Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:07, реферат
Искусство и религия представляют собой два феномена культуры относящихся, на первый взгляд, к различным областям общественного сознания. Они оба тесно связанны с духовной материей и истолковывают смысл и значение человеческого существования. В Средние века религия брала на себя функцию регламентирования духовной жизни людей и управляла многими культурными формациями, в том числе и искусством.
Введение 2
1. Фресковая живопись 4
2. История возникновения иконописи 6
3. Выдающиеся представители русской иконописи
3.1 Андрей Рублев 9
3.2 Феофан Грек 12
3.3 Дионисий 15
Заключение 17
Список литературы 19
В
1405 Рублёв совместно с Феофаном Греком
и Прохором с Городца расписал
Благовещенский собор Московского
Кремля (фрески не сохранились), а в
1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным
и другими мастерами —
В 1425—27 Рублёв совместно с
Даниилом Чёрным и другими
мастерами расписал Троицкий
собор Троице-Сергиева
Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублёва точно не доказана: фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец XIV — начало XV веков; сохранились фрагменты), иконы — «Владимирская богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир), «Спас в силах» (1408, Третьяковская галерея), часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим» — все около 1405) Благовещенского собора Московского Кремля (иконостас этого собора, согласно новейшим исследованиям, происходит из Симонова монастыря), часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (около 1395 года, Российская государственная библиотека, Москва).
Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его творений рассматривается как результат особой традиции. Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора.
Самым
известным произведением
Рублев
— мастер рисунка, линейного очерка,
силуэта. В этом сказывается художник-
3.2 Феофан Грек
Феофан Грек (1340-1410) — великий русский иконописец, учитель Андрея Рублёва.
Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (росписи не сохранились). Вероятно, прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном. В 1370 переезжает в Новгород. После Великого Новгорода, Феофан работал в Нижнем Новгороде (росписи не сохранились). В начале 1390-х гг. Феофан прибывает в Москву и, возможно, работает также в Коломне.
Им расписаны:
Им написаны знаменитые иконы:
Приписываются Феофану и иконы
деисусного чина
Каждому из святых Феофан Грек дает глубоко индивидуальную, сложную психологическую характеристику. И в то же время все они - гневный могучий Пантократор, мудрый величавый Ной, сумрачный Адам, грозный пророк Илья, самоуглубленные столпники - имеют нечто общее, объединяющее их: это люди могучего духа, стойкого характера, люди, терзаемые противоречиями, за их внешним спокойствием кроется жестокая борьба с обуревающими человека страстями.
Даже в композиции "Троицы" нет умиротворенности. В образах ангелов не ощущается юношеской мягкости. Их прекрасные лица полны суровой отрешенности. Особенно выразительна фигура центрального ангела. Внешняя неподвижность, статичность еще более подчеркивают внутреннюю напряженность. Распростертые крылья как бы осеняют двух других ангелов, объединяя композицию в целом, придавая ей особую строгую завершенность и монументальность.
Стиль Феофана Грека поражает выразительностью, экспрессией и индивидуалльностью. Он прежде всего живописец и фигуры лепит энергичными, смелыми мазками, накладывая яркие блики, что придает лицам трепетность, подчеркивает напряженность выражения. Для его фресковых росписей характерна т.н. «скоропись», при почти монохромной живописи и непроработанности мелких деталей изображения оказывают огромное воздействие на чувства зрителя. В палитре преобладают коричневые оттенки; особую силу образам придают «пробелá» – блики, нанесенные сочными мазками чистой белой краской на оранжево-коричневую основу.
Росписи Феофана Грека созданы на основе знания жизни, психологии человека. В них заложен глубокий философский смысл, ясно ощущаются проницательный ум, страстный, кипучий темперамент автора.
Не случайно современников поражали оригинальность мышления великого живописца, свободный полет его творческой фантазии.
В работе над убранством Благовещенского собора встретились два великих мастера древней Руси, по-своему выразившие в искусстве полную драматических столкновений эпоху. Феофан - в трагических, титанических образах, Рублев - в гармонически-светлых, воплотивших мечту о мире и согласии между людьми. Именно эти два мастера были создателями классической формы русского иконостаса.
3.3 Дионисий
Дионисий (1440—1503) — ведущий московский иконописец (изограф) конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублева.
Самая ранняя из известных
работ — росписи собора
Дионисий становится олицетворением официальной столичной традиции в искусстве. Композиции его произведений отличаются строгой торжественностью, светлыми красками, удлиненностью фигур.
Как и у Рублева, иконопись Дионисия стилистически и качественно однородна. На протяжении четверти века, с 1481 по 1503 год, она менялась чрезвычайно медленно, и художник как будто не знал ни периода ученичества, ни периода упадка, что характерно для многих западноевропейских мастеров. Небрежность формы в отдельных композициях, незначительные оплошности, наличие не совсем безупречных по рисунку и красочному решению фресок в соборе Рождества Богородицы свидетельствуют, скорее, о спешности исполнения и не руке ведущего художника, а членов его артели. Тем не менее именно в Ферапонтове стиль Дионисия достигает наибольшей зрелости. Это своего рода эталонное произведение мастера.
Заметим
прежде всего, что Дионисий — мастер
ансамбля. Все части росписи Ферапонтова,
где насчитывается около 200 композиций
и фигур отдельных святых, приведены
в строгую систему, фрески распределены
на арках, стенах и сводах таким образом,
что в целом они образуют единую
пространственно развернутую
Заключение
Древнерусское искусство – драгоценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Его шедевры, созданные много столетий тому назад, волнуют и восхищают величием своих образов, красотой колорита, вдохновенной поэтичностью. Пора блистательного расцвета и могущества Киевской Руси продолжалась вплоть до монгольского нашествия. И в монументальной живописи, и в иконописи звучали идеи прославления единства и могущества Русской земли, мужества и духовной силы человека, ощущение радости и красоты жизни. В различных музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира и Ярославля хранится около трех десятков икон домонгольского периода.
Русская
икона – один из основных компонентов
русского культурного наследия, являющийся
своеобразным маркером русской религиозной
традиции, а именно русского православия.
Акцент на «русском» сделан не случайно,
ибо не просто православие, принятое
от Византии и Болгарии является русской
религией, а именно русское православие,
то есть православие, сплавленное с
исконным русским язычеством. Вот
как писал Н.А. Бердяев, отражая
на страницах своих работ
Русская
икона – один из способов отражения
самосознания, общепризнанна как
шедевр творческого духа Святой Руси.
Икона – не официальный, но общезначимый
символ России, служащий фиксатором ее
национального самосознания. «Общечеловеческое
значение имеют именно вершины национального
творчества. В национальном гении
раскрывается всечеловеческое, через
свое, индивидуальное он проникает
в универсальное». Несомненно, что
русская икона является вершиной
русского национального творчества.
Нет в России другого предмета,
являющего собой образец
Высокий
уровень живописного
Список литературы