Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:07, реферат
Искусство и религия представляют собой два феномена культуры относящихся, на первый взгляд, к различным областям общественного сознания. Они оба тесно связанны с духовной материей и истолковывают смысл и значение человеческого существования. В Средние века религия брала на себя функцию регламентирования духовной жизни людей и управляла многими культурными формациями, в том числе и искусством.
Введение 2
1. Фресковая живопись 4
2. История возникновения иконописи 6
3. Выдающиеся представители русской иконописи
3.1 Андрей Рублев 9
3.2 Феофан Грек 12
3.3 Дионисий 15
Заключение 17
Список литературы 19
Содержание
Введение 2
1. Фресковая живопись 4
2. История возникновения иконописи 6
3. Выдающиеся представители русской иконописи
3.1 Андрей Рублев 9
3.2 Феофан Грек 12
3.3 Дионисий 15
Заключение 17
Список
литературы
19
Введение
Искусство
и религия представляют собой
два феномена культуры относящихся,
на первый взгляд, к различным областям
общественного сознания. Они оба
тесно связанны с духовной материей
и истолковывают смысл и
В
религиозной культуре настенная
живопись играет особую, крайне важную
роль. С позиции религии, основной
целью создания фресок является не
столько украшение интерьера (хотя
его художественно-эстетическая выразительность
неоспорима), сколько религиозно-
Обращение к иконописи в наше время вновь становится актуальным. И не потому, что сейчас модно говорить о старине, интересоваться антиквариатом и вообще быть ценителем культурного наследия прошлого. Иконопись – это та особая сфера духовной и, одновременно, материальной творческой деятельности людей, которая является символом определенной атмосферы царящей в обществе.
Каждая эпоха имеет свой зримый, предметный чувственный облик, свидетельствующий об определенном типе ее восприятия и мироощущения. Каждая эпоха – это своеобразный мир со своими ценностями и приоритетами, которая характеризуется господством определенной философской мысли, определенным уровнем религиозности сознания людей, различными достижениями в развитии науки и техники, следовательно, существованием определенного типа самосознания.
Возможности
искусства безграничны. В зависимости
от типа искусства образы фиксируются
в краске, камне металле и даже
в словах. Они живут в веках,
давая нам возможность
Икону необходимо рассматривать как предмет, объединяющий в себе предмет культа и, одновременно, образец художественного творчества. Конечно, на момент ее замысла, создания и бытования в предназначенной ей среде икона выполняла свою сакральную функцию – возводила умы от образа к первообразу.
Но в наше время, попав в руки исследователей, она стала образцом живописи, религиозного художественного творчества определенной эпохи. Она, как и любое произведение искусства дает богатейший материал для изучения духовной атмосферы того времени, к которому она принадлежит. И, может быть, она даже более ценна, чем иное произведение искусства, так как иллюстрирует отношение к религии, чего не делают, к примеру, живописные полотна.
1 Фресковая живопись
Фреска
– это живопись по свежей штукатурке,
носившей название у римлян живописи
«in udo» («по сырому»), в отличие
от другого способа стенной
Нижние
слои штукатурок составлялись из извести
и песка, верхние – из извести
и толченого мрамора и
Поступательный ход развития русской фресковой живописи представляется в таком виде.
Обучившись у греков, русские живописцы применяли потом свои знания на практике. Выполняя росписи церквей, вначале они придерживались в этом деле методов византийских мастеров, нанося левкас под фреску сразу на всю площадь картины, живопись же на ней выполняли по частям, так как штукатурка (левкас) сохраняла свою свежесть в продолжение нескольких дней.
Характерная
особенность позднейшей русской
стенописи заключающаяся в
Все позднейшие изменения, произошедшие в подготовке стен русской фресковой живописи, являются большим и серьезным отступлением от ее классической системы, что безусловно наносило ущерб нашим старинным росписям.
Фресковая живопись древней Руси с самого ее начала не была вполне чистой, а всегда более или менее прописывалась по сухому красками, разведенными то яичным желтком, то ячменным или пшеничным клеем.
Некоторые из красок (например, «лазорь») уже из-за своего состава обязательно наносились по сухой фреске, в которой под нее делался подмалевок «рефтью».
В позднейших росписях фресковая живопись мало-помалу стала заменяться желтковой темперой, и затем совершенно была забыта. В после петровское время на смену темпере явилась масляная живопись, которая и воцарилась на стенах наших церковных и гражданских зданий до самого последнего времени, т.е. до тех пор, когда, наконец, для всех стало очевидным, что масляные краски совершенно непригодны для стенных росписей.
2 История возникновения иконописи
Икона возникла до зарождения древнерусской культуры и получила распространение во всех православных странах. Но нигде иконопись не достигла такого развития, как на Руси, нигде не создала столько шедевров и не стала на протяжении столетий излюбленным видом изобразительного искусства целого народа.
Иконы выполнялись первоначально в технике энкаустики (восковой живописи), затем темперой и в редких случаях мозаикой, а позднее (в основном с 18 в.), масляной живописью. Особенно широкое распространение икона получила в Византии; самобытные школы иконописи возникали в коптском Египте и Эфиопии, в южнославянских странах, в Грузии. Настоящую художественную яркость и своеобразие приобрела древнерусская икона.
Икона состоит из четырех-пяти слоев, расположенных в следующем порядке: основа, грунт, красочный слой, защитный слой. Икона может иметь оклад из металлов или каких-либо других материалов.
Первый
слой — основа; чаще всего это
деревянная доска с наклеенной на
нее тканью, называемой паволокой. Иногда
доска бывает без паволоки. Очень
редко основу под произведения желтковой
темперы изготовляли только из холста.
Причина этого явления
Второй слой — грунт. Если икона написана в поздней манере, сочетающей темперу с красками на других связующих (преимущественно масляных), и слои грунтовки имеют окраску (использованы цветные пигменты, а не традиционные мел или гипс), то его так и называют — «грунт». Но в желтковой темпере, преобладавшей в иконописи, грунт всегда белый. Такой вид грунта называется левкасом.
Третий слой — красочный. Красочный слой состоит из различных красок последовательно нанесенных на грунт. Это самая существенная часть произведения живописи, так как именно с помощью красок создается изображение.
Четвертый — защитный (или покровный) слой из олифы или масляного лака. Очень редко в качестве материала для защитного слоя использовали белок куриного яйца (на белорусских и украинских иконах). В настоящее время - смоляные лаки.
Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой. Что особенно важно и что явилось для русского церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой Византии, эпоху ее расцвета. В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как в Византии. И в это время новообращенная Русь получила среди прочих икон, как образец православного искусства, непревзойденный шедевр – икону Богоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской.
Русские художники-иконописцы вплоть до конца XIX века, говоря о процессе смешения пигмента со связующим, употребляли выражение «тереть краски», или «растворять краски». А сами краски именовались «твореными».
Через
изобразительное искусство
Властно
приковывая к себе взоры молящихся,
иконы превращали даже самую убогую
церквушку в сказочную
3 Выдающиеся представители русской иконописи XIV-XV в.в.
На протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконопись – это искусство на плоскости, но, по глубине своего содержания, оно далеко превосходит самую талантливую картину, лишь иллюзорно вводящую в бесконечные дали пространства и открывающую самые возвышенные мысли и чувства художника.
Русская живопись высочайшего уровня развития достигает на рубеже XIV–XV веков. Расцвет иконописного искусства в рассматриваемый период связан с деятельностью трех выдающихся мастеров: Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия.
3.1 Андрей Рублёв
Андрей Рублёв (около 1340/1350 — 17.10.1428, Москва; погребён в Спасо-Андрониковом монастыре) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Русской православной церковью канонизирован в 1988 г. в лике преподобного.
Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям - в Новгороде) около 1340/1350 гг., воспитывался в семье потомственных иконописцев, принял монашеский постриг в Спасо-Андрониковом монастыре при игумене прп. Андронике. Андрей — монашеское имя; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на А). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.
Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московской Руси; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если монаху поручили такую ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком. Второй раз в летописи об Андрее упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики. Все тянулись к нему, потому что к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль. В 1420 годах Андрей с Даниилом Чёрным руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились.