сознание юношества имеет село, провинция. Созидательные возможности села не раз подчеркивались исследователями, обращавшими внимание прежде всего на его духовную атмосферу. По мнению А.В. Репринцева, в этом плане провинция имеет ряд неоспоримых преимуществ – высокую степень социальной контактности, меньшую, чем в крупных городах, анонимность общения: человек как бы постоянно находится в условиях негласного нравственного контроля, регулирующего его поведение, задающего ему стандарты поступков и отношений. Через совместный досуг, общение формируются в сознании молодежи эстетические вкусы, ценностные ориентации; человек осваивает систему критериев, с позиций которых воспринимает и оценивает всё, что его окружает; и самое главное – он оказывается вовлеченным в совместную эстетическую деятельность, расширяющую и обогащающую его опыт, укрепляющую его собственные эстетические умения и навыки. Ее достоинство – в естественности освоения культурного наследия предков, не вызывающего «реакции отторжения», неприятия, исключающее традиционный конфликт «отцов и детей». Создавая, моделируя среду, в которой постоянно находится ребенок, общество тем самым ваяет обстоятельства его личного бытия, посредством их оно воздействует на сознание личности, усвоение всей системы жизненно необходимых ценностей индивида. Провинция имеет в этом плане неоспоримые преимущества, – ее большая консервативность, неторопливость в «осовременивании» своего облика, меньшая развращенность достижениями цивилизации, труженическая атмосфера, во многом общинный характер бытия, приближенность к реалиям земной жизни, к решению самых насущных человеческих проблем делают воспитание личности более естественным, близким к природе, к естеству человека.
Каковы же сегодняшние духовные ценности, реальный духовный потенциал современного юношества? Ответить на этот вопрос однозначно сложно, так как дети живут в разных условиях, у них разное социокультурное окружение. Мы провели анализ духовного потенциала части сельских старшеклассников Белгородской области. В выборочной совокупности были адекватно представлены половозрастной, социальный состав старших школьников, их наиболее типичные группы. Особое внимание в опросе было уделено сфере свободного времени ребят, способам организации досуга, участию в деятельности творческих коллективов, дополнительному образованию старшеклассников. Каковы же итоги этого исследования?
Основное занятие ребят – учеба, их отношение к ней во многом может определить их будущее. 86% из числа опрошенных ответили, что учатся «с неохотой, преодолевая себя». После окончания школы продолжить своё образование собираются лишь 45% респондентов. Из числа юношей 13% после окончания школы планируют пойти служить в армию. Учеба в школе не представляет для большинства респондентов никакого интереса, ибо знания, которые они получают, являются «оторванными от реальной жизни», а сама система передачи знаний вселяет в их душу «скуку и желание быстрее пройти этот этап». Почти все старшеклассники – 93% опрошенных – утверждают: сегодня социально успешен «не тот, кто добросовестно учился», а тот, «кому повезло», «у кого есть деньги», «у кого есть связи», «кому помогли родители или родственники». Не все старшие школьники намерены продолжить свое образование, получить профессию, жить и работать в своей стране. Об этом свидетельствуют сочинения ребят, в которых часто встречаются проявления социальной апатии, нигилизма, собственной социальной бесперспективности. «Я не хочу жить в России, я здесь никому не нужен. Если у меня будет возможность, я уеду за границу. Пусть я буду там дворником, но я буду там чувствовать себя человеком». Таких мнений очень много, они свидетельствуют об утрате юношеством не только социального оптимизма, уверенности в своем будущем, но и почти полном отсутствии подлинного патриотизма, любви к своей малой родине. Россия быстро превращается в общество «лишних» людей, потерянных людей, социальный мир, в котором талант и потенциал человека остается невостребованным, нереализованным, ненужным. Понятно, что для большинства размышлявших над этим вопросом старшеклассников остались вне поля зрения «любовь к отеческим гробам», «любовь к родному пепелищу»… – тем важным духовным святыням, духовным ценностям, которые определяют отношение человека к малой родине, делают это отношение личностно окрашенным, наполняют его личностным смыслом. Правда есть и другие откровения: «Мне здесь всё дорого. Я люблю свою деревню, свой край. Пусть «новые русские» уезжают за границу, а мне и здесь хорошо». Но таких взглядов не много, – они скорее «исключение из правила», это мнение не большинства, а единиц.
По национальному составу дети являются представителями преимущественно русской нации. Понятно, что все важнейшие черты русского менталитета, все его традиционные характеристики они видят, фиксируют, понимают. По их мнению, сострадание, сопереживание, соучастие, взаимопомощь, милосердие, добротворчество, дружественность, уважение к предкам, дружелюбие – типичные отличительные черты русского этноса, однако, ребята комментируют их весьма своеобразно. В частности, мы попросили школьников отметить те поговорки, которые наиболее точно отражают их жизненную позицию (в списке предлагалось 40 пословиц и поговорок, из которых ребята должны были отметить лишь 10, наиболее близких им). Вот наиболее часто отмечаемые пословицы, точнее всего характеризующие жизненную позицию старшеклассников. «В отношениях с другими людьми я придерживаюсь поговорки…»: «Что наша честь, если нечего есть?» (93%); «Работа – не волк, в лес не убежит» (93%); «От трудов праведных не нажить палат каменных» (93%); «С волками жить – по-волчьи выть» (83%); «Стыд – не дым, глаза не выест» (81%); «Своя рубашка ближе к телу» (79%); «Скупость – не глупость» (76%); «Не делай добра – не получишь зла» (73%); «Говоришь правду – теряешь дружбу» (67%); «Две собаки грызутся – третья не лезь» (48%)… Обращает на себя внимание и то, что значительная часть достаточно известных пословиц и поговорок русского народа, в которых выражается традиционная социальность русского человека, не получили массовой поддержки у старшеклассников и оказались по количеству их отметивших на последних позициях: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» (9%); «Правда – в огне не горит и в воде не тонет» (3%); «Где родился – там и пригодился» (3%); «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей» (2%); «Родина – мать, умей за неё постоять» (2%); «Чужое добро впрок не пойдет» (2%); «Бедность – не порок» (1 человек); «Не в деньгах счастье» (1 человек)… Эта часть опроса убедительно показывает, что в сознании старшеклассников происходит драматичный и весьма опасный процесс «раздвоения сознания»: с одной стороны, старшеклассники сохраняют понимание традиционных черт истинно русского человека, его наиболее типичных характеристик, а с другой, – становятся «пленниками» новой модели социального существования, хорошо известной еще со времен Т. Гоббса: «Homo homini lupus est»…
Ценностная сфера сознания старшеклассников формируется во многом сегодня вне школы, и главную роль в этом играют СМИ. 100% детей проводит досуг с семьёй у телевизора, хотя общение происходит и при выполнении хозяйственных обязанностей, в работе по дому, в уходе за животными. Именно активные формы проведения досуга способствуют формированию личности целенаправленной и активной и, конечно же, огромную роль в этом играет совместный, коллективный труд. Наши наблюдения и анализ эмпирических материалов показывают стремительное сокращение объема и содержания совместной, кооперированной трудовой деятельности в общем бюджете времени сельских старшеклассников, – простые формы крестьянского труда «уходят» из жизни сельского мира, не только традиционный сельскохозяйственный труд, но и труд домашний, связанный с распределением традиционных трудовых обязанностей между членами семьи, все менее становится трудом кооперированным, ориентирующим на включение старшеклассника в сопричастное, совместное выполнение трудовых операций и функций, в которых юношество обретает реальную социальную ответственность, ощущение собственной социальной полезности, нужности, востребованности. Но только через кооперацию, через взаимодействие с другими людьми труд получает не только социальное значение, выражает меру совместно достигаемого общего блага, общей ценности, но проявляет личностный смысл (значение для меня), эмоциональную окраску, без которых не может быть заинтересованного отношения личности к самому процессу труда, его содержанию, характеру и результатам. Таким образом, социальное отчуждение (В.А.Разумный, Э.Тоффлер), индивидуализация человеческого бытия становятся устойчивыми чертами жизни крестьянского мира, – эти явления никогда не были свойственны русскому общинному (!) миру, – они противоречат самому характеру русского человека, его миропониманию, мироотношению.
Эти тенденции проявляются во многих сферах жизнедеятельности современных старшеклассников, – не только в сфере труда, но не в меньшей степени – в сфере досуга, творчества, свободного общения. Сами школьники откровенно заявляют, что вполне обходятся без интенсивных контактов с друзьями, соглашаются с утверждением «Не имей сто друзей, а имей сто рублей» (46%), солидарны с утверждением «Друзья – не главное в жизни, главное – деньги» (73%). Любопытно, что досуг сельских старшеклассников заполнен видами деятельности, которые обнаруживают мало отличий от досуга городских школьников. Действительно, при всей известной разнице в культурном потенциале города и села, при значительном отличии в возможностях города в удовлетворении культурных запросов молодежи от возможностей села, старшеклассники проводят свое свободное время преимущественно в близких по содержанию и формам организации видах деятельности, в которых присутствуют (а то и доминируют) телевизор, видео, музыка, свободное общение, алкоголь, сигареты, секс. Из числа опрошенных старшеклассников посещают спортивные секции лишь 17% ребят, но своим увлечением спорт считают 36% старшеклассников; музыку своим хобби назвали 29% опрошенных, причём предпочтение отдаётся поп-музыке, року и шансону, хотя не забыта и книга – 5% ребят читают книги «для души», вне школьной программы. Ценную информацию ребята получают преимущественно из телепередач. Предпочтение отдается развлекательным программам, телешоу, музыкальным передачам. Незначительную часть респондентов интересуют социально-политические события, происходящие в жизни страны, проблемы войны, экологии, культурные события – не остаются незамеченным, формируют сознание ребят (2%). Эти события во многом формируют представления о современном обществе как обществе кризисном, в котором «трудами праведными не нажить палат каменных» (93%).
«Многие люди говорят о нашей стране плохо, о том, что в России процветает коррупция, обман, присвоение народных богатств, обогащение за счет других горстки богачей». – Через призму своих ощущений старшеклассники видят своё собственное будущее в основном в мрачных тонах, общее ощущение неопределённости и зыбкости линии судьбы создает в сочинениях ребят минорное и пессимистичное звучание. Доминирует чувство обреченности и неопределённости: «Одна надежда – на родителей. Если они помогут, – значит, я смогу добиться чего-нибудь в жизни, если нет, тогда окажусь «на дне» нашего общества. У меня и моего поколения нет будущего». И таких прогнозов очень много…
Исследование показывает, что значительная часть опрошенных – это «потерянные» люди, у которых нет чёткой соориентированности в социокультурном и экономическом пространстве российского общества. Внешне, кажется, все благополучно – есть интерес к жизни, понимание необходимости саморазвития, постижения чего-то нового, сострадание к попавшему в беду человеку, преимущества совместного проведения досуга с друзьями, помощь в работе, но между строк очень тревожно и пронзительно звучит общая неудовлетворенность жизнью, ее бессмысленность. Мы спрашивали старшеклассников об их отношении к случаям суицида среди сверстников. Известно, что ежегодно в России около 70 тыс. молодых людей (!) решаются на подобный шаг. Оказалось, что старшеклассники в абсолютном большинстве не осуждают этих поступков, вот наиболее типичный ответ: «А что еще делать человеку, если для него нет смысла жить дальше, – мучиться самому и мучить других?». Проблемы суицидального поведения оказываются предметом для дискуссий в свободном общении: более 67% старшеклассников обсуждают эту тему в личных беседах…
Итоги исследования дают возможность определить часть старшеклассников как людей, стремящихся повысить свой духовный потенциал и не деградировать на фоне «всеобщей серости». По нашим данным, таких ребят среди обследованных старшеклассников набирается примерно лишь 5-7%. Нельзя сказать, что это таланты или гении – это юноши и девушки, отличающиеся любознательностью, пытающиеся наполнить свою будничную жизнь реальным смыслом. Они ещё не попали в полной мере под «каток всеобщей массовой культуры». Есть у них свой взгляд на мир и на жизнь, но есть и некоторая социальная инертность, которая связана с тем, что современное село очень быстро становится беднее, духовно опустошается, деградирует, социально и экономически расслаивается, теряет прежние механизмы традиционной социокультурной интеграции, объединения людей в целостный и единый этнический мир.
Несомненно, возможности развития духовно-ценностного потенциала сельской молодёжи еще не утрачены полностью. Но если этот потенциал не развивать, то он будет размыт «идеологической линией на нравственное разрушение молодёжи», уничтожен набирающей силу тенденцией всеобщей российской урбанизации. Село в современных условиях, как и на протяжении всей российской истории, остаётся истинным носителем духовной культуры русского этноса, ибо «традиционная русская культура складывалась и развивалась как сельская культура как культура глубинки», провинции, в которой вплоть середины XX столетия проживала большая часть населения России. Именно здесь формировались и оттачивались традиционные черты русского человека: трудолюбие, острый ум, смекалка, расчетливость, способность к переживанию, состраданию, соучастию, образная и выразительная речь, альтруизм, бережное отношение к природе; именно здесь закреплялся особый уклад жизни сельского человека со всем набором норм организации быта, семейных отношений, взаимоотношений с окружающим Миром; именно здесь происходило закрепление форм и способов организации совместного досуга, традиционных праздников, обрядов и ритуалов. Погружаясь в эту атмосферу, человек естественным образом впитывал в себя сложившуюся культуру во всем многообразии ее проявлений, он получал одновременно и возможность вместе со взрослыми упражняться в ее осмыслении, использовании, совершенствовании; обретал опыт коллективного (совместного) восприятия, переживания и оценки ценностей и явлений культуры, что создавало уникальные педагогические возможности для колоссального духовного роста личности, ее нравственного и эстетического развития» (А.В. Репринцев).
Что же делать? Каковы возможности современных учреждений образования в преодолении названных негативных проблем, опасных для нашего общего будущего тенденций? Могут ли современные учреждения образования повлиять на складывающуюся ситуацию? Да, могут! Нельзя не отметить огромное значение школы и учителя в формировании ценностного отношения сельских старшеклассников к своей малой родине. Сельским детям необходимо обеспечить условия, благоприятные для удовлетворения их многообразных культурно-образовательных потребностей, развития способностей, талантов и дарований с учетом их индивидуальных возможностей, способствовать их нравственному и профессиональному самоопределению и самореализации. Конечно, сельские образовательные учреждения располагают весьма скромными для этого возможностями, но главное состоит даже не в этом: их преимущество состоит в том, что их влияние субъективно более значимо для старшеклассников, нежели влияние традиционной школы и учителя. Одна из причин притягательности сельской школы – особая аура, атмосфера доброжелательности, взаимного интереса, партнерских отношений детей и педагога, общность их бытия, их мироощущения, миропонимания, мироотношения. Сельский мир не предполагает атомизированного, индивидуализированного социального бытия человека, – в сельском мире человек живет «на виду» у других людей, – открыто, искренно, честно… Но и вместе с тем – солидарно, дружно, сообща. В противовес сельскому образу жизни город развращает человека, обезличивает его существование, размывает традиционные нравственные императивы поведения, а через высокую степень анонимности социальных контактов делает человека социально безответственным, социально отчужденным… Разрушение ценностей и традиций сельского мира самым негативным образом скажется на состоянии русской культуры, обернется всеобщей безответственностью и нигилизмом.