Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:30, курсовая работа
Готика зародилась в Северной части Франции (Иль де Франс) в середине XII века и достигла расцвета в первой половине XIII века. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5- нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора («деамбулаторием»), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Их высокий и просторный интерьер озарен цветным мерцанием витражей.
3. ВВЕДЕНИЕ
4. НОТР-ДАМ В САНЛИСЕ
7. НОТР-ДАМ В РЕЙМСЕ
14. РУАНСКИЙ СОБОР
18. ВЫВОД
25. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Группа «Благовещение» отличается большей стройностью фигур, более свободным и мягким движением драпировок. Но рядом со спокойно улыбающимся нежным лицом Марии, скромной красотой ее почти робких движений, не лишенных глубокой поэзии и целомудренного очарования, беспокойные ритмы складок одежды ангела, почти ювелирная проработка его крыльев и некоторая жеманность позы производят впечатление холодной манерности. Несмотря на длительные сроки строительства, сохранилось единство замысла: многообразие талантов архитекторов и скульпторов, работавших здесь, слилось в общую, полную вдохновения «каменную симфонию». Сложность развития архитектурной темы присуща западному фасаду храма; отдельные мотивы переплетаются, контрастируют, дополняют друг друга. Масса здания, тяжелая и инертная у земли, становится все более легкой и подвижной по мере подъема вверх. Но фасад Реймского собора пронизан не только вертикальным движением — он пребывает в сложном и динамическом взаимодействии с окружающей средой. Взволнованную увертюру фасада сменяет строгое величие размеренных, но напряженных ритмов интерьера. К новшествам Реймского собора принадлежат пинакли над порталами, окнами и галереей фасада, в особенности же замена колонн во внутренних аркадах высокими столбами, подхватывающими и продолжающими в своей структуре нервюры сводов. Этим в полной мере завершается композиционное оформление интерьера готических соборов. К шедеврам высокой готики относятся и многие из почти бесчисленных статуй Реймсского собора, созданных в течение 30 - 70-х годах XIII века. Такова близкая по духу к амьенскому Христу прекрасная голова юноши на западном портале, смелая и энергичная по моделировке, создающая проникнутый мужественным благородством образ сильного духом человека. Стремление к яркой, далее резкой передаче характера человека — типичная черта готической скульптуры в пору ее наивысшего расцвета. Подчас, например, в некоторых головах на том же западном портале, это стремление приводило к почти карикатурному изображению уродливых черт облика. Но в лучших произведениях того времени мастера достигли несколько лапидарной, но проникновенной передачи существенных черт духовного склада человека.
Например,
единообразные по общей форме
капители реймских колонн украшены чрезвычайно
разнообразным в деталях орнаментом: предпринята
попытка как можно более точной имитации
естественной листвы. В результате здесь
впервые за всю историю готической архитектуры
нарушается восходящий к античности принцип,
согласно которому высота капители определяется
диаметром ствола колонны. В Шартре мощные
опорные столбы аркады увенчаны высокими
капителями, а примыкающие к ним тонкие
колонны - более низкими. Напротив, в самых
ранних из дошедших до нас частях собора
Реймса капители тонких колонн равны по
высоте капителям массивных опорных столбов;
в поздней же части здания капители и вовсе
образуют как бы единообразные фризы,
тянущиеся вдоль вершин опорных столбов
и пилястров.
В Руанском соборе, построенном в эпоху поздней готики «пламенеющая», мы видим, что в архитектуре собора уникальным образом объединены несколько стилей различного исторического происхождения. Кроме того, традиционные архитектурные формы здесь были совмещены с новыми, благодаря чему этот собор можно считать типичным образцом нормандской архитектуры. Если донаторы тех областей, где готический стиль только зарождался, стремились либо к контрастному противопоставлению старого и нового, либо к созданию единообразных храмов в “чистом” стиле, то их нормандские коллеги, очевидно, находили удовольствие в постоянном (и фактически далеко не всегда обязательном) видоизменении строительных планов, не заботясь ни о единообразии, ни о чистоте стиля. В результате получались в высшей степени оригинальные постройки. И все же, несмотря на появление новых стилистических элементов, которым в дальнейшем предстояло развиваться и совершенствоваться, на обоих порталах (южном и северном, которые рассмотрены в таблице) принадлежат к традициям предыдущего века.
Таким образом, приходим к выводу.
Характерные для романского стиля округлые арки не удовлетворяли строителей нового поколения. Дело в том, что полуциркульная арка допускает лишь один способ перекрытия пролёта между двумя опорами: высота свода заранее известна и её нельзя увеличить или уменьшить. Чтобы сделать свод выше, необходим более крутой подъём арки. Лучшим решением задачи будет арка не полукруглая, а состоящая из двух, обращённых друг к другу, дуг. Так родилась идея стрельчатой арки, преимущество которой состоит в том, что её конфигурацию можно свободно менять, делать приплюснутой или более заострённой по усмотрению зодчего.
Необходимо было справиться с ещё одной трудностью. Давление каменного свода направлено не только вниз, но и в стороны. И хотя преимущества стрельчатой арки в этом отношении также несомненны, всё же опорные столбы не могли выдержать боковой распор. Чтобы удержать всю конструкцию, понадобился более крепкий каркас. С наружной части здания можно было возвести мощные пилоны – контрфорсы, которые мы встречаем уже и в соборе Нотр-Дам в Санлисе. Чтобы укрепить высокий центральный неф возникла потребность в дополнительных наружных конструкциях, переброшенных над перекрытиями боковых нефов. Так появились «парящие» укрепления (аркбутаны), завершающие остров сводов. Весь готический собор словно висит на решетчатом каменном каркасе. В том и в другом случае надёжная прочность конструкции достигается за счёт равномерного распределения давления. Внутри готического собора мы видим сложную игру осевых давлений и растяжений, удерживающих взлетающий свод. Здесь нет ни массивных опор, ни голых стен. Весь интерьер имеет лучевидные нервюры: они смыкаются в сетку наверху, сбегают вниз по стенам нефа и собираются в пучки стеблей вокруг столбов. В этих творениях уже не было суровой неприступности. Вместо стен – стеклянные поверхности, сверкавшие рубиновыми и изумрудными цветами. В пилонах, нервюрах и каменных кружевах мерцало золото. Исчезло всё, что напоминало о земной тяжести и её тяготах.
Скульптура
готики, и именно французской школы, отличается
своей материальностью; это действительно
объемные изображения, т. е. статуи в полном
смысле слова. В отличие от витражей они
раскрывают очень точно, а часто и детально
общий характер героя, его душевное состояние
и особенности его внешнего физического
облика. Одновременно мастерам французской
готики было свойственно стремление к
типизации образа. В лучших вещах XIII века
оно проявлялось с необычайной силой.
Однако система монументально обобщенных
форм не базировалась на идее всесторонне
развитого тела, не стремилась сохранить
ту полноту жизненности изображения, которая
была так характерна для греческой классики.
Вместе с тем напряжение духовного мира
героя обобщенно раскрывается в готических
скульптурах с необычайной для античности
силой. Орнаментальный резной декор также
отличался своим совершенством, хотя и
играл в оформлении интерьера подчиненную
по сравнению со скульптурой роль (за исключением
периода поздней готики).
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая художественная энциклопедия. I – II том. 1980.
2. Бруно Кляйн. Зарождение и развитие готической архитектуры во Франции и соседних странах.
3. Воронцов А.И.
Экскурс мировых достопримечательностей.
4. Всеобщая история искусств. Т.2. Искусство
средних веков. Кн.1.Искусство Западной
и Центральной Европы в эпоху развитого
феодализма. Искусство Франции. Готическое
искусство. Скульптура, живопись и прикладное
искусство. – М.: АСТ. 1998.
5. Гомбрих Э. История
6. Готика: Архитектура, Скульптура, Живопись. Изд. Konemann. 2000.
7. И.Н.Михайлова, Е.Г.Петраш. Искусство и литература Франции с древних
времён до ХХ
века.
8. Муратова К.М. Мастера французской готики
XII - XIII вв. 1988.
9. Тяжелов В. Н. Малая история искусств. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. — М.: Искусство, 1981.
10. Эндрю Мартиндейл.
Готика.