Философия культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 23:22, контрольная работа

Описание

Сегодня в условиях интенсивного обновления общества на глазах меняются устоявшиеся формы хозяйственной, политической, духовной жизни, разрушаются устаревшие стереотипы мышления, формируются новые взгляды, позиции. Ясно, что замкнутая на самое себя философская мысль не способна отразить процесс столь быстрых изменений общественной реальности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3


Специфика культуры как форма бытия общества………………………..4
Культура и цивилизация……………………………………………………7
Актуальные проблемы общественного прогресса……………………… 10


Заключение…………………………………………………………………….17



Литература…………………………………………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

Культурология.doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)

ФГОУ  ВПО ПЮИ ФСИН России

Факультет подготовки государственных  и муниципальных  служащих 

Кафедра общепрофессиональных дисциплин 

Специальность – «Юриспруденция»  
 

         
 

                                       Контрольная работа

                               Дисциплина:  Культурология

                              На  тему:  Философия  культуры 

                                                               
 
 
 
 

 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………...3 

  1. Специфика культуры как форма бытия общества………………………..4
  2. Культура и цивилизация……………………………………………………7
  3. Актуальные проблемы общественного прогресса……………………… 10
 

Заключение…………………………………………………………………….17 
 

Литература…………………………………………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Сегодня в условиях интенсивного обновления общества на глазах меняются устоявшиеся формы хозяйственной, политической, духовной жизни, разрушаются устаревшие стереотипы мышления, формируются новые взгляды, позиции. Ясно, что замкнутая на самое себя философская мысль не способна отразить процесс столь быстрых изменений общественной реальности.

     Формирование философской мысли привело к созданию качественно новой формы материализма, обогащенного диалектикой - учением о развитии. Это повлекло за собой основательное переосмысление самой сути, предназначения философии. Философия в новой ее интерпретации раскрылась как обобщенная концепция общественной жизни в целом и различных ее подсистем - практики, познания, политики, права, морали, искусства, науки, в том числе естествознания, на основе которого во многом воссоздается научно-философская картина природы. Историко-материалистическое понимание общества позволило выработать широкий взгляд на философию как на явление культуры, понять ее функции в сложном комплексе социально-исторической жизни людей, осознать реальные сферы приложения, процедуры и результаты философского мироуяснения. Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству – они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения к другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Культура – не пассивное хранение материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, а активное творческое их использование человечеством для улучшения своей жизни.

 

1.СПЕЦИФИКА КУЛЬТУРЫ КАК ФОРМА БЫТИЯ ОБЩЕСТВА 

      Деятельность  человека, на какие бы виды она не подразделялась, в конечном счете  сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру. К культуре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной, нетронутой природе, как нечто возделанное и созданное трудом человека. 

      Принято различать материальную и духовную культуру.

      К материальной культуре относятся прежде всего средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Понятие материальной культуры охватывает широкий круг вещей и процессов, которые служат человеку. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком природой.

      К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей. Существенной составляющей духовной культуры является религия. Духовная культура проявляет себя в «вещной» форме: книги, картины, кино, архитектурные сооружения, скульптуры и т.д. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой. 

      Культура  как философская  категория охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Она заключается не только в содержании труда, его продуктах, не только в знании, но и в навыках, овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и теоретическими задачами современности.

      Культура  – это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся  способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и  манеры общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих эмоций, чувств, а также уровень мышления. 

      Культура  – это сочетание материальных и духовных ценностей. Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительное или отрицательное значение для человека и человечества. Реальные факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или, напротив, чувство негодования, ненависти или презрения. Таким образом, можно сказать, что ценность – это субъективно-объективная реальность. Вот почему, утверждая, что о вкусах не спорят, реально о них всю свою жизнь люди спорят, отстаивая право на приоритет и объективность именно своего вкуса. Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценностью благодаря не только своим объективным свойствам, но и нашему отношению к ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших вкусов.1 

      Каждая  вещь, вовлеченная в оборот общественной и личной жизни или созданная человеком, имеет кроме своего физического еще и общественное бытие: она выполняет исторически закрепленную за ней человеческую функцию и поэтому имеет общественную ценность. Например, стол – не просто доска, опирающаяся на четыре ножки, но и вещь, сидя за которой, люди питаются или работают.

      Ценности бывают не только материальные, но и духовные: произведения искусства, достижения науки, философии, нормы нравственности, и т.д. Понятие ценности выражает общественную сущность бытия материальной и духовной культуры. Если что-то материальное или духовное выступает как ценность, то это значит, что оно так или иначе включено в условия общественной жизни личности, выполняет определенную функцию в его взаимоотношении с природой и социальной действительностью.

      Люди  постоянно оценивают все, с чем  они имеют дело, с точки зрения своих вкусов, потребностей, интересов. Наше отношение к миру всегда носит  оценочный характер. И эта оценка может быть объективной, правильной, прогрессивной или ложной, реакционной. В нашем мировоззрении научное познание мира и ценностное отношение к нему находится в непрерывном единстве. Таким образом, понятие ценности неотделимо от понятия культуры.

 

2.КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ 

     Известно, что вокруг смысла слов «культура» и «цивилизация» ведутся споры, порой обретая острый характер. Редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной противоположности.

     Первым  ввел отличие культуры от цивилизации  И. Кант, чем существенно прояснил эту проблему. Ранее под культурой в отличие от природы понимали все созданное человеком; хотя уже тогда было ясно, что человек немало в своем творчестве делает не просто плохо, но даже совсем плохо. Позднее возникли взгляды на культуру, уподобившие ее идеально функционирующей системе и профессиональному умению, но не учитывающие, что профессионально, т.е. с большим умением, иные могут убивать людей, однако никто не назовет это злодеяние феноменом культуры. Именно Кант разрешил данный вопрос, причем гениально просто. Он определил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры.

     Исходя  из своего понимания сути культуры, Кант со всей четкостью противопоставил  «культуре умения» «культуру  воспитания», а чисто внешний, «технический»  тип культуры он назвал цивилизацией. Дальновидный гений мыслителя провидел бурное развитие цивилизации и воспринимал это с тревогой, говоря об отрыве цивилизации от культуры: культура идет вперед гораздо медленнее, чем цивилизация. Эта явно пагубная диспропорция несет с собой многие беды народам мира: цивилизация, взятая без духовного измерения, порождает опасность технического самоуничтожения человечества. 

     В самом начале ХХ в. прозвучали мрачные  предсказания О. Шпенглера о «закате  Европы», о гибели высокой культуры, о постепенном замещении культурных (духовных) ценностей ценностями цивилизации в их грубо материальном воплощении. К середине века культурпессимистические настроения стали выражаться через понятия «массовое общество» и «массовая культура». В целом пессимизм культурологов основывается на том, что общий фон культуры ХХ в. оказался значительно ниже того уровня, к которому приучили интеллигенцию XVII – XIX века – «золотая эпоха» европейской культуры.

     Постепенный процесс демократизации общественной жизни, достижение высокого материального  уровня, техническое оснащение основных производственных процессов привели к формированию массового общества, в котором культурные ценности перестали быть элитарным достоянием и получили уравнительный характер. Это обусловило появление массовой культуры, т.е. усредененной культуры, создаваемой средствами массовой информации и тиражируемой с помощью специальной, технически высокооснащенной индустрии. Массовая культура имеет своей исторической целью информирование широких слоев населения о возможностях культуры, о ее языке, о навыках, необходимых для восприятия искусства; но массовая культура не может заменить прикосновения к высокому искусству. Однако на любом уровне культуры в ее широком смысле являет собой гуманистически ориентированную ценность. А все, что разлагает эту ценность, есть антикультура.

     Понятие массовой культуры может быть осмыслено  и положительно: к культуре тянутся  миллионные массы народа. А негативный смысл этого понятия заключается  в том, что часто не массам предоставляется  возможность подняться до уровня настоящей культуры; напротив, сама «культура», подделываясь под примитивные вкусы отсталых слоев населения, опускается, упрощаясь и деформируясь, до уровня, шокирующего подлинную воспитанность: умной, высокообразованной массе преподносится нечто «серое», примитивное, а порой и специально одурманивающее.

     Массовость  культуры – это не обязательно  ее низкий уровень для примитивно мыслящих. Ведь и широким массам можно и нужно давать нечто  настоящее, стремясь поднимать их к  духовно высокому, даже к величайшим шедеврам культуры. Для то, чтобы повышать культуру народа, надо обращаться к истории культуры, ко всему культурному наследию человечества, а не пытаться тянуть высокообразованные слои общества вниз – к чему-то упрощенному. Испокон веков в обществе были, есть и будут  люди с разными задатками и с разным уровнем интеллектуальных возможностей и образованности. Деятель культуры, любой человек, решившийся взять в руки перо, кисть, другие рабочие инструменты, несет ответственность перед обществом, перед человеком. Судьба культуры – в руках человека.2

 

3.Актуальные проблемы общественного прогресса 

       На протяжении почти всей истории  развития философской мысли в  ряду с другими фундаментальными  идеями существенное место занимала  идея прогресса. Большая часть  человечества, прежде всего мыслители, верует в прогресс как в поступательное движение человечества к одной высшей разумной цели, к идеалу всеобщего блага, искупающего все жертвы, все страдания. Гегель определял всемирную историю как «прогресс в сознании свободы – прогресс, который мы можем познать в его необходимости».

     Вопрос  о прогрессе – это не простой  вопрос умозрения, а жизненный вопрос о судьбе человека и всего человечества, а в еще более широком плане  – и всего мирового бытия.

     Процесс развития предполагает накопление качественных новообразований, которые необратимо уводят систему от ее исходного состояния в направлении либо повышения уровня организации системы (прогресс), либо ее понижения (регресс), либо сохранения в общем того же уровня при постоянных модификациях (одноплоскостное развитие). Посмотрев на историю развития человечества, заглянув в глубь веков, мы видим непрерывную цепь сменявших друг друга поколений людей. каждое из них родилось, жило, радовалось, страдало и уходило в мир иной. Ткань всемирной истории состоит из вечно зарождающейся и обрывающейся жизни индивидов и из непрерывной цепи того, что создано их усилиями.

     Долог и тернист путь человечества. От первобытного стада до современных  социальных систем, от каменного зубила до использования энергии атома и создания сложнейшей вычислительной техники, от стойбища вокруг костра и шалаша до современных гигантских мегаполисов, от бродящих сообществ дикарей до великих наций; от примитивных знаний, переплетенных с мифологическими вымыслами, до глубоких и изощренных теорий…

Информация о работе Философия культуры