Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:43, контрольная работа
В греческом мире индивид идеально вписывался в полис, а полисная структура в космос. Соответственно, в греческой модели мира космос, несмотря на свою величественность, был понятен и доступен. Боги в такой модели мира были хоть и высшими существами, но вполне доступными для общения. Более того, боги даже обладали понятными для человека слабостями. Человек был уверен, что похож на богов, и с этим связывалась идея свободного владения пространством и временем. Именно поэтому в античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись. А история античного искусства включает в себя несколько этапов.
Введение
Глава 1. Эгейское (Крито - Микенское) искусство (ХХХ в. до н.э. — XII в. до н.э.)
1.1 Крит
1.2 Микены
Глава 2. Гомеровский период (ок.1050 г. до н.э.—VIII в. до н.э.)
Глава 3. Архаический период (7 в. до н.э. - нач. 5. в. до н.э)
Глава 4. Классический период (5 в. до н.э. -сер.4. в. до н.э.)
4.1 Ранняя классика. Строгий стиль (1-я пол. V в. до н.э.)
4.2 Высокая классика (2 -я пол. V в. до н.э.)
4.3 Поздняя классика (IV в. до н.э.)
Глава 5. Эллинистический период (сер. 4 в. до н.э. — 1 в. до н.э.)
Заключение
Список использованных источников и литературы
Оглавление
Введение Глава 1. Эгейское (Крито - Микенское)
|
3
4 4 6 7 8 12 12 13 14 15 17 18 |
Искусство Древней Греции внесло значительный вклад в развитие всего мирового искусства. Среди основных характеристик греческого искусства: гармония, уравновешенность, упорядоченность и красота форм, четкость и пропорциональность. Оно рассматривает человека как меру всех вещей и носит идеалистический характер, так как представляет человека в его физическом и моральном совершенстве. Трехмерность, пластика, скульптурность греческого искусства была отражением чрезвычайно целостной и гармоничной модели мира древних греков.
В греческом мире индивид идеально вписывался в полис, а полисная структура в космос. Соответственно, в греческой модели мира космос, несмотря на свою величественность, был понятен и доступен. Боги в такой модели мира были хоть и высшими существами, но вполне доступными для общения. Более того, боги даже обладали понятными для человека слабостями. Человек был уверен, что похож на богов, и с этим связывалась идея свободного владения пространством и временем. Именно поэтому в античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись. А история античного искусства включает в себя несколько этапов.
Искусство этого периода
характеризует высокое
Строительное искусство носило преимущественно светский, дворцовый характер. То же относится и к другим искусствам. Религия не является главной темой критского искусства. Искусство носит оптимистический, радостный характер, оно наполнено стремлением к блеску, пестроте и яркости, поражает своей экспрессией, смелыми ракурсами, динамичностью. Во многих памятниках критского искусства переплетается острое ощущение действительности с изысканной стилизацией.
Прихотливы и запутанны Критские дворцы. Они состоят из группирующихся вокруг центрального двора помещений разных размеров и форм в два - три яруса, не подчинённых никакому регулярному плану. Кносский Дворец представлял собой уникальный памятник художественной культуры Крита. Он занимал площадь 16 тыс. м2. Его росписи, архитектура, керамика являются образцом искусства; напоминающего египетское, но более непринужденное, с плавными линиями, красивыми силуэтами и красочными рисунками. При всей своей величественности он не подавляет человека, а выступает соразмерным ему. Фрески дворца свидетельствуют о том, что главный герой критского искусства — человек, его впечатления от окружающей жизни, которые были положены в основу изображения пейзажа и животных.
На стене тронного зала Кносского дворца на красном фоне, по которому проходят светлые волны, чётко вырисовываются фигуры грифонов - головы гордо подняты, высокие цветы обрамляют эти изящно-величественные изображения.
Пленительны изображения летающих рыб, дельфинов, рыб в аквариуме - мотивы, почерпнутые из мира морских глубин. Эти мотивы очень часты и в живописи, и в замечательной критской керамике, как, например, в знаменитой "Вазе с осьминогом".
У критских художников ясно чувствуется любовь к морю, к вечному движению, царящему в нём, к цветовым переливам морской волны. Каждодневное созерцание моря, море как источник главных земных благ - всё, что связано с морской стихией, отражено в содержании и стиле критского искусства, будь то фреска или раскрашенный керамический сосуд. Изменчивость и движение как основа художественного образа, волнистость узора, быстрая смена видений и поэтому стремление запечатлеть мгновенность.
Критские художники были и замечательными мастерами чеканки, о чём свидетельствуют золотые кубки из Спарты, но критское происхождение которых не вызывает сомнения. С исключительной остротой и наблюдательностью на них изображены сцены ловли и приручения диких быков.
В декоративно-прикладном
искусстве Крита орнаментально-
Около 1470 до н. э. некоторые центры эгейской культуры, особенно на Крите, в значительной степени пострадали от извержения вулкана Санторин на острове Тира (Фера), находившийся здесь дворец был погребен под пеплом. Это во многом ускорило упадок минойской культуры, на Крите после этого появилось ахейское (микенское) население, принесшее новую культуру1.
Микенская культура формировалась под сильным влиянием критской, приобретая, черты, отличающие её памятники от памятников самого Крита.
Новые черты микенского художественного гения особенно явственны в зодчестве и монументальной скульптуре. В отличие от критских микенские дворцовые постройки окружены крепостными стенами. Это уже не беспечный мир, согретый иллюзией безопасности: Пелопоннес уязвим и с моря и с суши. Циклопическая кладка, названная так за огромные размеры камней, поднять которые под силу лишь сказочным великанам, придаёт постройкам несколько примитивный, но внушительный вид.
Мощные каменные стены не дают растекаться отдельным ячейкам здания, как это происходит в Кносском дворце, они собирают здание воедино, превращая его в военную крепость, где доминирует центральное помещение - мегарон - с четырьмя внутренними колоннами, поддерживающими крышу и обрамляющими очаг. Это так называемые дворцы-цитадели, мощные архитектурные комплексы2.
Ворота, ведущие в ахейские цитадели, имели внушительный вид. Вход в акрополь Микен - знаменитые Львиные ворота - был украшен плитой золотисто-жёлтого камня с изображением двух львиц, опирающихся передними лапами на пьедестал с колонной, напоминающей критскую.
Микенская керамика в техническом отношении лучше критской: тоньше стенки сосудов, прочнее краски, манера изображения сюжетного рисунка кажется небрежной, но сам рисунок стал теперь выразителем сложной художественной идеи. Как и на критских вазах, здесь особенно часты изображения морских мотивов, но осьминоги, каракатицы застывают и схематизируются, постепенно превращаясь в геометрический орнамент.
В начале XII века до н. э. государства эгейского мира приходят в упадок. Начинается движение с севера новой волны греческих племён - дорийцев. Эта волна разрушает очаги эгейской культуры на несколько веков приостанавливая развитие реалистического искусства.
Глава 2. Гомеровский период (
Период Греческой истории с XI до IX века до н.э. называют гомеровским, потому что главным письменным источником для его изучения служат поэмы Гомера "Иллиада" и "Одиссея".
От этого времени почти не осталось памятников зодчества. Сохранились лишь руины, по которым можно сказать, что строительство в этот период развивалось на основе традиции микенской культуры. Планы сооружений напоминали мегарон микенской эпохи - прямоугольные постройки, вход в которые находился на узкой стороне. Вход оформлялся чаще всего в виде двухколонного портика. Такой облик имели как обычные дома, так и храмы, которые рассматривались как жилище божества. Именно эта простейшая архитектурная форма стала исходной для образования других типов греческих храмов, получивших распространение в последующий период.
В этот период широкое развитие получила расписная керамика. До VII в. до н. э. в ней существовал геометрический стиль. В период его расцвета (VIII в. до н. э.) создавались большие вазы, служившие надгробиями, и сосуды бытового назначения. Их пропорции, взаимодействие отдельных частей, чёткая построенность формы отдалённо напоминают очертания человеческого тела. Росписи состояли из геометрического орнамента и отличались чёткой ритмикой, выразительностью линий. Вначале это лишь простые линии и концентрические круги, ритмично опоясывающие тулово вазы, позднее - более разнообразные мотивы с изображением людей и животных, опять же построенные из простейших геометрических форм.
Геометризации подчинялись и скульптурные изображения людей и животных. В большом количестве найдены статуэтки из глины, бронзы и кости, малорасчленённые, но красочные и разнообразные по форме. Статуэтки изображают всадников, атлетов (героев или богов), животных. В этой мелкой пластике также просматривается геометрический стиль.
В эпоху ранней архаики появляются первые монументальные скульптуры - ксоаны, не дошедшие до нас и известные только по литературным источникам. Ксоаны - это примитивные скульптуры культового назначения. Они представляли собой столб со слегка обозначенными формами человеческого тела и были символическим изображением божества.
В раннеархаическом периоде в геометрическом стиле появляются черты, свидетельствующие о начале отхода от условности росписей и скульптур. Появляется стремление показать фигуру человека не схематично, но более живо.
В отличие от египетской архитектуры, которая ориентировалась на заупокойный культ, и от критской, бывшей преимущественно дворцовой, греческая архитектура была в первую очередь храмовой. Но греческие храмы имели с самого начала совершенно особое назначение. В них не собирались молящиеся, т. к. культовые церемонии совершались перед жертвенником под открытым небом. Греческий храм служил исключительно помещением для храма божества.
Греческий храм возник из микенского мегарона. Статуя божества помещалась в святилище - целле, архитектурно соответствующей залу царского мегарона, где стоял очаг. Свет проникал в целлу только через дверь, так что в ней царил полумрак, создававший особо торжественное настроение. Целлу обрамляла колоннада.
Дальнейшим шагом в
развитии архитектуры храма был простиль
Уже в архаическую эпоху в греческой архитектуре ясно выявились два стиля, или, как принято говорить, ордера4: дорический и ионический.
Дорический ордер, который
можно считать основным в развитии
греческой архитектуры, частично восходит
к Микенам, а также отражает начало,
внесённое дорийским
Одни и те же ордерные части применялись в обоих стилях, но различие в деталях приводило к совершенно разному впечатлению. Дорический ордер своей простотой и геометричностью воплощал идею мужественности, гармонию силы и строгости. Ионический же ордер выражал стремление к декоративности, лёгкости форм, лиричности.
Скульптура эпохи архаики украшает храмы. Суровые изваяния изображают богов и мифологических героев (Тесея, Геракла, Персея), борющихся со страшными чудовищами — олицетворениями зла и пороков.
Массивность и слабая расчленённость фигур созвучна архитектурным формам архаических храмов. В них воплотились эстетические представления о физическом совершенстве человека, доблести защитника полиса, могуществе божества. Неподвижность и обобщённость форм дополняются условным обозначением движения. Первые из дошедших до нас греческих скульптур ещё явно отражают влияние Египта. Оно проявляется во фронтальности скульптуры и вначале ещё робком преодолении скованности движения - выставленной вперёд левой ногой или прижатой к груди рукой.