Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:09, реферат
Одна старая мысль гласит, что если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов нашего познания, она покажется не более чем игрой. С давних пор все определеннее шло к убеждению, что человеческая культура возникает и развертывается в игре, как игра. Игра в данной работе рассматривается как явление культуры, не как биологическая функция, и анализируется средствами культурологического мышления. В этом реферате рассмотрены игровые концепции в культурологи, а именно концепции таких философов как Й.Хейзинга, Х.Ортега-и-Гассета, Г.Гессе.
Введение ………………………………………………………………………3
1. Игровая концепция культуры Й. Хейзинга………………………………4
1.1. Проблема пуелеризации культуры по Й.Хейзинга……………….4
1.2. Игра как феномен культуры по Й. Хейзинга……………………...5
1.3. Признаки игры по Й. Хейзинга…………………………………….7
2. Игровая концепция культуры Х. Ортега-и-Гассета……………………10
2.1. Концепция игры в теории массового общества Х. Ортега-и-Гассета…………………………………………………………………..10
2.2. Новое искусство как игра по Х. Ортега-и-Гассета………………11
3. Игровая концепция культуры Г. Гессе………………………………….14
3.1. Теория «феноменологии духа» в творчестве Г.Гессе…………..14
Заключение……………………………………………………………….......19
Список литературы ………………………………………………………….20
2.2 Новое искусство как игра по Х. Ортега-и-Гассета
Испанский теоретик пытается найти ориентиры в хаосе культуры, лишенной внутреннего строя, его богатое воображение создает игровую утопию спортивно-праздничного отношения к жизни. Образ нового мирочувствования он раскрывает на примере нового искусства. Новое искусство («модернизм») всегда комическое по своему характеру. Не то, чтобы содержание произведения было комичным - это значило бы вновь вернуться к формам и категориям «человеческого стиля», дело в том, что независимо от содержания само искусство становится игрой. Стремление же к функции как таковой возможно только в веселом расположении духа. Ортега определяет основные тенденции нового стиля:
1) тенденцию к дегуманизации;
2) тенденцию избегать живых форм;
3)
стремление к тому, чтобы произведение
искусства было лишь
4) стремление понимать искусство как игру и только;
5) тяготение к глубокой иронии;
6) тенденцию избегать всякой фальши и, в этой связи, тщательное исполнительское мастерство;
7) искусство, согласно мнению молодых художников, безусловно чуждое какой-либо трансценденции, т.е. выхода за пределы возможного опыта.
Общеродовой и наиболее характерной чертой нового творчества и нового эстетического чувства Ортега называет тенденцию к дегуманизации. Художники наложили «табу» на любые попытки привить искусству «человеческое». «Человеческое» - это комплекс элементов, составляющих наш привычный мир. Художник решается пойти против этого мира, дерзко деформировать его, «С тем, что изображено на традиционных полотнах, мы могли бы мысленно сжиться. В Джоконду влюбились многие англичане, а вот с вещами, изображенными на современных полотнах, невозможно ужиться: лишив их живой «реальности», художник разрушил мосты и сжег корабли, которые могли бы перенести нас в наш обычный мир». Человек, оказавшийся в непонятном мире, вынужден изобрести новый, небывалый тип поведения, создать новую жизнь, жизнь изобретенную. Эта жизнь не лишена чувства и страстей, но это - специфически эстетические чувства. Озабоченность собственно человеческим не совместима с эстетическим удовольствием. Ортега убеждает, что толпа верит, что оторваться от реальности для художника легкое дело, тогда как на самом деле это самая трудная вещь на свете. Создать нечто, что не копировало бы «натуры» и, однако, обладало бы определенным содержанием, - это предполагает высокий дар. Новое игровое искусство элитарно. Оно доступно только одаренному меньшинству, аристократам духа. Господство буржуазной системы ценностей, с главенствующим в ней принципом Пользы, породило у Ортега представление, что действительность оккупирована массой обывателей. Мещанство в его глазах разрастается до размеров всего человечества. Человеческое приравнивается к бездуховному. Человеческие переживания, воспроизводимые искусством, рассматриваются как бездумно-механические, не имеющие ничего общего с художественностью. В противовес набору негативных реалий буржуазной культуры творческое воображение Ортега конструирует мир эстетической игры как подлинного бытия духа.
Ортега
приветствует тенденцию культуры, вытесняющую
«человеческое, слишком человеческое»
(Ф.Ницше), поскольку должно подчиняться
тому императиву, который диктует эпоха.
В покорности такому велению времени
Ортега видит единственную для индивида
возможность устоять. В докладе «О спортивно-праздничном
смысле жизни» Ортега рассуждает о том,
что все виды деятельности, связанные
с выполнением определенных целей, являются
жизнью лишь второго порядка. В отличие
от этого в игровой деятельности изначальная
жизненная активность проявляется непринужденно,
бесцельно, свободно. Она возникает не
из необходимости достижения каких-то
результатов и не является вынужденным
действием. Это добровольное проявление
сил, порыв, не предусмотренный заранее.
Ортега убежден, что человек может подняться
над тоскливым миром обыденности, лишь
перейдя в область неутилитарных отношений.
Лучшим же примером бесцельного напряжения
Ортега полагает спорт. Спортивная деятельность
- изначальная, творческая, важнейшая
в человеческой жизни, а труд - просто производная
от нее деятельность, или осадок. «Спортивность»
Ортега - это не просто состояние сознания
индивида, это его мировоззренческий
принцип. Общий смысл понятий ««игры»
Хейзинга и «спортивности» Ортега совпадает.
Вместе с тем надо заметить, что для Хейзинга
эстетическая игра является, прежде всего,
деятельностью общественной и общедоступной.
Ортега же в первую очередь ставит задачу
спасения культуры от «восстания масс»,
а спасителем объявляет элиту.
3. Игровая концепция культуры Г. Гессе
В
поисках альтернатив позднебуржуазной
культуре, неудержимо стремящейся к
самоотрицанию, теоретики создают
различные игровые модели, в которых
«дух» сам, собственными средствами
смог бы удостоверять свое бытие. Еще
и еще раз предпринимается
классическая попытка решить проблемы
кризиса сознания, не выходя за рамки
самого сознания. Среди теоретиков
игровой культуры особое место занимает
немецко-швейцарский писатель Герман
Гессе (1877- 1962). Его знаменитый роман
«Игра в бисер» - глубокое раздумье
о культурном бытии, о возможности
сохранить духовность в царстве
Игры. В образе концепции «Игры
в бисер» получила логическое завершение
эстетическая традиция снятия жизненных
противоречий в сфере свободной
игровой деятельности.
3.1 Теория «феноменологии духа» в творчестве Г.Гессе
Роман Гессе сосредоточен на решении трех основных задач:
1) глобальная критика современной буржуазной культуры (анализ негативных аспектов «феноменологии духа» XX в.);
2) актуализация классического культурного наследия (позитивная «феноменология духа», органически связанная с общим критическим аспектом, включающая в себя всю европейскую культуру и перерастающая в духовный синтез Востока и Запада);
3) постановка проблемы мировоззренческого обоснования культуры (культурного синтеза)
В «Игре в бисер» Гессе рассказывает историю несуществующей на свете провинции Касталии - особого Педагогического ведомства, - царства духовной самодисциплины и духовного достоинства, порядка и гармонии. Трудно писать о вещах несуществующих! Во введении в историю книги Гессе объясняет свою позицию: нет ничего, что меньше поддавалось бы слову и одновременно больше нуждалось бы в том, чтобы людям открывали на это глаза, чем кое-какие вещи, существование которых нельзя ни доказать, ни счесть вероятными, но которые именно благодаря тому, что благочестивые и добросовестные люди относятся к ним как к чему-то действительно существующему, чуть-чуть приближаются к возможности существовать и рождаться. Роман воспринимается как предупреждение писателя о грозящей гибели великой гуманистической культуры. По сюжету книги Касталия отделялась от большого мира по мере того, как этот мир предавал забвению идеи Истины, Добра и Красоты и избирал для себя более ложные пути, по мере того, как общество входило в эпоху духовного кризиса, названного Гессе, «фельетонной эпохой». Это была в особенной мере мещанская и приверженная глубокому индивидуализму эпоха. Хаос стал ее главной чертой, мысль утратила свою чистоту и остроту, и могла создаться ситуация, что и автомобиль не тронется с места, и корабль собьется с курса. В условиях хаоса культуры возникло неудержимое стремление одуматься, вновь обрести общий язык, вернуться к упорядоченности, к добрым нравам, к истинной мере вещей, к такой азбуке и такой таблице умножения, которые не продиктованы интересами властей и не подвержены ежеминутным изменениям. Возник неимоверный голод по истине и праву, тяга к разуму, к обузданию хаоса. И в водовороте крушения культуры родилась прекрасная Касталия.
Высшим
занятием кастальцев была Игра стеклянных
бус. Правила и язык Игры представляют
собой разновидность
Заключение
Подводя
итоги краткому обзору культурологических
концепций, важно отметить, что эти
концепции, исторически меняясь, каждый
раз фиксируют существенную проблему
культуры. Они не отвергают друг
друга, как это может показаться
на первый взгляд. Наоборот, они представляют
собой целостный ряд
Игровая концепция культуры, сформулированная Й. Хейзинга, рассматривает игру как первооснову культуры, культура возникает в форме игры. Культура возникает и развертывается в игре, носит игровой характер. Это является исходной предпосылкой названной концепции.
Игра, с точки зрения Й. Хейзинги, это всеобъемлющий способ человеческой деятельности, универсальная категория человеческого существования.
Игра
- это не манера жить, а структурная
основа человеческих действий. А для
того, чтобы игровое содержание культуры
было культуросозидающим, оно должно
оставаться чистым. Цель игры - в ней
самой. Игра сама по себе, в самом
начале, лежит вне сферы нравственных
норм. Она не может быть не дурной
не хорошей. Нравственный, так же как
и безнравственный, поступок совершается
по тем или иным правилам той или
иной игры. В сущности, игра несовместима
с насилием. Именно нравственные поступки
свидетельствуют о должном
Сущность
культуры, по мнению Й. Хейзинги и Х.Ортега-и-Гассет,
составляют спонтанность и отсутствие
прагматической установки. Из конкретных
элементов такой культуры складывается
«элитарный» пласт культурного
процесса, противостоящий натиску массовой
культуры.
Список использованных источников
1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч.1. – М., 1994.
2. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2 т. / под ред. С. Я. Левит. – СПб., 1998.
3. Культурология: Учебное пособие /А.А. Радугин.-М.: Центр, 2000.
4. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие/Гуревич П.С. - М.: Высшая школа, 1996.
5.
Ермишина Н.Д. Культурология:
6.
Культурология: Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений.- Ростов н/Д:
изд-во «Феникс», 2000.
Информация о работе Игровая концепция Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассета и Г.Гессе