Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 07:45, реферат
К этому направлению относится Хатха Йога - система, по преданию подаренная Богом Шивой, и разработанная древними индийскими махасиддхами (йогинами, достигшими сверхъественных способностей и Просветления) - Матсьендранатхом, Горокхонатхом и другими. Магическое искусство Хатха Йоги особенно ценно тем, что благодаря своей эффективности и независимости от культурно-социального контекста может быть с успехом использовано даже здесь и сейчас - в условиях стремительного и жесткого современного мира.
Введение
1. История хатха-йоги
1.1. Основные идеи и методы хатха-йоги
1.2. Собирание хатха-йоги
2. Что такое Йога
2.1. Цель хатха-йоги
Игра внутренней энергии
2.2. Основные современные школы йоги
2.2. Основные современные школы йоги
2.2.1. АШТАНГА ВИНЬЯСА ЙОГА
2.2.2. ЙОГА АЙЕНГАРА
2.2.3. ШКОЛА ДХИРЕНДРЫ БРАХМАЧАРИ
2.2.4. ШКОЛА СВАМИ ШИВАНАНДЫ
2.2.5. БИХАРСКАЯ ШКОЛА ЙОГИ
Заключение
Гармония между положительными и отрицательными силами.
В хатха-йоге существует понятие гармонизации двух разновидностей шакти, или энергии, в человеке, потому что обычно они остаются в несбалансированной и негармонизированной форме.
Иногда доминирует праническая шакти, подавляя ментальную шакти, в других случаях доминирующей является ментальная шакти, Вследствие этого дисбаланса либо имеют место физические болезни, либо в большей степени проявляются ментальные заболевания. Когда прана подчинена ментальной шакти, людей влечет к припадкам безумия. Они в большей степени становятся клиентами клиник и приютов для душевнобольных. Это происходит потому, что у них слишком много ментальной шакти и слишком мало уравновешивающей ее пранической шакти. Когда доминирующей является праническая шакти, а ментальная шакти является подчиненной, люди становятся сердитыми, сварливыми, стремятся к: войнам, совершают убийства и другие преступления -- в общем, склонны к любым видам насилия. Это воздействие несбалансированной пранической шакти.
Поэтому основная идея хатха-йоги — создать гармонию между этими двумя великими силами, известными как ида и пингала.
В хатха-йоге прежде всего имеет место очищение всего механизма тела, всего физического комплекса. Вы всегда должны иметь в виду, что тело, разум и дух -- это не три различных сущности, а нечто единое. На одном уровне существования вы видите тело. На другом уровне вы воспринимаете это как разум. Никогда не следует рассматривать дух отдельно от тела и тело отдельно от духа. Это единое целое.
В современном мире существует ряд известных школ хатха йоги, каждая из которых представляет свой стиль практики. На западе наиболее известны Аштанга виньяса йога в передаче Шри К. Паттабхи Джойса (кратко ее обычно называют просто «аштанга йога») и стиль йоги, разработанный Шри Б.К.С. Айенгаром, для краткости называемый «Айенгар йога». Оба эти выдающихся мастера учились у одного гуру — Шри Тирумалая Кришнамачарьи (1888–1989), который в начале 1930-х годов открыл Йогашалу (школу йоги) в южноиндийском городе Майсор, тогдашней столице штата Карнатака. До этого он в качестве странствующего йогина бродил по Индии и Гималаям, обучаясь у разных гуру и мастеров, несколько лет жил в Тибете на берегу озера Манасаровар со своим учителем йоги Рам Моханом Брахмачари. Кришнамачарья был выдающимся знатоком санскрита, индийской религии, философии и литературы, аюрведы, астрологии и других мистических дисциплин. Помимо П. Джойса и Б.К.С. Айенгара известными учениками Кришнамачарьи являются его сын Т.К.В. Десикачар1 (род. В 1938, живет на юге Индии в Ченнаи (Мадрас), и преподает свою версию последовательностей отца — более мягкий и вариативный стиль «винни-йога», а также философию йоги и пение мантр), и уроженка Риги, дочь шведского отца и русской матери Индра Дэви (в миру Евгения Петерсон, 1899–2002), которой Кришнамачарья, видимо, давал простой стиль практики асан без использования виньяс, и которая, сама будучи актрисой, с успехом «прививала» практику асан голливудским звездам 50-х годов, а позднее, перебравшись к мужу в Мексику, основала там ряд ашрамов (она была ученицей Сатья Сай Бабы) и школ йоги.
Шри К. Паттабхи Джойс
«Суровое» направление традиции Кришнамачарьи в наши дни продолжает Шри Кришна Паттабхи Джойс (род. в 1916). Он обучает Аштанга виньяса йоге так, как Гуру обучал его самого. Систематизировав наследие учителя, Джойс составил 4 базовых последовательности асан, представляющие на сегодняшний день «классическую» аштанга виньясу. Это мощный динамический стиль, в котором выполнение асан неразрывно связано с движениями перехода из одной позы в другую, особым дыханием («уджайи пранаяма »), а также концентрацией взгляда на определенных точках («дришти»). Асаны перемежаются динамическими связками — виньясами, отсюда и название школы. Паттабхи Джойс описал основы стиля в своей книге «Йога Мала» (первое индийское издание — 1958 год, в 1999 книга переведена на русский язык[2]). Многие отмечают, что интенсивная практика аштанги, быстро освобождающая тело от токсинов и «заряжающая» практикующего внутренней энергией, очень хорошо подходит современным людям, живущим в жестком урбанизированном социуме, где человеку желательно уметь быть собранным без излишнего напряжения, и обладать значительным запасом физической и ментальной «прочности». По своему типу аштанга виньяса весьма напоминает традиционные динамические тибетские школы практики асан, и действительно, картина выполнения подобных комплексов органичнее представляется в суровых гималайских горах, нежели в знойных и расслабленных индийских долинах. Стоит вспомнить также и о месте жительства учителя Кришнамачарьи. Возможно поэтому аштанга и похожие на нее динамические стили так быстро обрели популярность в странах с прохладным климатом, например в Финляндии и России.
Одним из первых западных учеников Паттабхи Джойса в 60-е годы был бельгиец Андре ван Лисбет, автор ряда качественных работ по йоге и тантре, а также знаменитого учебника по пранаяме3. Однако в его самоучителе по хатха йоге метод использования виньясы описан не был, хотя упоминалось характерное для аштанги использование бандх. Очевидно, осторожный ван Лисбет считал, что европейцам 60-х не стоило практиковать столь мощный стиль самостоятельно. До открытия аштанги западному миру оставалось ждать какихнибудь десять лет. Ничто по сравнению с вечностью.
В начале 1970-х, молодой американский хиппи Дэвид Вильямс, путешествуя по Индии в поисках интересных школ йоги, повстречал на пляже в Пондичерри, штат Тамил Наду, сына Паттабхи Джойса — Манджу, который выполнял на песке последовательность 3-го уровня. Они познакомились, и вскоре Дэвид и его подруга Нэнси Гилгоф поехали к Джойсу в Майсор. В 75-м они устроили ему семинар в США, и после этого поток аштанги было уже не остановить. Многие из первых американских учеников Джойса сами стали ведущими мировыми учителями его стиля — это Дэвид Свенсон, Ричард Фриман, Тим и Чак Миллеры, Эдди Штерн, Нэнси Гилгоф и другие. В 80-е к этому звездному сообществу присоединились и европейские учителя — итальянец Лино Миеле и англичанин Джон Скотт[3]. Паттабхи Джойс до сих пор преподает в своей школе в Майсоре5, хотя из-за большого количества желающих он уже не может уделять столько персонального внимания ученикам, как это было в 70-е, да и плата за обучение одна из самых высоких в Индии, что обусловлено учениками преимущественно из США. Несмотря на свой возраст, Джойс до сих пор выезжает с семинарами в Штаты, Австралию и некоторые страны Европы. Его «официальным» преемником является его внук Шарат Рангасвами, помогающий ему проводить занятия в Индии и на Западе. Манджу Джойс живет в США и также проводит занятия.
Практика аштанга виньясы довольно быстро приносит позитивные результаты как на физическом, так и на более «тонком» уровне, однако для успешного освоения традиционных комплексов ученику желательно иметь неплохую физическую форму, быть привычным к активному образу жизни. Если же человек давно не занимался элементарной физкультурой, то практика даже 1-го (самого начального) уровня Аштанга виньяса йоги может стать для него непосильным «вызовом», который может привести к ненужной перегрузке, а если быть торопливым и неосторожным, да к тому же не иметь квалифицированного руководства, то и к травмам. Поэтому в тех центрах, которые ориентируются на классическую «аштангу», в начальных группах, как правило, проводятся занятия в приближенном к традиционному, но более простом режиме. В Москве и Санкт_Петербурге аштанга виньясой в «новичковом » и «продвинутом» виде можно заниматься в Аштанга Йога Центре.
Шри Б.К.С. Айенгар
Другим направлением хатха йоги, не менее популярным на Западе, а в современной Индии пожалуй наиболее известным, является статическая йога Б.К.С. Айенгара (род. в 1918 г.). Шри Белур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар был учеником и дальним родственником Кришнамачарьи, и еще подростком его в весьма болезненном состоянии отдали для укрепления здоровья под опеку Гуру. Учитель однако обращался с ним довольно жестко, интенсивно «натаскивая» для показательных демонстраций йогаасан, и после нескольких лет обучения направил восемнадцатилетнего ученика в Пуну для преподавания йоги в этом городе. В Пуне Айенгар с молодой женой вел аскетическую бедную жизнь, на средства от немногочисленных индийских учеников, и в основном посвящал время самостоятельной практике и отрабатывал вместе с супругой выполнение асан с партнером («она была моим учеником и учителем» — позднее писал Айенгар).
Ситуация изменилась, когда в начале 50-х у него начали появляться первые западные ученики. Одним из них стал всемирно известный скрипач Иегуди Менухин, который впоследствии пригласил Айенгара преподавать в Швейцарию, так как некоторые симфонические музыканты — коллеги Менухина, проявили интерес к хатха йоге. Так началось триумфальное шествие йоги Айенгара на Запад. Несмотря на то, что сам он достиг замечательных результатов в практике асан благодаря динамическому стилю аштанга виньясы (сохранился даже снятый по инициативе тогдашнего махараджи Майсора кинофильм 1938 года, где молодой Айенгар вместе со своим учителем выполняют «продвинутые» комплексы аштанги — уже тогда его уровень выполнения асан был отличным) для негибких западных учеников он разработал свою, статическую систему, в которой большое внимание уделил травмобезопасности и, чтобы упростить освоение сложных поз, включил использование подручных средств: ремней, деревянных «кирпичей», одеял, валиков — тех самых знаменитых «props», без которых уже трудно представить современную «айенгар йогу». Хотя сам гуруджи и в зрелом возрасте был способен делать асаны очень высокой сложности (например на любительской записи 1975 года он выполняет практику на крыше своего дома — это интенсивная аштанга со множеством глубоких прогибов назад), в его системе, преподаваемой в центрах йоги Айенгара по всему миру, используются в основном простые асаны, особенно стоячие позы (они во многом совпадают с блоком стоячих асан из аштанга виньясы) которые дольше удерживаются, и часто выполняются с помощью вспомогательных средств, так что даже самый неподготовленный человек может заниматься без риска получить серьезную травму. Большое внимание уделяется тщательной «отстройке» асаны, буквально «выставляется » чуть ли не каждый палец ноги, оговаривается точное положение тех или иных костей скелета и даже натяжение кожи. Это не только руководства по выравниванию физического тела в асане, но и метод развития осознавания всего тела и концентрации ума практикующего.
Шри Б.К.С. Айенгар является автором трех знаменитых книг по хатха йоге — «Прояснение Йоги» (первое издание вышло в 1966 году, в книге описания и фотографии нескольких сотен асан), «Прояснение Пранаямы» и автобиографической «Древо Йоги». Из этих трех первая работа, «Light on Yoga», пожалуй, наиболее эпохальная книга по хатха йоге за всю историю XX века. Как в Индии, так и на западе эту книгу принято считать настоящей энциклопедией в своей области, а в странах, находившихся за «железным занавесом» это был пожалуй основной источник по «продвинутым » уровням практики асан, воспитавший целую плеяду самостоятельно выучившихся мастеров. Все книги Б.К.С. Айенгара, а также посвященная особенностям женской практики «Йога — драгоценность для женщин» его дочери Гиты Айенгар, издавались на русском языке.[
Несмотря на преклонный возраст, гуруджи до сих пор преподает в своем «Институте йоги памяти Рамамани»8 (так Айенгар назвал свою школу после смерти горячо любимой жены) в Пуне, вместе с дочерью Гитой и сыном Прашантом. Однако количество желающих так велико, что для обучения надо записаться в очередь длинною около трех лет. Для тех, кого заинтересовал этот стиль, в Москве и Петербурге можно порекомендовать Центр йоги Айенгара, есть подобные центры и в некоторых других городах Росси
Известны также не столь широко популярные в западном мире, но весьма уважаемые в самой Индии школы Дхирендры Брахмачари, Свами Шивананды и Свами Сатьянанды Сарасвати. Но если две последние имеют на западе свои центры и учителей, то первая — весьма р
Свами Дхирендера Брахмачари
Свое начало эта школа ведет от духовного учителя и йогина Махариши Картикейи, который по преданию обладал сиддхи (сверхъестественными способностями) и прожил около 300 лет. Именно он передал одному из своих учеников — Свами Дхирендре Брахмачари (1925–1994) свои познания в искусстве хатха йоги: крийях, асанах и сукшма-вияме (энергичных динамических упражнениях, часто выполняемых на задержке дыхания, для «разогрева » и увеличения пластичности мышц, связок и суставов). В Индии в наши дни известным представителем школы Дхирендры Брахмачари является мастер Бал Мукунд Сингх, ведущий преподаватель государственного института Йоги в Дели. В этой школе большое внимание уделяется очистительным упражнениям (в разных масштабах они существуют во всех школах йоги), которые называются «крийи» и подготавливают тело для дальнейшей работы в асанах. Это и промывание носоглотки водой, «заглатывание» бинта для очищения пищевода, промывание кишечника и т.п. Сами же позы удерживаются в этой системе довольно длительное время, как в йоге Айенгара, но встречаются и динамические переходы из асаны в асану, а также интенсивный Сурья Намаскар, включающий глубокие прогибы назад. Этот стиль запоминается некоторым количеством «необычных», порой очень сложных, асан, которые не встречаются в других школах. Большое внимание уделяется прогибам назад и работе с областью крестца — считается, что это связано с пробуждением энергии кундалини. Дхирендра Брахмачари написал две книги: «Сукшма Вияма»[5], где описываются динамические упражнения, очистительные практики и несколько базовых асан, и «Йогасана Виджняна», целиком посвященная практике асан. Планировалась также третья книга — «Мудра и Пранаяма», но она так и осталась в рукописи, в связи с гибелью Свами во время аварии его частного самолета. Дхирендра Брахмачари был личным наставником йоги у Индиры Ганди (она даже написала предисловие к его книге), и в последние годы больше времени жил не в своем ашраме в горах Кашмира, а в Дели, где активно проводил кампанию по популяризации хатха йоги среди населения Индии, подготовке инструкторов йоги для индийских школ, издания своих книг на хинди и английском. В 60-х, когда советские ученые хотели исследовать некоторые техники йоги на предмет их использования в подготовке космонавтов, в качестве эксперта в СССР из дружественной Индии приезжал именно Свами Брахмачари.
С циклом лекций и демонстраций приезжал также его молодой тогда ученик Бал Мукунд Сингх. Возможно еще со времени этих визитов книги Брахмачари ходили в «самиздатовских» переводах по стране, и также сыграли значительную роль в развитии йоги на суровых просторах нашей Родины. В западные страны Брахмачари никогда не выезжал, его книги видимо туда не доходили, и похоже, только единичные специалисты или люди, много лет прожившие в Индии, знают о существовании этой традиции.
В наши дни в Прибалтике преподает учитель йоги, обучавшийся еще у самого Свами Брахмачари в Индии, в последние годы ряд преподавателей йоги из Москвы, Петербурга и Киева изучали практику этой школы у Бал Мукунд Сингха в Делийском институте йоги. Возможно, учителя, знакомые с этим направлением, есть также во Франции и Латинской Америке.
Свами Шивананда
Свами Шивананда из Ришикеша (1887-1963) — духовный учитель шиваитского направления религиозной школы Адвайта Веданта, является основателем еще одной современной ветви хатха йоги, которую часто называют «Шивананда йога». Выходец из тамильской брахманской семьи, в молодости Свами, получив западное медицинское образование, работал врачом в Малайзии, где помимо своей работы пропагандировал йогу и аюрведу, а также организовал много благотворительных клиник для бедных слоев населения. Вернувшись домой после длительного отъезда, и наблюдая за счастливо хлопочущими у его багажа родителями, он внезапно чувствует порыв отправиться в духовные странствия, и улучив момент, даже не попрощавшись и не взяв с собой ничего, навсегда уходит из дома. Шивананда ведет суровую жизнь бродячего аскета, получает посвящение в мистический орден Сарасвати, путешествует по Южной Индии и Гималаям. В 1940-х годах он осел в Ришикеше, где организовал ашрам и «Лесную академию Йоги и Веданты». Многие в Индии знали о нем как о выдающемся духовном учителе, строгом и бескомпромиссном в вопросах доктрины и очень добром и часто даже беспомощным в обыденной жизни. Ученики, ответственные за хозяйство, частенько прятали от своего Гуру пожертвованные в ашрам деньги, так как он их сразу же раздавал, и часто в ашраме не было ни рупии. Свами Шивананда начал издавать популярную литературу по йоге и Веданте, рассчитанную на простых людей, а не на элитарную брахманскую среду[6].
Свами Вишнудевананда
Одну из таких брошюр однажды нашел в мусорном ведре своей части молодой офицер индийской армии, который заинтересовался ей и решил воспользоваться увольнительной, чтобы съездить в Ришикеш и посмотреть на автора. Увидев своего Гуру, он понял, что хочет уволиться из армии и остаться в ашраме навсегда. Это был будущий Свами Вишнудевананда (1927–1993), который впоследствии и привез эту йогу на запад — в Канаду и США. Учитель благословил его на поездку со словами: «люди ждут». В 1960-м году Вишнудевананда опубликовал известную книгу «Полное иллюстрированное руководство йоги»[7], в которой описаны и изображены около 140 асан. Практика асан в этой школе статическая, в качестве разминки используется динамический комплекс «Сурья Намаскар» (приветствие солнцу), однако такой тщательной «отстройки» асан, как в айенгар йоге, нет.