В учении Канта
о свободе обнаруживается глубокая
связь между его теорией познания
и этикой, между его учением
о разуме теоретическом и учением
о разуме практическом. Этика Канта
одним из своих устоев имеет «трансцендентальную
эстетику» — учение об идеальности
пространства и времени. На идеализм
теории пространства и времени опираются
у Канта и математика (в его
гносеологии), и учение о свободе
(в его этике). Кант сам подчеркнул
огромную роль своего учения о времени
для построений своей этики: «Вот
как необыкновенно важно это
обособление времени (как и пространства)
от существования вещей в себе,
сделанное в критике чистого
спекулятивного разума». И хотя хронологически
разработка учения об идеальности времени
и пространства предшествовала разработке
этики с ее учением о свободе,
связь между ними ясно выступает
уже в «Критике чистого разума».
Уже в разделе об антиномиях чистого
разума Кант имеет в виду то самое
учение о свободе и необходимости,
которое он разовьет и изложит
несколькими годами позже в «Основах
метафизики нравственности» и в
«Критике практического разума». Уже
в «Трансцендентальной диалектике»
— в «Разрешении космологических
идей о целокупности выведения событий
в мире из их причин» — Кант развивал положение,
что «если явления суть вещи в себе, то
свободу нельзя спасти». Здесь Кант старался
доказать, что субъект, действующий свободно
(не постигаемый в чувственном созерцании,
а только мыслимый), «не был бы подчинен
никаким временным условиям, так как время
есть условие только явлений, а не вещей
в себе». Здесь же Кант приходит к выводу,
что «свобода может иметь отношение к
совершенно иному роду условий, чем естественная
необходимость, и поэтому... и то и другое
могут существовать независимо друг от
друга и не препятствуя друг другу».
Заключение
Философия Канта
ассоциируется с понятиями «вещь
в себе», «трансцендентный», «трансцендентальный»,
«апостериорный», «априорный». Выражая
особенности критической философии,
они указывают, прежде всего, на ее теоретическую
форму.
Однако отнюдь
не меньшее значение в кантовской
философии имеют понятия «действие»,
«взаимодействие», «общение», «деятельность»,
«субъект». Данные понятия относятся
к самому историческому содержанию
учения немецкого мыслителя в
той его части, которая явилась
«отправной точкой движения вперед», вошла
в сокровищницу философской мысли.
Второй ряд понятий составляет определенную
категориальную основу, объединяющую
учение Канта в единую, хотя, бесспорно,
противоречивую систему с одной
стороны, Кант стремится выяснить то,
что в познании обусловлено деятельностью
самого сознания. Человек как субъект
познания исследуется Кантом в качестве
существа деятельного, а его сознание
— как активный синтез данных опыта.
С другой стороны, деятельность сознания
противопоставляется у Канта
предметному, независимому от сознания
содержанию действительности, отрывается
от своей основы, которая провозглашается
недоступной для познания.
Противоречие
это является основным в системе
Канта. Им обусловлены многочисленные
производные противоречия, пронизывающие
всю кантовскую философию.
Литература
1.Философия. Отв.
ред В.П. Кохановский. Р н/Д.: Феникс, 1995.
– 576с.
2. Гусейнов А.А.,
Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики, 2000. –
172с.
3. Нарский И.С. Кант.
М.: Мысль, 1976. – 123с.