Философия экзистенциализма на основе произведений А.Камю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 19:23, реферат

Описание

Цель данной работы – проследить на примере романа «Чума» как решалась экзистенциальная проблематика Альбером Камю.

Содержание

Введение 2
Немного из биографии и жизни писателя 5
Образ-символ чумы 7
Существование и возможность бытия 9
Рамбер 11
Отец Панлю 15
Доктор Рие 17
Заключение 22
Список использованных источников 23

Работа состоит из  1 файл

Философия экзистенциализма на основе произведений А.Камю.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)
 

       Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

        

       Впервые об экзистенциализме (философии существования) заговорили в конце 20-х годов ХХ века.  В основе экзистенциализма лежит понятие человеческого  существования (экзистенции) - своего рода внутреннего ядра личности, которое, по мнению представителей экзистенциализма, сохраняется (и даже впервые действительно выявляется) лишь тогда, когда человек теряет все свои общественные определения и функции. Такое состояние называется в экзистенциализме «пограничной ситуацией»; самый яркий и полный вид подобной ситуации - ситуация перед лицом смерти.

       Экзистенциализм отличается от рационализма с его  попытками  мышления в  «чистом» виде, которое, по мнению экзистенциалистов, не способно действительно понять ни человека, ни мир. Мышление с точки зрения экзистенциализма, превращает человека и мир в свои объекты, разделяет и анализирует их отдельные стороны и отношения, упуская целое. Поэтому почти вся предшествующая философия и наука рассматривается экзистенциалистами как заблуждение, как познание второстепенных и частных проблем. Подлинным познанием, с точки зрения данного направления философии,  является  «экзистенциальное мышление», в котором человек выступает как цельность, в единстве телесных эмоциональных и духовных сил, выступает как экзистенция, как существование, и не отделяет  себя от истинной основы мира – бытия. Это экзистенциальное мышление отказывается от различения субъекта  и объекта, ибо  существование (экзистенция) находится в неразрывном единстве с бытием.         

         Условно экзистенциализм разделяется  на два направления: атеистическое  - правильнее было бы сказать  - светское, потому что характерной  чертой их философии является  не отрицание Бога, а агностицизм,  убеждённость в невозможности рационального доказательства бытия Бога и отказ прибегнуть к вере для такого допущения - (представители - М. Хайдеггер в Германии, Ж.-П. Сартр, А. Камю во Франции) и религиозное – К. Ясперс (Германия), Г. Марсель (Франция).

       Характерно, что выдающийся французский писатель Альбер Камю(1913-1960), творчеству которого посвящена данная работа, не считал себя философом: «Нет, я не  экзистенциалист…Сартр - экзистенциалист, и единственная книга идей, которую опубликовал  « Миф о Сизифе» - была направлена против философов, называемых   экзистенциалистами».

       «Тут  возникает известного рода терминологическая  путаница, - пишет по поводу этой цитаты Виктор Ерофеев, - Камю отвергает ярлык  «экзистенциалиста», пущенный в ход  околофилософской журналистикой в 1945 году и подхваченный Сартром. Но это не значит, что Камю далёк от экзистенциальной проблематики. Просто он решает её по-своему».

       Такому  взгляду на принадлежность Камю к  философии экзистенциализма не противоречит мнение одного из исследователей творчества Камю, отмечавшего, что представители данного направления философской мысли «вырабатывают свой стиль исследования и изложения, по которому легко отличить любого из них: Хайдеггера от Гуссерля, Ясперса от Сартра, Сартра от Камю, … и т.д. Некоторые из современных философов являются писателями, драматургами, эссеистами, поэтому стиль философствования и мышления каждого из них имеет свои, присущие ему особенности: свой тон, свою глубину, какой-то мыслительный и художественный «аромат». Словом современные европейские мыслители, подобно художникам, имеёт свой стиль».

       Сам Камю, как известно, провозгласил себя «моралистом». Нам представляется справедливым замечание  С. Великовского о том, «прежде всего это слово …  подразумевает соединение в одном  лице мастера пера и мыслителя, обсуждающего в своих книгах загадки человеческой природы». Считаем только необходимым добавить, что человеческая природа рассматривается писателем сквозь призму философии экзистенциализма.

       Нам представляется справедливым, рассматривать  творчество Альбера Камю как творчество, прежде всего писательское. Интересно при этом отметить, что и Виктор Ерофеев, много занимавшийся современной французской литературой, сравнивая творчество Камю и Сартра, двух писателей – экзистенциалистов, писал: «Сартр, безусловно, куда глубже как философ, куда изощрённее и одарённее, чем мыслитель Камю, у которого фундаментальные познания порой замещаются порой живостью чувства и натуры».

       Цель  данной работы – проследить на примере  романа «Чума» как решалась экзистенциальная проблематика Альбером Камю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Немного из биографии и  жизни писателя

 

       Несмотря  на то, что хронология жизни и творчества Альбера Камю не является целью данной работы, всё же необходимо упомянуть некоторые важные факты биографии писателя, потому что они являются своеобразным комментарием к роману «Чума».

       Религиозного воспитания Камю не получил, веры у него не было ни в юности, ни в зрелости. Идеалы евангельского христианства он рассматривал через труды своего «земляка» - святого Августина, а также современных философов - Кьеркегора, Шестова, Ясперса. На всю жизнь у него сохранилось уважение к древним и средневековым ересям - к гностикам, манихеям, катарам - и неприятие католицизма ни как народной религии, ни как богословской доктрины. Ницшеанского презрения к христианству Камю никогда не разделял; выходцу из бедноты были чужды и гневные филиппики Ницше против «подлой черни». Но провидение для него означало род фатализма ; первородный грех, загробное воздаяние, спасение Камю считал мифами, примиряющими человека с земной несправедливостью.

       Огромное  место в жизни Камю занимал театр. Камю был талантливым актером, постановщиком, драматургом. В конце 30-х годов с театральной труппой «Экип» он объезжает весь Алжир, играет в небольших, неприспособленных залах, почти без декорации роли в классических и современных пьесах. Главная его роль в то время - роль Ивана в собственной постановке «Братьев Карамазовых». «Я играл его, быть может, плохо, но мне казалось, что понимаю я его в совершенстве», - вспоминал Камю о ролях Ивана в «Театре труда» и «Экип»

       В  начале  1938 г.   Камю  начинает  осваивать  и  еще  один  вид  деятельности - журналистику,  где  он  также  сумел  достичь  много.

         В  1942 г.  Камю  возвращается  во  Францию,  вступает  в   подпольную  группу  «Комба»,  образовавшуюся  в результате  слияния двух  групп Сопротивления  с  собственными  печатными  органами. 

        Фактом биографии писателя, во  многом определившим жизненную  судьбу и философскую позицию,  явилась болезнь. Так, из-за  туберкулёза, которым с 1930 года болен писатель, рухнули надежды на  продолжение учебы в Эколь Нормаль - высшей  школе,  готовящей университетских преподавателей философии, развалился  первый  брак.

      Камю много размышляет о смерти, в дневнике признаётся в том,  что боится её, ищет возможности к ней подготовиться. Близко  знавшие  Камю  полагали,  что  тема  самоубийства  приходит  в  «Миф  о  Сизифе»  из  личных  переживаний.

  Образ-символ чумы

        

       Роман «Чума», написанный в 1947 году, стал чрезвычайно  популярным и с тех пор был неоднократно переведен на многие языки. Содержание романа не исчерпывается историей эпидемии смертельной болезни, обрушившейся на город Оран в 194… году.  Несмотря на то, что написана история эпидемии достаточно правдоподобно, роман все же является чем-то большим. Название романа, по крайней мере в те годы, неизбежно ассоциировалась со словосочетанием «коричневая чума», и поэтому принято считать,    что «Чума» - аллегория Второй Мировой Войны и французского Сопротивления. Не отвергая такое прочтение названия романа, необходимо сказать, что такая однозначность  будет всё-таки упрощением.

         «А что такое, в сущности, чума? – спрашивает на последних  страницах романа один из постоянных  клиентов доктора Рие. - Та же  жизнь, - и всё тут». В самом  деле: вымышленные  ужасы чумного нашествия на город Оран никак не могут сравниться со страшными фактами Второй мировой войны, которые стали известны   миру во время Нюренбергского процесса. Кроме того, смертность  двухсоттысячного     населения Орана колеблется  в районе трехсот человек ежедневно, то есть - 0,15%. И это - в самый разгар «страшной» эпидемии?! Да, каждая человеческая жизнь –неповторима, говорить о ней, используя слово «процент»,- цинично, но не надо забывать, что  в данном случае речь идет о литературном произведении. Эпидемия чумы – талантливая    мистификация, в которую верит читатель романа. Все  происходящее в зачумлённом городе не намного ужасней обычной  реальности человеческой жизни, в которой болезни, страдания, смерть - скорбный удел живущих. Исторические сведения о чумных эпидемиях, с которыми  в разных местах книги сталкивается читатель, превращают историю оранской эпидемии чумы в страницу истории человечества.  «С помощью чумы я хочу передать обстановку удушья, от которого мы страдали, атмосферу опасности и изгнания, в которой мы жили тогда. Одновременно я хочу распространить это толкование на существование в целом»(4.17), - признавался Камю. Допуская такое толкование своего романа, сравнивая человеческую жизнь с пребыванием в зачумленном городе, Камю ведет себя как последовательный экзистенциалист (здесь нам кажется уместно процитировать небольшой отрывок из работы «Бытие и время» Мартина Хайдеггера: «Смерть как конец присутствия есть самая отличительная, несводимая, неминуемая и как таковая неопережаемая возможность бытия».(8.256)

         Сам характер чумной эпидемии не противоречит такой трактовке названия романа: болезнь необъяснимо и неожиданно поселяется в городе. Она растёт, ширится, неустанно собирает свою кровавую жатву, достигает пика, приобщив к списку своих жертв невинного ребенка, и отступает наконец. И нет никаких оснований утверждать, что болезнь отступила под напором людей, пытавшихся бороться с болезнью, - она ушла как-то сама, и никто не знает, настанет ли «такой день, когда чума пробудит крыс и пошлёт их околевать на улицы счастливого города».(4.342)

       Как и во всей экзистенциальной философии, смерть стала неотъемлемой частью жизни  героев романа. Сам Камю в своем  эссе «Миф о Сизифе», написанном незадолго  до «Чумы», определял эту ситуацию как «абсурд». Понятие абсурда является одной из фундаментальных категорий философии Камю. Абсурд возникает из противоречия между серьёзным, целенаправленным характером человеческой активности и ощущением нулевого значения её конечного результата (смерть индивида; более того, весьма вероятное уничтожение всего человечества).

         «…И всякий раз абсурдность  вытекает из сравнения. Следовательно,  я вправе сказать, что чувство  рождается не из простого рассмотрения  единичного факта и не из  отдельного впечатления, а высекается при сравнении наличного положения вещей с определенного рода действительностью, действия – с превосходящим его мира. По сути своей абсурд – разлад. Он не сводится ни к одному из элементов сравнения. Он возникает из их столкновения».(5.48)

       Смоделировав ситуацию человеческой трагедии, Камю попытался  указать  и путь преодоления трагедии. «…Чума – прежде всего книга о сопротивляющихся, а не о сдавшихся, книга о смысле существования, отыскиваемом посреди бессмыслицы сущего».(2.402)

       Каждый  персонаж романа – это один из вариантов ответа на вопрос о смысле и путях существования в бессмысленном и жестоком мире.

Существование и возможность  бытия

 

        Город Оран («Надо бы вот что  особенно подчеркнуть – банальнейший  облик нашего города и банальнейший  ход тамошней жизни»)(4.115) расположен в северной Африке. Город страдает от крайностей погодных условий: летом, высокая температура вынуждает жителей скрываться от зноя за закрытыми  ставнями. Ставни закрыты так же, как люди города закрывают себя от  соседей. Главная черта каждого человека в Оране – индивидуализм. Жители города спасаются от разобщённости тем, что живут привычками, «убивают оставшиеся дни жизни на карты, сидение в кафе и на болтовню. Но ведь есть же такие города и страны, где люди хотя бы временами подозревают о существовании чего-то иного»,- сетует автор хроники. В терминах экзистенциальной философии можно было бы утверждать, что жители Орана существуют,  то есть занимают место в неосмысленном, грубо вещественном мире. Они отказываются «быть» – пребывать в области сущностей, смыслов. А поскольку смысл жизни  всегда поддерживал и определял различные социальные и индивидуальные нормы и ценности, то с утратой смысла все они приходят в упадок и разрушаются: любовь в Оране не имеет своего имени «за неимением времени и способности мыслить»(4.114), смерть, по словам автора хроники, - некомфортабельна…

       Нашествие  чумы, ещё не  ставит  жителей  города в пограничную ситуацию. Но смерть, о неизбежности  которой  стараются вспоминать как  можно  реже, поселяется на улицах города.  Делать вид, что ничего не происходит,  пытаться жить отвлеченными мечтами о будущем – значит сознательно обманывать себя. Если раньше этот самообман давался без особых усилий, в силу привычки или воспитания, то с началом эпидемии позиция незнания своей судьбы становится уделом кретинов. Камю верил в «целебные» для человеческого сознания   возможности  трагедии. Для него важна именно такая, «пограничная» ситуация между бытиём и небытиём.

Информация о работе Философия экзистенциализма на основе произведений А.Камю