Формы культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 07:22, творческая работа

Описание

Итак, культура состоит из множества элементов и выполняет в обществе различные функции.
Более того, каждое общество, каждая группа имеют свою уникальную культуру.
Именно в связи с этим в социологической науке актуализируется вопрос о разнообразных формах культуры. В зависимости от того, кто создает культуру, ее разделяют на массовую, элитарную и народную.

Работа состоит из  1 файл

Форми культурииии.doc

— 562.00 Кб (Скачать документ)

3. Формы культуры

Итак, культура состоит из множества  элементов и выполняет в обществе различные функции.

Более того, каждое общество, каждая группа имеют свою уникальную культуру.

Именно в связи с этим в  социологической науке актуализируется  вопрос о разнообразных формах культуры. В зависимости от того, кто создает культуру, ее разделяют на массовую, элитарную и народную.

Массовая, или общедоступная, культура появилась в середине XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев.

В современной социологии массовая культура рассматривается как коммерческая, поскольку произведения науки, искусства, религии и т. п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя.

Важным направлением исследования массовой культуры современной социологией  является ее воздействие на становление  личности.

Так, австрийский психолог З. Фрейд  указывал на то, что при потреблении массовой культуры действуют механизмы внушения и заражения.

Человек как бы перестает быть самим  собой, а становится частью массы, сливаясь с ней.

Предпосылками возникновения массовой культуры были следующие явления: демократизация, индустриализация, развитие средств массовой коммуникации, становление нового типа индустриально-коммерческого производства и распространение стандартизированных духовных благ.

К примерам массовой культуры можно  отнести эстрадную музыку.

Она, как правило, имеет достаточно широкую аудиторию, но по сравнению с элитарной культурой обладает меньшей художественной ценностью.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами. К ней относят специфические формы культуры, создаваемые в расчете на то, что они будут поняты лишь небольшой группой людей, обладающих особой художественной восприимчивостью и называемых в силу этого элитой общества.

Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей – высокообразованные члены общества. Однако часто бывает так, что элитарная культура оказывается лишь временной и преходящей формой эстетического самоутверждения тех или иных общественных групп, выделяющихся по социальному или возрастному признаку. Примером элитарной культуры может служить опера или балет.

Массовая и элитарная формы  культуры не являются противоположными друг другу.

Некоторые исследователи считают, что границы между ними весьма подвижны и достаточно условны. Поэтому  в современной социологии бытует мнение о необходимости взаимной интеграции этих типов культуры, что оптимизирует процесс культурного производства в обществе.

Весьма специфической областью культуры XX в. является культура народная.

Народная культура разворачивается  в социальном пространстве между классической фольклорной традицией, из которой возрастает, и массовой культурой. Изначально народная культура создается анонимными авторами, не имеющими специальной подготовки.

Элементы народной культуры могут  быть как индивидуальными, так и групповыми и массовыми.

Диапазон народной культуры очень  широк: героический эпос, тосты, сказки, танцы, анекдоты, песни. Отношения массовой и народной культуры весьма противоречивы. С одной стороны, массовая культура навязывает народной определенный образ мышления и выражения, а с другой – сама подпитывается от народной.

Культура функционирует в обществе на различных уровнях в определенных конкретных формах. Для отражения  этой конкретной формы бытия в  социологии используется понятие субкультуры.

Субкультура – это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или некую социальную группу. Каждое общество создает свою субкультуру.

Следует разделять социальные субкультуры, возникающие как позитивные реакции на социальные и культурные потребности, и субкультуры, являющиеся негативным ответом на существующую социальную структуру и культуру, господствующую в обществе, например, некоторые молодежные культуры.

Современные культуры выглядят как  специфический способ дифференциации национальных и региональных культур, в которых наряду с господствующей культурой существует ряд культурных своеобразных образований, по форме и содержанию отличающихся от ведущей культурной традиции. Например, можно говорить о буддистской, христианской, мусульманской религиях в целом.

Отдельные ветви, направления мировых  религий создают свои субкультуры, например, православную, католическую, протестантскую.

Социальной базой для формирования субкультуры могут стать возрастные группы, социальные слои, крупные неформальные объединения людей и т. п.

Однако существуют такие субкультуры, которые не просто отличаются от доминирующей культуры, но противостоят ей, находятся  в конфликте с господствующими  ценностями. Они получили название контркультуры.

Обязательным признаком контркультуры  является ее оппозиционность.

К контркультуре можно отнести  молодежную культуру, в которой наиболее резко выражается неприятие молодым  поколением современной культуры.

К ней можно отнести наркотическую  культуру, восточную мистику и оккультизм и т. п.

сновные формы культуры

В большинстве  современных обществ культура существует в 
следующих основных формах:        

1)   высокая, или элитарная культура - изящное искусство, 
классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой;  

2)   народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, 
обычаи;        

3)   массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств 
массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой.    

От  А. Шопенгауэра и Ф. Ницше до X. Ортеги-и-Гассета 
господствовало убеждение, что подлинная культура всегда элитарна. Можно 
вспомнить и высказывание Л.Н. Толстого, что о степени культурности 
страны следует судить не по степени распространенности грамотности и 
образования среди массы, а по степени образованности высшего слоя 
населения.    

Массовая  культура - надстройка над базовой  культурой.

Существует  точка зрения, что массовая культура - продукт самой массы. Владельцы средств массовой информации лишь изучают потребности масс и дают то, что хотят массы.

Другая  точка зрения заключается в том, что массовая культура  
продукт интеллигенции, нанятой владельцами средств массовой 
информации. Это средство манипулирования массами, навязывания им 
своих ценностей и стандартов жизни.      

Иногда  используется термин «медиумическая культура», она занимает промежуточное положение между элитарной и массовой, являясь элитарной по отношению к массовой и массовой по отношению к элитарной.

Хотя  культура всегда национальна и целостна, в каждом обществе существуют много подгрупп с различными культурными ценностями и традициями. Система норм и ценностей, выделяющая группу из большого сообщества, называется субкультурой.

В обществе могут  появляться и группы, стремящиеся  выработать нормы и ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. Эти нормы и ценности образуют контркультуру, которая может вступить в конфликт с господствующей культурой.

 

 

Социология  культуры

Перейти к: навигация, поиск

Факультет социологии

  • Как изучать социологию?

Курсы:

  • Введение в социологию
  • История социологии
  • Социология в России
  • Теории интеграции общества
  • Общество как социальная система
  • Социальные изменения и процессы
  • Социология культуры
  • Социальные институты
  • Социология организаций и управления
  • Социально-групповая структура общества
  • Этносы и этнические процессы
  • Социальная стратификация
  • Социальная мобильность
  • Методология социологического исследования
  • Современные социологические теории

Дополнительные  материалы:

  • Список рекомендуемой литературы
  • Список российских социологических журналов
  • Список социологов

Данный модуль знакомит с разделом общественных наук, известным как социология культуры.

Содержание

  • 1 Конспект
    • 1.1 Социологический подход к культуре
    • 1.2 Уровни культуры
    • 1.3 Компоненты культуры
    • 1.4 Культурные универсалии
    • 1.5 Субкультуры и контркультуры
    • 1.6 Функции культуры
    • 1.7 Этноцетризм и культурный релятивизм
    • 1.8 Формы культуры

Конспект

Социологический подход к культуре

Смысл, вкладываемый в термин "культура" во многом зависит от того какие позиции занимает автор. В большинстве определений, культура, как порождение человека, противостоит природе.

Для того, чтобы  прояснить разницу между культурой  и природой, можно рассмотреть  как соотносятся эти две стороны в одном конкретно взятом человеке.

Культурную  деятельность принято подразделять на материальную (техника, материальные ценности) и духовную (мораль, наука, искусство). Понятие культуры в философии  тесно соприкасается с понятием цивилизация. Цивилизация — совокупность материальных и духовных достижений отдельного общества или человечества в целом. Уровень различия цивилизации определяется природой и уровнем развития материальной и духовной культуры, результатом социально-культурной деятельности общества, ролью общества в решении глобальных проблем и роль обществе в прогрессе человечества.

Впервые об особом социологическом подходе к пониманию  культуры заявили английские и американские социологи конца XIX века. Они выделили из философского понятия культуры и цивилизации невещественный компонент, который стал основным содержанием социологического понятия культуры.

Первое социологическое  определение культуры дал английский этнограф Эдуард Тейлор: "Культура — это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества".

Таким образом  социологическое понятие культуры включается в себя:

  • то, что постигается человеком в процессе его жизнедеятельности;
  • то, что передается из поколения в поколение, обеспечивая преемственность общества.

Уровни  культуры

Так как отдельный  индивид не в состоянии освоить  весь комплекс знаний, составляющих человеческое или общественное наследие, принято выделять четыре уровня культуры: общечеловеческая, общества, субкультура и индивидуальная культура.

При этом более  высокий уровень культуры включает в себя культуры более низкого  уровня, а также свой компонент, включающий элементы, необязательные для культур более низкого уровня.

Компоненты  культуры

Американский  социолог Нейл Смелзер выделил четыре компонента культуры, определяющие ее содержание в социологии:

  1. Понятия и концепты — одна из форм отражения мира на ступени познания, содержащаяся в языке и помогающая людям организовать и упорядочить свой опыт.
  2. Отношения — момент взаимосвязи всех явлений, через которые человек при помощи понятий определяет как отдельные факты явления связанные друг с другом в пространстве, времени и по значению.
  3. Ценности — социально-одобряемые и разделяемые большинством людей убеждения, относительно целей к которым необходимо стремиться. В каждом обществе и в каждой группе общества существует своя система и иерархия ценностей. Ценности отдельных индивидов или групп и их иерархия могут не совпадать с ценностями других групп и общества в целом и их иерархиями.
  4. Нормы — элементы культуры, определяющие как должен вести себя человек, чтобы жить в соответствии с устоявшимися ценностями. Нормы включают в себя требования общества к поведению индивида в той или иной жизненной ситуации. Требования общества закрепляются в нормах и установках, содержащихся в морали и обычаях, и нормах-законах, содержащихся в системе законодательства.

Исходя из такого понимания, Смелзер говорит: "Культура — это набор ценностей, представлений о мире и кодов поведения, общих для людей одного стиля жизни".

Культурные  универсалии

Социологи, исследовав культуры различных обществ в  различные исторические эпохи, выделили ряд элементов, которые наблюдаются  практически повсеместно. Джордж Мердок назвал их культурными универсалиями.

Культурные  универсалии — такие нормы, ценности, правила и свойства, которые присущи  всем культурам, независимо от географического  места, исторического времени и  социального устройства государства.

После выделения  культурных универсалий сформировалось две точки зрения по поводу содержания понятия общечеловеческая культура.

  • Первая точка зрения гласит, что общечеловеческая культура — это совокупность тех элементов, которые свойственны любому обществу.
  • Вторая точка зрения подразумевает под общечеловеческой культурой те ценности и нормы, на которые должны ориентироваться все современные общества.

Информация о работе Формы культуры