Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 06:15, контрольная работа
Речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и в речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. В сфере производства, сферах управления, образования, юриспруденции, искусства, в средствах массовой информации имеют место и устная и письменная речь формы речи. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть озвучен, т.е. прочитан вслух, а устный - записан при помощи технических средств.
Введение. 3
Диалог. 5
Монолог. 12
Заключение. 16
Библиографический список 17
Содержание.
Введение. 3
Диалог. 5
Монолог. 12
Заключение. 16
Библиографический список 17
Речевое общение происходит в двух
формах - устной и письменной. Они находятся
в сложном единстве и в речевой практике
занимают важное и примерно одинаковое
место по своей значимости. В сфере производства,
сферах управления, образования, юриспруденции,
искусства, в средствах массовой информации
имеют место и устная и письменная речь
формы речи. В условиях реальной коммуникации
наблюдается их постоянное взаимодействие
и взаимопроникновение. Любой письменный
текст может быть озвучен, т.е. прочитан
вслух, а устный - записан при помощи технических
средств. Существуют такие жанры, например,
драматургия, ораторские произведения,
которые предназначены специально для
последующего озвучивания. И, наоборот,
в литературных произведениях широко
используются приемы стилизации под "устность":
диалогическая речь, в которой автор стремится
сохранить особенности, устной спонтанной
речи, монологические рассуждения персонажей
от первого лица и т.п. Практика радио и
телевидения привела к созданию своеобразной
формы устной речи, в которой устная и
озвученная письменная речи постоянно
сосуществуют и взаимодействуют - телеинтервью.
Основой письменной и устной
речи является литературная речь, выступающая
как ведущая форма существования русского
языка. Литературная речь - это речь, рассчитанная
на сознательный подход к системе средств
общения, при котором осуществляется ориентация
на определенные нормированные образцы.
Она является таким средством общения,
нормы которого закрепляются как формы
образцовой речи, т.е. они фиксируются
в грамматиках, словарях, учебниках. Распространению
этих норм способствует школа, культурные
учреждения, средства массовой коммуникации.
Литературная речь отличается универсальностью в сфере функционирования. На ее основе создаются научные сочинения, публицистические произведения, деловая письменность и др. Устная и письменная формы речи являются самостоятельными, имеют свои
характеристики и особенности.
Цель контрольной работы – изучение форм речевой коммуникации.
Задача:
Дать характеристику формам речевой коммуникации.
В зависимости от направленности речевого потока при коммуникации выделяют диалогическую и монологическую речь. При однонаправленном речевом потоке коммуникация характеризуется активностью только одного из коммуникантов. Такая речь называется монологисгической. Речь считают диалогической, если передача информации направлена в двух и более направлениях, причем у каждого коммуниканта периоды речевой активности сменяются периодами приятия и обработки полученной информации.
Диалогом (от греч. разговор,
беседа) называется форма речи, состоящая
из обмена высказываниями-репликами, характеризуются
ситуативностью (зависимостью от обстановки
разговора), текстуальностью (обусловленностью
предыдущими высказываниями), непроизвольностью
и малой степенью организованности
(незапланированным характером)
К основным языковым особенностям диалога относятся:
• наличие повторов и
переспросов в реагирующих
• синтаксическая неполнота реплик, компенсируемая за счет предыдущего высказывания;
• обилие вопросительных и побудительных предложений, стимулирующих реплик.
Выделяют следующие типы
диалога: информативный, прескриптивный
диалог; диалог — обмен мнениями
с целью принятия решения/выяснения
истины; диалог, имеющий целью устранение/
Информативный диалог обычно состоит из вопросно-ответных пар, хотя может включать в себя также свернутый монолог или риторический вопрос. Целью информативного диалога является получение информации.
Прескриптивный диалог содержит просьбу, приказ и обещание или отказ выполнить предлагаемое действие. При этом подразумевается, что говорящий выдает программу действий, а слушающий берется за ее исполнение.
Диалог — обмен мнениями — это обычно спор, дискуссия. Оба собеседника, как правило, являются экспертами в обсуждаемом вопросе. Для данного типа диалога характерно тематическое единство при различных взглядах коммуникантов на проблему.
Диалог, ведущийся с целью
установления/регулирования
Праздноречивый диалог направлен или на эмоциональное общение (жалобы, хвастовство, восхищение, опасение, страх), или на артистичные жанры (мини-рассказ, шутка, острота), или на информационно бесцельный, но интеллектуальный говор.
В диалоге в наибольшей
степени реализуются вопросно-
Ответы классифицируют следующим образом: правильные, неправильные и «не по существу»; позитивные и негативные. Правильные ответы дают возможность уточнить точку зрения, получить дополнительные сведения и содержат истинные, логически связанные с вопросом суждения. Неправильные ответы связаны с вопросом, но неверно отражают действительность. Ответы «не по существу» могут быть истинными, но они логически не связаны с вопросом и поэтому не рассматриваются. Позитивные ответы содержат стремление разобраться в поставленных вопросах. Негативные ответы выражают отказ отвечать на поставленный вопрос по той или иной причине (некомпетентность, соображения этического характера и пр.)
Диалог — сложно организованная целостная структура, продукт совместной деятельности коммуникантов. Даже при смене говорящих или подключении новых участников в процессе разговора обычно не возникает ни смысловых разрывов, ни сколько-нибудь значительных пауз. Собеседники прекрасно понимают друг друга: предугадывают окончание реплик, осуществляют передачу слова конкретному лицу, предотвращают сбои в развитии разговора и исправляют нарушения. Координацию действий и высказываний собеседников обеспечивают специальные приемы и правила, которые известны говорящим и регулярно используются в разговоре. В основе смены говорящих лежит заданное правилами закономерное завершение речевого фрагмента. Если первая реплика — вопрос, вторая — обязательно ответ; приветствие сопровождается приветствием, просьба — принятием или отклонением и т.д. Этот организационный принцип, называемый, принципом последовательности, задает простейшую схему построения разговора, на основе которой возникают более сложные варианты разговорной динамики (фрагменты с уточняющими высказываниями, вставками). Принцип предполагает релевантность ответной реакции, т.е. реплика соответствующего типа ожидается, хотя может быть и отсрочена.
Общие правила диалога таковы:
к нему высказывание;
Таким образом, рекомендуемым способом действия получателя является:
При выборе ответа надо помнить,
что повествовательные
Диалог — это совместная деятельность участников, имеющих некоторую общую цель. Нормальный диалог предполагает соблюдение базовых нормативных принципов, регулирующих поведение собеседников - так называемых коммуникативных максим П. Грайса:
максима нарушается, если человек намеренно лжет или
коммуницирует таким образом, который не соответствует его
истинным целям.
Нарушение коммуникативных
максим всегда связано с намерением
оказать определенное воздействие
на слушающего. Когда какая-либо максима
нарушается, партнер приписывает
сообщению некоторое
ценность речи (и наоборот);
На характер протекания диалога оказывают заметное влияние социальные характеристики участников: социальный статус, роль, профессия, этническая принадлежность, возраст коммуникантов; они сказываются на выборе темы, языковых средств, позиции в разговоре. Социально детерминированы также стереотипы выражения самооценки, способы проявления отношения к собеседнику и др. Вследствие того что партнеры по диалогу принадлежат к определенной социальной группе, играют определенные роли, возникают специфические типы диалога — врачебные, театральные и академические, женские и мужские, «немецкие», «швейцарские» и т.д. Общение между группами может быть затруднено языковыми и коммуникативными барьерами. Возможности взаимопонимания ограничиваются также социальными и культурно-специфическими аспектами коммуникации, различиями в значимости знаков и действии, «социальной символизацией», сигнализирующей о принадлежности человека к определенной группе. С этим связано решение ряда практических проблем — проблем эмиграции, специфических трудностей межкультурного взаимодействия в многонациональных государствах.