Формы речевой коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 06:15, контрольная работа

Описание

Речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и в речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. В сфере производства, сферах управления, образования, юриспруденции, искусства, в средствах массовой информации имеют место и устная и письменная речь формы речи. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть озвучен, т.е. прочитан вслух, а устный - записан при помощи технических средств.

Содержание

Введение. 3
Диалог. 5
Монолог. 12
Заключение. 16
Библиографический список 17

Работа состоит из  1 файл

КР формы речевой комуникации.docx

— 40.88 Кб (Скачать документ)

 

Монолог.

Монолог - форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие и практически не связанная  с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. Иногда монолог определяют как интерперсональный  речевой акт. Монолог противоречив по своей сути: с одной стороны, раз человек заговорил, значит, он рассчитывает на общение, с другой — монолог абсолютно не приспособлен к непосредственному общению, он предполагает, что слушающий только слушает, но не отвечает.

Основные коммуникативные  ситуации употребления монолога - сфера  искусства, ораторские выступления, общение  по телевидению, радио, ситуация обучения (речь учителя в классе и т.п.). В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко. Это  дало основание известному лингвисту Л.В. Щербе предложить, что она производна от диалогической. Для монолога типичны значительные по размеру фрагменты, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний, имеющие индивидуальную композиционную построенность и относительную смысловую завершенность. Степень проявления этих признаков зависит от жанровой принадлежности (художественный монолог, ораторская речь, бытовой рассказ и др.) и от функционально-коммуникативной принадлежности (повествование, рассуждение, убеждение). По сравнению с репликами в диалоге монологическая речь обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и других средств; имеет, как правило, сложное синтаксическое построение, гораздо более сложную языковую и структурно-композиционную организацию; эти ее особенности изучает лингвистика текста (проблема сложного синтаксического целого, абзаца и т.п.). В качестве признаков монологической речи выделяют относительно большую протяженность реплик; композиционную сложность; обращенность не к собеседнику, а к самому себе; стремление выйти за непосредственные тематические рамки.

 Классифицировать монологи можно по цели высказывания (Виноградов): 

      • монолог убеждающей окраски — примитивная форма ораторской речи; 
      • монолог лирический — речевая форма изъявления

переживаний и эмоций; 

      • монолог драматический — сложный вид речи, в рой язык слов является лишь как бы аккомпанементом системам психических обнаружений — путем мимики, же пластических движений и т.п.; 
      • монолог сообщающего типа, который подразделяется на монолог-рассуждение и монолог-сообщение.

Возможна классификация  монологов по другим основаниям: 

    • по времени подготовки - монологические сообщения могут готовиться заранее (время на подготовку практически не ограничено), а могут быть и неподготовленными;  
      • по содержанию сообщения — монологи разделятся на сообщения, передающие содержание другого текста подробно; сообщения, передающие содержание другого текста, сообщения, составленные на основе нескольких текстов и закрывающие тему; сообщения, в которых говорящий в свою точку зрения по какому-либо вопросу; сообщения, содержание которых дано в

неявной форме; 

    • по форме сообщения и по самостоятельности порождения выделяют сообщения, имеющие готовую форму; сообщения, имеющие фиксированную форму; сообщения конструируемые

полностью самостоятельно; 

    • по установке на воспроизведение различают сообщения с предварительной установкой на воспроизведение; сообщения без установки на воспроизведение монолога.

Обязательной чертой любого связного монологического высказывания является наличие межфразовых связей, объединяющих предложения и словосочетания в единый текст. Можно выделить две  большие группы таких связей: построенные  по типу зацепления и построенные по типу повтора. 

Зацепление - такая форма  связи, при которой какой-либо одного предложения указывает па элемент  другого предложения, «зацепляется»  за него: так происходит передача смысла от одного предложения к другому. 

Существуют следующие типы зацепления: грамматические зацепления и лексические зацепления; анафора и катафора. 

Грамматические зацепления — это субститут (заменитель), отсылочные слова, эллипсис и др. 

Лексические зацепления —  вводные слова (во-первых, во-вторых и т.п.) и адресные ссылки (не к фразе, а к части текста). 

Анафора — отсылка к  ранее сказанному; осуществляется многими  способами, включая и такие простые, как повтор лексических единиц, использование  союзов (итак, иначе говоря, вместе с указательных и

притяжательных местоимений (этот, эти, такие). 

Катафора - обращение к  последующим элементам текста; обеспечивается числительными (во-первых, во-вторых), вопросительными словами высказываниями типа (Я вот что вам сейчас скажу).

Повторы — второй тип  межфразовых связей. Они могут  быть лексическими, грамматическими, синтаксическими  или семантическими.

В классической риторике выделяют такие типы повторов, как многосоюзие, бессоюзие, традукция (повтор слова в разных главных формах), хиазм (я в мире и мир во мне — обращенный параллелизм), параллелизм, градация (расположение по степени убывание — возрастание).  
Композиционная сложность монолога обычно характеризуется методом изложения материала.

Выделяют следующие методы: 

    • индуктивный - изложение материала от частного к общему (этот метод нередко используется в агитационных выступлениях)
    • дедуктивный — изложение материала от общего к частному (оратор в начале речи выдвигает какие-то предположения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах); 
    • метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов; 
    • концентрический — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором (выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу); 
    • ступенчатый — последовательное изложение одного вопроса за другим (рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше к ней не возвращается); 
    • исторический — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени. 

Еще В.В. Виноградов писал, что  «свободное владение формами монологической речи — искусство, хотя, как и  всякое искусство, у отдельных субъектов оно может обращаться в трафарет» (Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтический речи. Поэтика. М., 1969). Поэтому обучение монологическому высказыванию происходит целенаправленно, тогда, как диалогической речью человек овладевает спонтанно.

 

 

 

Заключение.

Таким образом, речевая коммуникация – это общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор или беседа, а как  любое взаимодействие с целью  обмена информацией (чтение, письмо и  т. д.). 
       Основная цель речевого общения – обмен информацией. В соответствии с этим задачи, которые решает человек в процессе общения, можно свести к

следующим основным: 
    • эффективное получение информации; 
    • эффективная передача информации; 
    • достижение поставленной цели путем убеждения собеседника и побуждения его к действию; 
    • получение дополнительной информации о собеседнике; 
    • позитивная самопрезентация.

Диалог - это форма речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, характеризующаяся ситуативностью, контекстуалъностью, непроизвольностью  и малой степенью организованности. В диалоге в наибольшей степени  реализуются вопросно-ответные комплексы. Координацию действий и высказываний собеседников обеспечивают специальные  приемы и правила, которые известны говорящим и регулярно

используются в разговоре. 

 Монолог - это форма,  речи, образуемая в результате  активной речевой деятельности, рассчитанная на пассивное и  опосредованное восприятие и  практически не связанная с  речью собеседника ни в содержательном, ни « структурном отношении.  Для монолога типичны значительные  по размеру фрагменты текста, состоящие из структурно и  содержательно связанных между  собой высказываний, Имеющие индивидуальную  композиционную построенность и  относительную смысловую завершенность.  

Библиографический список

  1. Василик М.А. Основы теории коммуникации: Учебник /Под ред. проф. О-75 М.А. Василика. — М.: Гардарики, 2003. — 615 с.: ил.
  2. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. проф. О. Я. Гойхмана. — М.: ИНФРА-М, 1997.-272 с.
  3. Электронный ресурс: http://mgup-vm.narod.ru/russian/04.html
  4. Электронный ресурс: http://itsjournalist.ru/Articles/ponyatie_kommunikacii.html

 

 


Информация о работе Формы речевой коммуникации