Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2011 в 23:19, доклад
Особе значение в ретрансляции духовных ценностей в сознание юношества имеет село, провинция. Созидательные возможности села не раз подчеркивались исследователями, обращавшими внимание прежде всего на его духовную атмосферу.
Знакомство с опытом работы сельских образовательных учреждений позволяет назвать ряд условий, которые позволяют успешно реализовать возможности школы и учителя в организации свободного времени юношества и формирования их интереса к своей малой родине, ее истории: наличие системы разнообразных и постоянно действующих кружков, секций, клубов и т.п., способных удовлетворять потребности старшеклассников с различной направленностью интересов и склонностей; интересное, увлекательное содержание воспитательной работы, учитывающее возрастные и этнокультурные особенности села, сельских юношей и девушек; активное использование конкурсов, смотров, олимпиад и выставок, зажигающих дух соревнования, привлекающих большинство ребят; индивидуальный подход, предоставляющий каждому школьнику возможность проявить самостоятельность, активность, творчество; наличие необходимой материальной базы и кадров, сочетающих в себе качества педагогов и профильных специалистов дополнительного образования; добровольность участия старшеклассников к работе объединений и кружков, реализующих образовательные программы, право находить себе место в объединениях, отвечающих их интересам и др.
Развитие отечественного образования в 70-90-е годы XX века продемонстрировало вполне эффективную и оптимальную для села модель соединения общего и дополнительного образования молодежи – учебно-воспитательные комплексы, созданные и апробированные на белгородчине. Их особенностью является то, что общее и дополнительное образование мирно уживаются под одной крышей, в единой логике жизни, в едином режиме; они гармонизируют свои интересы, выпуская в самостоятельную жизнь уникальный «продукт» – человека духовно богатого, совершенного, освоившего значительный пласт мировой и национальной культуры, реализовавшего себя в творчестве, получившего значительный опыт разнообразной коллективной деятельности.
Сегодня одной из важнейших задач системы образования является создание комплекса условий для реализации творческих возможностей личности, развития ее природных сущностных сил. Сельские образовательные учреждения, несмотря на огромные трудности финансового и кадрового характера, могут обеспечить решение этой задачи через использование различных факторов – организацию клубно-кружковой работы, коллективный творческий труд детей, реализацию значительного потенциала культурно-просветительных учреждений. Основой такой деятельности становится коллектив и коллективные формы воспитания старшеклассников: творческое сообщество выступает своеобразным фоном, на котором происходит обогащение сознания старшеклассника важными нравственными идеями и смыслами, ценностями и идеалами; идет активный процесс его духовного и нравственно-эстетического развития, освоения им опыта преобразования окружающей действительности и себя самого. Особенно значимыми для старшеклассника становятся проблемы понимания смысла жизни, юношеской дружбы, вопросы жизненного самоопределения, выбора жизненного пути, отношения к кумирам и окружающим людям. Многие из этих проблем могут быть успешно решены в процессе постижения ими истории своей малой родины, истории своей семьи, своих предков. Такая деятельность способна существенно повлиять на жизненную позицию личности, ее ценностные ориентации, ее отношение к себе и окружающим людям.
Формы
и методы такой работы хорошо известны.
Достаточно вспомнить опыт Л.Н. Толстого,
С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского,
А.А. Захаренко, Б.О. Полянского. Этот опыт
позволяет вычленить основные идеи, на
которых возможно становление в старшеклассниках
ценностного отношения к своей малой родине.
Среди этих идей – опора на положительное
в личности школьника; вовлечение в интересную
совестную коллективную деятельность;
внедрение элементов романтики, интереса,
игры в жизнедеятельность юношеского
сообщества; создание ситуаций сопереживания,
сострадания, соучастия, в которых школьник
пытается представить себя на месте другого
человека, понять его эмоциональное состояние
и ощущения; рефлексия собственного поведения
и поступков; погружение в историю своей
семьи и рода; поисковая работа; создание
и оснащение музея истории своего села;
оказание помощи и заботы о ветеранах,
тружениках села, отдавших свои лучшие
годы и силы на благо своей Родины и своего
народа т.д. Только таким образом можно
приблизить интересы отдельной личности,
ее творческий потенциал к важному и социально
значимому делу, только так можно добиться
осмысления старшеклассником своего места
и роли в организации очень тонкого и хрупкого
сельского мира. Когда юноша ощутит себя
частью этого мира, когда он поймет, что
крестьянская община – это сильный и слаженный
живой организм, только тогда к нему придет
и еще одно важное качество – ответственность
за этот мир, за его будущее.
Литература:
1. Разумный В.А. Творчество народа и современность. – М., 1990.
2. Репринцев А.В. Эстетическое воспитание в современной сельской школе: пути и способы обновления // Реформы образования и сельская школа. – Орел, ОГУ, 1998.
3. Репринцев
А.В. Нравственно-эстетическое
4. Репринцев
А.В. К изучению этоса
5. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. – М., 2004. |
6. Управление
воспитательной системой школы: |