Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:58, курсовая работа
Основной целью работы является изучить перфоманс как можно детальнее, узнать пути развития в России и на Западе, чем они похожи, а чем различны. Основными задачами является показать, какие направления в искусстве оказали наибольшее влияние на развитие перфоманса, какие направления в последствии их влияния выделились, а также какие группы и представители смогли больше всего повлиять на развитие искусства действия.
Изучением искусства действия занималось не так уж много авторов, и данных о многих или направлениях, к сожалению, нет, но все же можно выделить авторов, которые занимались изучением перфоманса: Роузли Голберг, Е. Кикодзе, Е. Бобринская, Ерофеев А. и многие другие.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I Теоретические предпосылки возникновения перфоманса…….5
История возникновения перфоманса …………………………………….5
1.2 Флэшмоб как разновидность перфоманса .……… … …………… …… 9
Глава II Пути развития перфоманса в России и на Западе…………….....12
2.1 Перфоманс на Западе. Основные представители и направления.……......12
2.2 Перфоманс в России. Основные направления и представители………….15
2.3 Группа «Мухомор», их акции……………………………………………....20
Заключение……………………………………………………………………... 22
Список литературы ………………………………………………………......... 24
Федеральное агентство по образованию.
ГОУ ВПП Саратовский
государственный технический
Институт социального
и производственного
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра культурологи
Искусство действия в пространстве постмодерна.
Курсовая работа по дисциплине
«философия культуры»
Выполнила:
Студентка КРЛ-31
Швыряева Елена валентиновна
Научный руководитель:
к.и.н., доц. Трунев Сергей Игоревич
Саратов 2010
План
Введение…………………………………………………………
Глава I Теоретические предпосылки возникновения перфоманса…….5
1.2 Флэшмоб как разновидность перфоманса .……… … …………… …… 9
Глава II Пути развития перфоманса в России и на Западе…………….....12
2.1 Перфоманс на Западе. Основные представители и направления.……......12
2.2 Перфоманс в России. Основные направления и представители………….15
2.3 Группа «Мухомор», их акции……………………………………………....20
Заключение……………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………......... 24
Введение.
Искусство действия зародилось в XX веке, зародилось оно в эпоху первых выступлений футуристов и дадаистов, которые положили начало истории перфоманса, а уже к 60-м годам перфоманс стал самостоятельным видом искусства. Конечно, повлиял поп-арт, именно благодаря пропаганде свободы творчества в дальнейшем возникли такие многие направления в искусстве, также как и перфоманс. Сам термин перфоманс в переводе с английского означает - представление, выступление, значение слова уже говорит само за себя. Но главное определение такое: перфоманс – исполнение спланированных заранее действий, создание ситуаций, принадлежащих одновременно пространству искусства и жизни, настоящее время не существует законченного и однозначного представления об искусстве перфоманса. В перфомансе используется как материал для творчества все: звуки, движения, вкус, банальные действия, сны, предметы быта и искусства. Важно, чтобы действие включало в себя четыре главных элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя.
С появлением перфоманса художники смогли отойти от привычной системы искусства, что привело к значительным изменениям в культуре, во взглядах на творчество. История формирования перфоманса связана с музыкой, с театром, с кино, с поэзией, с танцем, видно, что охватывается много видов искусства одновременно. Перфоманс развивался в России и на Западе по-разному. Так, на Западе периодом расцвета стали 70-е годы, когда в России расцвет пришелся на 90-е годы, также отличаются пути развития искусства действия. Перфоманс популярен и сейчас, хоть он и не считается уже модным жанром. Перфоманс будет долго оставаться актуальным в искусстве, потому что он создан на пересечении всех видов творчества, поэтому именно перфоманс обладает способностью бесконечно развиваться. Сейчас не существует законченного мнения о перфомансе, одни считают перфоманс искусство недолговечное, другие пророчат ему дальнейшее успешное развитие. Одни считают, что искусство перфоманса наполнено смыслом, другие, что лишено его. Зачастую действия художников были эпатажны, непонятны, кроме того, художники стремились преодолеть нормы, стандарты. Перфомансы стали площадкой для экспериментов молодых художников, зачастую через действия они выражали какой-либо протест, например против политического строя. Перфомансы стали площадкой для экспериментов молодых художников, зачастую через действия они выражали какой-либо протест.
В данной работе будет
рассмотрена история
Основной целью работы является изучить перфоманс как можно детальнее, узнать пути развития в России и на Западе, чем они похожи, а чем различны. Основными задачами является показать, какие направления в искусстве оказали наибольшее влияние на развитие перфоманса, какие направления в последствии их влияния выделились, а также какие группы и представители смогли больше всего повлиять на развитие искусства действия.
Изучением искусства действия занималось не так уж много авторов, и данных о многих или направлениях, к сожалению, нет, но все же можно выделить авторов, которые занимались изучением перфоманса: Роузли Голберг, Е. Кикодзе, Е. Бобринская, Ерофеев А. и многие другие.
Глава I
1.1 История возникновения перфоманса в пространстве постмодерна.
Перфоманс – исполнение спланированных заранее действий, создание ситуаций, принадлежащих одновременно пространству искусства и жизни1, настоящее время не существует законченного и однозначного представления об искусстве перфоманса. Но в то же время искусство перфоманса используется популярностью в наше время. Чем это вызвано, можно узнать, если рассмотреть, откуда пошло это направление в культуре, его истоки историю возникновения.
Перформанс возник вначале XX века. Первые зачатки перфоманса можно было увидеть в различных театрализованных вечерах или концертных вечерах, например как: «театр жестокости» А. Арто, «Похороны критика» 1914 года и многие другие акции. Своего пика перфомансы достигали во время перемен или неустойчивости, ожиданий чего-то нового. Искусство действия становилось тогда своеобразной экспериментальной площадкой для новых форм, стилей, концепций. В 10-20-е годы это была эпоха первых выступлений футуристов и дадаистов, положивших начало истории перформанса, и в 60-70-е перфоманс окончательно обрел статус самостоятельного вида искусства. В этот период художники стали обращаться к акционному творчеству, зачастую рискуя тем, что создавали свои произведения, не рассчитывая при этом на поддержку общества.
Местом для первых показов искусства действия стали театры варьете и знаменитое кабаре Вольтера, где проходили часто концерты-акции. На концертах художники использовали чередовании номеров, совмещали в одном мероприятии различные стили, жанры и виды искусства. А в 1952 году Джон Кейдж также в форме концерта организовал исторический для западного перформанса вечер. Untitled Event ,так он назывался, представлял собой коллаж из фильмов, импровизаций, шумовой музыки, танца, поэзии и послужил прототипом для появившихся вскоре «классических» перформансов.2
История формирования перформанса связана с музыкой, с театром, с кино, с поэзией, с танцем, видно, что охватывается много видов искусства одновременно. И все же одна наиболее часто связывают происхождение перформанса прежде всего с проблемами новой живописи. Историки обычно отмечают следующие этапы в этом движении: коллаж — ассамбляж — инвайромент и, наконец — хепенинг и перформанс.
Так 70-е годы стали со временем называться золотыми годами перформанса. В этот период, было много не стандартных акций, которые соответственно назывались, например: «боди-арт», «живое искусство», «актуальное искусство» Их цель была привлечь публику новыми, не знакомыми названиями. Перформанс занял значительное место в творчестве многих художников и, соответственно, оказался в центре внимания многочисленных фестивалей и конференций. Из уличных представлений и домашних действ, он перешел в специальные помещения, приготовленные специально для него. Перфоманс стал чрезвычайно популярным и даже модным жанром.
История развития перфоманса прошла путь от поздних 60-х, когда он служил сначала служил раздражителем, орудием провокации, и был нацелен на эпатаж публики, ее взглядов на художественные ценности, но и до ранних 70-е, когда перформанс уже становится средством, иллюстрирующим «умственные», всегда ироничные жесты концептуализма, до настоящего момента, когда он по праву становится общепринятым и установившимся жанром.
Решающий поворот произошел около 1976 года. К этому времени первое поколение искусства действия (это были Вито Аккончи, Денис Оппенхайм и Брюс Ньюман ) прекратили делать перформансы как средства «активации» пространства и, посредством этого — взаимодействия с аудиторией, и второе поколение частично «перекрыло» первое, что, в общем-то, необычно для столь непродолжительного периода развития. Это второе поколение — Лори Андерсон, Джулия Хейвад, Майкл Смит, Марта Вилсон, Адриан Пайпер, Майкл Макклард, Роберт Лонго и многие другие, бывшие, как правило, учениками концептуалистов, составили группу искушенных и ловких на язык художников. Они не стремились демонтировать систему представлений предшествующего поколения, но стали довольно активно ассимилировать ее и развивать. Априори принимая требования интеллектуальной строгости, они отважились ввести в свои работы элемент удовольствия, «приятности», который отвергал строгий концептуализм. Таким образом, видно, что развитие перфоманса происходило в несколько этапов, но все это стало возможным лишь благодаря усилиям, проделанным молодыми художниками, которые не побоялись рискнуть и создать новый вид искусства.
Многие художники были так называемые постуорхолловские дети, которые, сравнив искусство общества потребления и искусства классического, в итоге создали новое направление в искусстве. Перформанс стал привлекать большое количество людей, гораздо более широкой публики, чем предполагал первоначальный замысел.
Постепенно искусство действия перешло из мира искусства в реальную жизнь, например на телевиденье, радио, страницы газет, перформанс стал даже целью молодых художников. Художники часто задавались вопросом, а возможно ли совместить высокое искусство широкой публике, и при этом заработать на нем, но ещё они хотели сохранить свою честность как художника. Этот вопрос открыт и в наше время.
Начало 70-х стало прологом новой морали. В своей работе Роузли Голдберг пишет:
«Жест и событие — вот что характеризовало перформансы, бывшие часто столь же болезненными, как и реальные беспорядки в стране. Работы Вито Аккончи того времени запечатлели это настроение: «Призыв» (1971) — это подвал, в руках у Вито смертоносный стальной прут, которым он размахивает с завязанными глазами; «Что дальше» (1969) — художник преследует случайно выбранного на улице человека, его маршрут и действия; «Превращения» (1970) — он поджигает волосы на груди и прячет пенис между ног в тщетном усилии самосознания без этой мужской принадлежности. Подобные демонстрации были частью общего дидактико-исследовательского настроения, нацеленного на «зондирование» таких понятий, как «быть художником», мотивов и чувств, с которыми «делается искусство».3 Этот подход открыл простор для разного рода экспериментов». Таким образом, видно, что поменялись настроения, художники стали все чаще задумываться над проблемами творчества, мотивов творчества, понимания, что движет художником, когда он создает произведения искусства.
Искусство этого периода было живым и эксцентричным, поначалу оно не привлекало широкую публику. При этом художники того времени вели «антикоммерческую» пропаганду, они считали, что искусство должно быть честным. В их работах качество было всегда на первом месте, чтобы их идея была реализована как можно качественнее. Это стало своеобразным моральным законом для них.
Они демонстрировали с максимальным натурализмом опасность и боль, жертву или сумасшествие. Так, например Джина Пайн залезала на кучи битого стекла или лежала в миллиметре над горящими свечами; она выражала себя в болезненных экспериментах. В Австрии Герман Нич пообещал вернуть западного человека в примитивное, первобытное состояние он совершал оргии с бычьей кровью и внутренностями, проводил театрализованные ритуалы и процессии, пытался повторить, таким образом, средневековые ритуалы. У художников было заметно, что им не интересны художественные произведения, и это повлияло также на дальнейшее развитие перфомансов всех видов.
Но, не смотря на все старания художников остаться равнодушными к массовой культуре, многие все-таки поддались соблазну заработать деньги, так тогда они привлекали большое количество людей, и получали популярность. Таким образом, художники все-таки стали подстраиваться под стандарты того же уорхоловского общества потребления. Но были и те, кто смог не потерять своей индивидуальности, и смогли создать необычные произведения искусства, не опираясь на стандарты массовой культуры. Таким примером стала Лори Андерсон, вечерами она играла на электронных инструментах в своей темной студии, так повседневность была для перфомансом. Она часто организовывала музыкальные концерты, получила много наград за свою творческую деятельность. Она также сняла фильм «Дом храбреца», где она была актрисой, сценаристом и режиссером. Деятельность Лори примечательна тем, что она смогла доказать на примере своего творчества, что «серьезность также может служить оболочкой банальности».
Со временем произошло возвращение к живописи, и это лишило перформанс статуса модного жанра, но по мнениям многих исследователей искусства действия, это является скорее плюсом, потому что художники могли теперь творить в свободной атмосфере, где нет давления общества и его стандартов. Но конечно художники дальше работали и работают сейчас с каналами массовой коммуникации (видео, телевидение, телеграф), пытаясь привлечь широкую публику к их творчеству.
Таким образом, видно, что перформанс развивался нелинейно, циклами. Сначала искусство действия не понимали, потом он был одним из самых популярных жанров искусства, затем интерес публики погас. Перфомансы стали площадкой для экспериментов молодых художников, зачастую через действия они выражали какой-либо протест, также художники перфоманса стремились создать честное искусство, которое не подстраивалось под интересы массовой культуры, но при этом суметь привлечь широкую публику.
Информация о работе Искусство действия в пространстве постмодерна