Формы культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 07:22, творческая работа

Описание

Итак, культура состоит из множества элементов и выполняет в обществе различные функции.
Более того, каждое общество, каждая группа имеют свою уникальную культуру.
Именно в связи с этим в социологической науке актуализируется вопрос о разнообразных формах культуры. В зависимости от того, кто создает культуру, ее разделяют на массовую, элитарную и народную.

Работа состоит из  1 файл

Форми культурииии.doc

— 562.00 Кб (Скачать документ)

Задачей социологии является анализ сосуществования всех этих видов культур, выявление противоречий между ними, их изучение восприятия различными социальными общностями. Социологи должны знать: или мирно сосуществуют разные культуры, возникают ли между ними культурные конфликты - ситуации, когда ценности одной культуры (контркультуры или субкультуры) вступают в противоречие с ценностями другой (доминирующей). Их интересует, какие последствия будет иметь культурный конфликт, будет ли способствовать позитивным изменениям в доминирующей культуре, появление в ней новых, лучших моделей, составляющих элементов.

Наибольшего значения ученые предоставляют изучению национальной культуры.

Национальная культура - это совокупность символов, ценностей, норм, образцов поведения, верований, характеризующих конкретную сообщество (народность, нация) определенного государства, страны. Одна национальная культура может быть только в той стране, в которой царит лингвистическая и этническое единство. Большинство современных государств имеют несколько, а то и много национальных культур - субкультуры национального большинства и субкультуры национальных меньшинств.

Задачей социологии является изучение возможного извращения субкультур, механизма государственной культурной политики.

Как правило, национальным меньшинствам нужно прилагать немало усилий, чтобы сохранить свою самобытность, защитить свои национальные ценности в среде, где проживает национальное большинство, культура которой производит на остальных культур существенное давление. Такая ситуация наблюдалась в бывшем СССР, когда народы, входившие в его состав, в частности украинскому народу, было очень трудно сохранить свои национальные достояния и свою национальную культуру.

Правильная  культурная политика правительства, государства  оказывает немалое влияние на другие аспекты общественной жизни, например, на экономику, общее благосостояние и социальное спокойствие в государстве.

Особое значение для социального спокойствия государства имеет конфессиональная культура, которая формируется на общих верованиях, принадлежности к одной конфессии, церкви. Это порождает общность символов, ценностей, идеалов и моделей поведения.

Наиболее распространенными в мире являются христианская, мусульманская, буддийская конфессиональные культуры. Каждая из них имеет ответвления - субкультуры. Например, христианская культура имеет такие субкультуры, как православная, католическая, протестантская. В свою очередь эти субкультуры имеют собственные субкультуры.

В Украине есть несколько христианских и много  других конфессиональных субкультур. К сожалению, не все они находят  между собой общий язык.

Социология  должна изучать соотношение доминирующих культур, субкультур, контркультур, противоречия между ними, их оценку различными социальными группами. Важной социологической проблемой является свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать другие культуры сквозь призму стандартов собственной этнической группы, делать суждения о них с позиций превосходства собственной культуры. Такое явление получило названия этноцентризма.

Как утверждает американский социолог В. Саммер, за этноцентризма определенная группа в обществе считается центральной, а все другие співвимірюються и соотносятся с ней, как с некотором всеобщим етелоном.

В определенной степени этноцентризм присущ всем обществам  и народам, он их сплачивает. Этноцентризм является необходимым условием появления  национального самосознания. Без  этноцентризма патриотизм невозможен.

Однако случаются  и крайние проявления этноцентризма, например национализм, пренебрежение к другим культурам. Эти явления, к сожалению, сегодня очень распространенными и проявляются в навязывании кому своей системы ценностей, своего образа жизни. Ярким примером этого являются США, Россия.

Однако в  основном этноцентризм оказывается  в более лояльных формах, и его  основная установка такая: я предпочитаю своим обычаям, хотя понимаю, что определенные обычаи других культур могут быть в чем то лучше. Явления этноцентризма наблюдаются везде и всегда, когда человек сравнивает себя с людьми другого пола, возраста, представителями другой организации или иного региона. Каждый раз она ставит себя в центр культуры и рассматривает другие ее проявления, постоянно сравнивая их с образцами своей культурной среды.

Когда речь идет о значительную роль этноцентризма  в процессе сплочения индивидов  вокруг определенных культурных моделей, следует отметить и его консервативной роли. Он может сдерживать развитие культуры. Действительно, если культура считается лучшей в мире, то для чего в ней нечто изменять, совершенствовать?

Противоположным по значению является культурный релятивизм, что провозглашает абсолютную самобытность любой культуры. Согласно этому принципу будь-яка культура может быть понят только в собственном контексте и только тогда, когда оценивать ее по ее собственным стандартам во всей целостности. Этот тезис сформулировал 
Г. Самнер и впоследствии развил Г. Бенедикт.

На наш взгляд, следует исходить из того, что любая культура является достижением общей цивилизации, и ее следует рассматривать в системе всех культур с ориентацией на тенденции развития общечеловеческой культуры. А это является сочетанием рис этноцентризма и культурного релятивизма в восприятии культуры. За такого подхода индивид не только испытывает гордость за культуру своей группы или общества, является сторонником ее основных моделей, но и способен понять другие культуры, поведение членов других общественных групп и признает их право на существование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.4. Форми культури

У межах одного суспільства існують різні форми  культури. Залежно від того, хто  створює культуру, і який її рівень, соціологи розрізняють три форми  культури: елітарну, народну і масову.

Елітарна  культура — створюється привілейованою частиною суспільства або, на її замовлення, — професійними творцями. До неї можуть належати: серйозна музика (Альфред Шнітке, Софія Губайдулліна); концептуальний живопис (Джеймс Поллок, Пабло Пікассо), скульптура (Олександр Архипенко, Девід Мур) чи театр (Ежен Іонеско), високоінтелектуальна література (Марсель Пруст, Джеймс Джойс) та ін. Як правило, творіння елітарної культури випереджують рівень запитів середньоосвіченої людини. Коло її споживачів — високоінтелектуальна частина суспільства. Коли рівень освіченості суспільства зростає, розширюється коло її споживачів.

Народна культура (фольклор) — створюється анонімними творцями, які не мають фахової підготовки. Вона є аматорською (не за рівнем, а за походженням) і колективною. Вона включає міфи, легенди, пісні, танці, казки тощо. Фольклор чітко локалізований, тобто пов'язаний з традиціями певної місцевості.

Масова культура створюється професійними творцями і поширюється за допомогою електронних  пристроїв (радіо, телебачення, магнітофони, комп'ютери тощо); коли велика кількість людей стала отримувати ідентичну інформацію, із порівняно невеликої кількості джерел. Час появи масової культури — приблизно середина XX ст. Головною її ознакою є вторинна (на відміну від історично сталої) система культурних цінностей, призначених для масового споживання. Масова культура відрізняється високим рівнем стандартизації музичних, кінематографічних та інших зразків, що культивують типові ціннісні орієнтації.

У сучасній соціології поняття "масова культура" все більше втрачає свою критичну спрямованість. Підкреслюється функціональна значимість масової культури, яка забезпечує соціалізацію величезних мас людей в умовах складного і мінливого середовища сучасного постіндустріального суспільства. Утверджуючи спрощені, стереотипні уявлення, масова культура попри те виконує функцію постійного життєзабезпечення найрізноманітніших соціальних груп. Вона несе в собі фундаментальну суперечність: з одного боку масова культура через майже необмежені можливості репродукування робить доступними для широких мас досягнення світової культури, а з іншого боку — ці досягнення подаються у спрощеному, полегшеному, "усередненому " вигляді, що не лише не сприяє підвищенню інтелектуального рівня її споживачів, але й навпаки, знижує рівень аналітичного сприйняття дійсності.

Нова соціальна  ситуація покликала до життя новий  спосіб творчої діяльності. Сучасна  творча практика розрахована на інше естетичне сприйняття ніж це було колись, до епохи масової культури. Сучасні артисти (в широкому розумінні цього слова) орієнтуються на негайне і миттєве естетичне враження, а не на тривале глибинне переживання.

Потрібно також  відзначити, що останнім часом, із розвитком  сучасних інформаційних технологій, з'являються принципово нові явища. Відбувається розподіл "маси" на сегменти і, відповідно, розвиваються процеси "демасифікації" масової культури. Це призводить до зростання культурної різноманітності, сегментації ринку культурної продукції. Тепер поняття "масова культура" наголошує переважно тільки на одному — ринковому аспекті сучасної культурної ситуації.

Різновидом  масової культури є кіч, тобто  несмак (від нім. — халтурити, створювати низькопробні твори), так зневажливо називають претензійний примітив, сентиментальщину, низькопробність; у літературі — це попсове чтиво, у малярстві — мазня.

У кожному суспільстві  існує домінуюча культура — сукупність цінностей, вірувань, традицій і звичаїв, якими керується більшість членів суспільства.

Оскільки суспільство  складається із багатьох груп —  національних, демографічних, професійних та інших, — поступово у кожної з них формується в межах домінуючої культури своя система цінностей і правил поведінки. Частину загальної культури, систему цінностей, традицій і звичаїв, притаманних великій соціальній групі називають субкультурою. Наприклад, молодіжна субкультура, субкультура глухонімих, субкультура національної меншини чи якої-небудь професійної групи (моряків, вчителів). Субкультура відрізняється від домінуючої культури поглядами на життя, манерами поведінки, одягом, звичаями, сленгом (специфічні слова і вирази, притаманні представникам певних суспільних груп).

Елвін Тоффлер  відзначав, що постіндустріальне суспільство  є епохою "субкультурного вибуху": "Сентименталісти белькотали про  необмежену свободу первісної людини, але дані антропологів і істориків свідчать про зворотне: примітивний клан до індустріального суспільства звичайно вимагав набагато більшого підпорядкування індивіда групі, ніж будь-яке сучасне суспільство. Примітивне суспільство монолітне й індивід змушений іти разом з усіма, оскільки вибору у нього немає. Як куля, ударившись у вікно, розбиває його на друзки, індустріалізація розколює суспільство на тисячі спеціалізованих установ (школи, фірми і корпорації, урядові установи, церкви і деномінації, армії), кожна з яких ділиться на все дрібніші і спеціалізовані субоб'єднання. Такий самий поділ відбувається і на неформальному рівні, і виникає величезна кількість субкультур: панки, мотоциклісти, хіпі, бритоголові та багато інших. Чим більше субкультурних груп Існує у суспільстві, тим вищою є потенційна свобода особистості ''.

Якщо субкультура  не просто відрізняється від домінуючої культури, але протистоїть їй, принципово не сприймаючи пануючих у суспільстві  цінностей, входячи з ними у конфлікт, ми

називаємо її контркультурою (наприклад, субкультура панків, наркоманів, алкоголіків, волоцюг). Контркультурними можна вважати деякі субкультури антисоціальних розваг — краще або гірше організованих груп людей, які намагаються внести розлад у функціонування суспільства не заради матеріальних благ, а задля чисто "спортивного інтересу". Вони можуть підробляти комп'ютерні урядові програми, створювати комп'ютерні віруси, перехоплювати або надавати теле- і радіопередачі, влаштовувати ретельно продумані містифікації, фальшувати списки виборців та ін.

Ще однією формою культури можна вважати суперкультуру. Цю теорію запропонував американський  соціолог Кеннет Боулдінг. Він вважає, що в останні роки у сучасному  світі поширилася суперкультура  — культура автострад, хмарочосів, новітніх агротехнологій, Інтернету. Вона характеризується глобальним розмахом. У неї є світова мова — англійська і власна ідеологія — наука. Національні культури, на думку вченого, все більше перетворюються на приватну справу окремих соціальних груп.


 

 

Формы культуры

 
 

Выделяют  различные формы культуры.

По  характеру творений можно выделить культуру, представленную в единичных образцах и массовую культуру. Первая форма по характерным признакам творцов подразделяется на народную и элитарную культуру.

Народная культура представляет собой единичные произведения чаще всего безымянных авторов. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т. н.

Элитарная культура — совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Здесь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образования и хорошо известных просвещенной публике. Данная культура включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку и т. д.

Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека. При этом массовая культура часто использует упрощенные образцы элитарной и народной культуры («ремиксы»). Массовая культура усредняет духовное развитие людей.

Субкультура — это культура какой-либо социальной группы: конфессиональная, профессиональная, корпоративная и т. п. Она, как правило, не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет специфические особенности. Признаками субкультуры становятся особые правила поведения, язык, символика. Каждое общество имеет свой набор субкультур: молодежной, профессиональной, этнической, религиозной, диссидентской и т. д.

Доминантная культура — ценности, традиции, взгляды и т. п., разделяемые лишь частью общества. Но эта часть имеет возможность навязывать их всему обществу либо в силу тою, что она составляет этническое большинство, либо в силу того, что располагает механизмом принуждения. Субкультура, которая противостоит доминантной культуре, называется контркультурой. Социальной основой контркультуры являются люди, в определенной мере отчужденные от остального общества. Исследование контркультуры позволяет понять культурную динамику, становление и распространение новых ценностей.

Склонность  оценивать культуру своей нации  как хорошую и правильную, а другую культуру — как странную и даже аморальную получила название «этноцентризм». Многие общества этноцентричны. С точки зрения психологии это явление выступает фактором единения и стабильности данного общества. Однако этноцентризм может быть источником межкультурных конфликтов. Крайние формы проявления этноцентризма представляют собой национализм. Противоположностью выступает культурный релятивизм.

 

 

Элитарная культура

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — “искусство для искусства”.

Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия.

К элитарной  культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень. К сожалению, первый процесс пока протекает гораздо интенсивнее, чем второй.

Народная культура

Народная культура признается особой формой культуры.В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т. е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

Информация о работе Формы культуры