Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 06:15, контрольная работа
Речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и в речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. В сфере производства, сферах управления, образования, юриспруденции, искусства, в средствах массовой информации имеют место и устная и письменная речь формы речи. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть озвучен, т.е. прочитан вслух, а устный - записан при помощи технических средств.
Введение. 3
Диалог. 5
Монолог. 12
Заключение. 16
Библиографический список 17
Монолог - форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие и практически не связанная с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. Иногда монолог определяют как интерперсональный речевой акт. Монолог противоречив по своей сути: с одной стороны, раз человек заговорил, значит, он рассчитывает на общение, с другой — монолог абсолютно не приспособлен к непосредственному общению, он предполагает, что слушающий только слушает, но не отвечает.
Основные коммуникативные
ситуации употребления монолога - сфера
искусства, ораторские выступления, общение
по телевидению, радио, ситуация обучения
(речь учителя в классе и т.п.).
В бытовом общении
Классифицировать монологи можно по цели высказывания (Виноградов):
переживаний и эмоций;
Возможна классификация монологов по другим основаниям:
неявной форме;
полностью самостоятельно;
Обязательной чертой любого связного монологического высказывания является наличие межфразовых связей, объединяющих предложения и словосочетания в единый текст. Можно выделить две большие группы таких связей: построенные по типу зацепления и построенные по типу повтора.
Зацепление - такая форма связи, при которой какой-либо одного предложения указывает па элемент другого предложения, «зацепляется» за него: так происходит передача смысла от одного предложения к другому.
Существуют следующие типы зацепления: грамматические зацепления и лексические зацепления; анафора и катафора.
Грамматические зацепления — это субститут (заменитель), отсылочные слова, эллипсис и др.
Лексические зацепления — вводные слова (во-первых, во-вторых и т.п.) и адресные ссылки (не к фразе, а к части текста).
Анафора — отсылка к ранее сказанному; осуществляется многими способами, включая и такие простые, как повтор лексических единиц, использование союзов (итак, иначе говоря, вместе с указательных и
притяжательных местоимений (этот, эти, такие).
Катафора - обращение к последующим элементам текста; обеспечивается числительными (во-первых, во-вторых), вопросительными словами высказываниями типа (Я вот что вам сейчас скажу).
Повторы — второй тип межфразовых связей. Они могут быть лексическими, грамматическими, синтаксическими или семантическими.
В классической риторике выделяют
такие типы повторов, как многосоюзие,
бессоюзие, традукция (повтор слова в разных
главных формах), хиазм (я в мире и мир во
мне — обращенный параллелизм), параллелизм,
градация (расположение по степени убывание
— возрастание).
Композиционная сложность монолога обычно
характеризуется методом изложения материала.
Выделяют следующие методы:
Еще В.В. Виноградов писал, что «свободное владение формами монологической речи — искусство, хотя, как и всякое искусство, у отдельных субъектов оно может обращаться в трафарет» (Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтический речи. Поэтика. М., 1969). Поэтому обучение монологическому высказыванию происходит целенаправленно, тогда, как диалогической речью человек овладевает спонтанно.
Таким образом, речевая коммуникация
– это общение людей, понимаемое
в широком смысле слова не только
как разговор или беседа, а как
любое взаимодействие с целью
обмена информацией (чтение, письмо и
т. д.).
Основная цель речевого общения – обмен
информацией. В соответствии с этим задачи,
которые решает человек в процессе общения,
можно свести к
следующим основным:
• эффективное получение информации;
• эффективная передача информации;
• достижение поставленной цели путем
убеждения собеседника и побуждения его
к действию;
• получение дополнительной информации
о собеседнике;
• позитивная самопрезентация.
Диалог - это форма речи,
состоящая из обмена высказываниями-репликами,
характеризующаяся
используются в разговоре.
Монолог - это форма,
речи, образуемая в результате
активной речевой деятельности,
рассчитанная на пассивное и
опосредованное восприятие и
практически не связанная с
речью собеседника ни в