Гуманизм Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 07:18, контрольная работа

Описание

Слово «Возрождение» вызывает в памяти образ сказочной птицы Феникс, которая всегда олицетворяла процесс вечного неизменного воскрешения. А словосочетание «эпоха Возрождения» даже у недостаточно знающего историю человека ассоциируется с ярким и самобытным периодом истории. Эти ассоциации в целом верны.

Содержание

1.Введение.
2.Гуманизм Возрождения.
3.Раннее Возрождение.
4.Высокое Возрождение.
5.Позднее Возрождение:
◦Реформация в Германии и Швеции;
◦Возрождение в Нидерландах;
◦Возрождение в Англии;
◦Возрождение в Испании;
◦Возрождение во Франции.
6.Заключение.
7.Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Культурология. Контр.работа.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение.
  2. Гуманизм Возрождения.
  3. Раннее Возрождение.
  4. Высокое Возрождение.
  5. Позднее Возрождение:
    • Реформация в Германии и Швеции;
    • Возрождение в Нидерландах;
    • Возрождение в Англии;
    • Возрождение в Испании;
    • Возрождение во Франции.
  1. Заключение.
  1. Список литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     В конце XIV – начале XV вв. в Европе, а именно – в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Возрождение охватывает XIV-XVI вв. в Италии и XV-XVI вв. в странах, расположенных севернее Альп.

 Слово «Возрождение» вызывает в памяти образ сказочной птицы Феникс, которая всегда олицетворяла процесс вечного неизменного воскрешения. А словосочетание «эпоха Возрождения» даже у недостаточно знающего историю человека ассоциируется с ярким и самобытным периодом истории. Эти ассоциации в целом верны.

    Термин «Renissance» (Возрождение) был введен Дж. Вазари – известным живописцем, архитектором и историком искусства для обозначения периода итальянского искусства с 1250 по 1550 гг., как времени возрождения античности, хотя понятие возрождения еще с античности входило в обиход историко-философского мышления. Идея обращения к античности сложилась еще в позднем средневековье. Деятели той эпохи не думали о слепом подражании эпохе античности, а считали себя продолжателями искусственно прерванной античной истории. К XVI в. Содержание понятия сузилось и воплотилось в термине, предложенном Вазари. С этих пор Возрождение означало возрождение античности как идеального образца.

   Эпоха характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроении людей. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, более самостоятельными и независимыми от церкви становятся искусство, философия, литература, образование, наука. В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином гуманистическое (от латин. Humanus - человеческий).

      Почему в культуре Возрождения  присутствует такая четкая ориентация  на человека (антропоцентризм)? С социологической точки зрения причиной независимости человека, его растущего самоутверждения, нарождающегося свободомыслия явилась городская культура.

      Гуманизм  Возрождения.

   Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве идеального человека признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек- творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступающие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее несмешивающегося в жизнь людей.

      Идеальный человек, по мнению гуманистов, это «универсальный человек», человек – созидатель, энциклопедист. Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут и как боги. Образованных и одаренных людей в этот период окружала атмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чтили, как  в Средние века святых.  Наслаждение земным бытием- непременная часть культуры Возрождения. В числе виднейших представителей гуманизма: Франческа Петрарка, Джованни Боккаччо, Леонардо да Винчи (Италия), Мишель Монтень, Франсуа Рабле (Франция), Ульрих фон Гуттен, Альбрехт Дюрер (Германия), Уильям Шекспир (Англия), Эразм Роттердамский (Нидерланды).

  Раннее Возрождение.

       У истоков Возрождения в Италии  стоял великий Данте Алигьери. (1265 -1321г.г). Вершиной творчества Данте  стала эпическая поэма «Божественная  комедия». (Это название дал Дж. Боккаччо.). «Божественная комедия» повествует о путешествии поэта по загробному миру и включает описание ада, чистилища и рая, где автору встречаются реальные исторические лица и мифические персонажи. В поэме показан полный испытаниями путь заблудшей души к райскому блаженству. На небеса Дантеса сопровождает его возлюбленная Биатриче, чей образ в поэме становится символом мудрости и красоты.

    Родоначальником гуманизма считают  поэта, философа Франческа Петрарку (1304-1374г.г) – он первым противопоставил средневековому богословию divina studia (божественному знанию). Новое мировоззрение – humana studia  (человеческое знание).

    Перу Петрарки принадлежат философские трактаты, биография «Письмо потомкам», но главное – любовная лирика. Сонеты, посвященные Лауре, - это своеобразный поэтический дневник, в котором отразилось противоречие между аскетическим Средневековьем и утверждением нового видения мира.

      Последователем Петрарки был Джованни Боккаччо (1313-1375г.г), автор «Декамерона», собрания реалистических новелл, объединенных общим гуманистическим идеалом и представляющих единое целое. «Декамерон» - сборник ста новелл, в которых повествуется, как во время «черной смерти» (чумы) 1348 года во Флоренции десять молодых людей (юношей и девушек) удаляются на загородную виллу и там в течение десяти дней (гр. Декамерон- десятиднев.), помимо других развлечений, рассказывают каждый по одной новелле в день.

     Данте, Петрарка и Боккаччо  были создателями итальянского  литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы.

      Жизнь людей эпохи Возрождения тесно связана с искусством. Искусство было для них тем, чем до сих пор была религия, а в Новое время стали наука и техника. Живописцы и скульпторы воспевали красоту тела человека, одухотворенность его лица, индивидуальные особенности. Архитекторы стали строить преимущественно светские здания, дворцы, изменилась и церковная архитектура. Если готический собор в силу его гигантских размеров трудно обозреть, то здания Возрождения можно охватить единым взглядом, что позволяет оценить удивительную пропорциональность их частей.

     Внимание художников Возрождения привлекал реальный земной мир. Они понимали природу и изображали ее, пользуясь научными достижениями (например, применяя закон перспективы, открытый Брунеллески). В человеке их интересовала индивидуальность.

     Основоположник нового направления  в европейском изобразительном искусстве – это Джотто (1266 – 1337г.г). Порвав со схематизмом венецианской школы, Джотто заменил условную плоскость картины трехмерным пространством и, пользуясь светотенью, стал писать фигуры объемными. Ему принадлежат росписи церкви в Ассизе на сюжеты из Евангелия, а также из жизни святого Франциска Ассизского. В скупых пластических формах Джотто передавал глубину переживаний человека и новое ощущение человеческого достоинства, что так характерно для живописи Раннего Возрождения.

    Один из основоположников искусства Раннего итальянского Возрождения – Мазаччо (1401-1428г.г). Его фрески в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции свидетельствуют о решительном разрыве готической традицией. Он первый применил в живописи научные законы перспективы, открытые Брунеллески. Его фрески отличаются монументальностью и лишены готического декора, а изображенные на них фигуры объемны. Классическим образом алтарной композиции стала его «Троица», созданная для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. Величавая отрешенность образов сочетается здесь с невиданной до тех пор реальностью пространства, с объемностью фигур, выразительной портретной характеристикой лиц донаторов (Богатые люди, по закону которых создавалось то или иное произведение.) и с удивительным по силе сдержанного чувства образом Богоматери.

   Строгие законы перспективы применял  в своих  работах скульптор  Донателло (1386-1466г.г), например «Святой  Георгий убивающий дракона». Его  грациозная статуя юного Давида  считается первой со времен  античности свободностоящей обнаженной скульптурой в полный рост.

    В этот период в архитектуре  появился интерес к созданию  гармонических конструкций в  противовес устремленным в духовные  выси контурам готических храмов. С именем архитектора Брунеллески  (1377-1466г.г) связывают смелую ломку средневековых стереотипов и пропорций и обращение к традициям античного ордерного зодчества. Простые геометрические формы и творчески переосмысленные античные принципы придают внешнему виду зданий Брунеллески величавое спокойствие. Во Флоренции им построены капелла Пации и Оспедале дельи Инногенти (воспитательный дом).

     Высокое Возрождение.

     Это время наивысшего расцвета гуманистической  культуры Италии. Именно тогда с  наибольшей полнотой и силой были высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле. Титанами Возрождения назовет человечество Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонаротти.

  Леонардо  да Винчи (1456-1519г.г.), один из  самых замечательных людей в  истории человечества, обладающий разносторонними способностями и дарованиями. Он был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, астрономом, физиологом, анатомом, но и это не полный перечень основных направлений его деятельности; почти все области науки он обогатил гениальными догадками.

        Одна из важнейших его художественных  работ -  «Тайная вечеря» - фреска  в миланском монастыре Санта-Мария  дела Грацие, на которой изображен  момент вечери после слов Христа  «Один из вас предаст меня».  Внутреннее напряжение, драматизм картине придает контраст между возбужденными учениками и возвышенно-спокойным Иисусом Христом, просветленность которого подчеркивают ясные тона пейзажа на заднем плане. Всемирно известен еще один шедевр мастера – портрет молодой флорентийки Моны Лизы, имеющий еще одно название – «Джоконда», по имени ее мужа Джокондо. Необычайная глубина и значительность сделали «Джоконду» символом эпохи Возрождения.

      Великому живописцу Рафаэлю Санти (1483-1520г.г) принадлежит величайшее произведение мировой живописи – «Сикстинская мадонна»: юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облакам, несет людям своего крошечного сына, младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая необходимость принесения этой жертвы во имя искупления грехов человечества.

     Великим представителем культуры  Высокого Возрождения был Микеланджело  Буонаротти  (1475-1564г.г) – скульптор,  живописец, архитектор и поэт, создатель знаменитой статуи Давида, скульптурных фигур «Утро», «Вечер», «День», «Ночь»,  выполненных для гробниц в капелле Медичи.

     Микеланджело расписал потолок  и стены Сикстинской капеллы  Ватиканского дворца; одна из  самых впечатляющих его фресок  – сцена Страшного суда. В творчестве Микеланджело более отчетливо, чем у его предшественников – Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти, - звучат трагические ноты, вызванные осознанием того предела, который положен человеку, пониманием ограниченности человеческих возможностей, невозможностью «превзойти природу».

     Замечательным художником Возрождения  был Джорджоне (1477-1510г.г). В знаменитых  полотнах «Юдифь», «Спящая Венера», «Гроза» он показал единство человека и природы.

     Жизнеутверждающая красота человека и природы стали главной темой творения другого выдающегося художника эпохи – Тициана (1477-1576г.г.), использовавшего в своих картинах мифологические сюжеты («Даная», « Венера перед зеркалом», «Венера и Адонис»).

   На мифологические темы писал  также Боттичелли (1445-1510г.г). Созданные им поэтически обобщенные чувственные языческие образы проникнуты возвышенной одухотворенностью («Весна», «Рождение Венеры»).

Информация о работе Гуманизм Возрождения