Искусство Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:39, контрольная работа

Описание

Эпоха барокко и классицизма - из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересны она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени - смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, - эпоха барокко и классицизма необычайно близки по духу. И как стилевое направление стиль барокко охватило русскую культуру конца XVII — первой половины XVIII в. и параллельно развивалось в литературе и в искусстве.

Содержание

Введение……………………………………………………………....3
Глава 1. Искусство в эпоху классицизма……………………….…..4

Эстетическое направление в европейской культуре…..4

Классицизм, как система международной
художественной культуры………………………...............6
1.2. Предпосылки появления и развития классицизма……….9
1.3. Эволюция стиля…………………………………………10
Глава 2. Стиль барокко в русском искусстве.................................13
Исторические предпосылки стили барокко……13

Характеристика стиля русского барокко………14
Заключение………………………………………………………….18
Список использованных источников…

Работа состоит из  1 файл

готовый реферат по культ-ии.docx

— 53.29 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.  Предпосылки появления и развития классицизма.

 

В 1760-х годах в России произошла смена архитектурно-художественного  стиля. Классицизм (от лат.- образцовый) – художественный стиль, развивающийся  путем творческого заимствования  форм, композиций и образцов искусства  античного мира и эпохи итальянского возрождения.

Для архитектуры классицизма  характерны геометрически правильные планы, логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония пропорций и широкое использование  ордерной тектонической системы. Декоративный стиль барокко перестал соответствовать  экономическим возможностям круга  заказчиков, все расширяющегося засчет мелкопоместных дворян и купечества. Перестал он отвечать также изменившимся эстетическим воззрениям.

Развитие архитектуры  обусловлено экономическими и социальными  факторами. Экономика страны привела  к образованию обширного внутреннего  рынка и активизации внешней  торговли, что способствовало продуктивности помещичьих хозяйств, ремесленного и  промышленного производства. В результате чего возникла необходимость возведения казенных и частновладельческих  сооружений, зачастую государственного значения. К ним относились торговые постройки: гостиные дворы, рынки, ярмарочные комплексы, контрактовые дома, лавки, разнообразные  складские сооружения. А также  уникальные здания общественного характера  – биржи и банки.

В городах стали строить  много казенных административных зданий: губернаторские дома, больницы, тюремные замки, казармы для военных гарнизонов. Интенсивно развивались культура и  просвещение, что вызвало необходимость  в строительстве многих зданий, учебных  заведений, различных академий, институтов – пансионатов для дворянских и мещанских детей, театров и  библиотек. Быстро росли города, прежде всего засчет жилой застройки  усадебного типа. В условиях огромного  строительства, разворачивавшегося в  городах и помещичьих усадьбах, возросших  строительных нужд, архитектурные приемы и многодельные формы барокко, изысканно-сложные  и пышные, оказались неприемлемыми, так как декоративность этого  стиля требовала значительных материальных затрат и большого количества квалифицированных  мастеров различных специальностей. Исходя из сказанного, возникла настоятельная  необходимость в пересмотре основ  зодчества. Таким образом, глубокие внутригосударственные предпосылки  материального и идеологического  характера обусловили кризис стиля  барокко, его отмирание и привели  в России к поискам экономической  и реалистичной архитектуре. Поэтому  именно классическая архитектура античности, целесообразная, простая и ясная  и вместе с тем выразительная, послужила эталоном красоты, стала  своего рода идеалом, основой формирующегося в России классицизма.

 

 

 

1.4. Эволюция стиля.

 

Эволюция стиля классицизма  разделяется на три периода: 1760—1780 годы — ранний классицизм, 1780—1800 годы — зрелый или строгий классицизм, 1800—1830 годы — высокий классицизм или ампир.

Наиболее яркие произведения раннего петербуржского классицизма, в которых еще сохранялись  отзвуки барокко, были созданы Вален-Деламотом  или при его направляющем участии (здание Академии художеств, Гостиный двор, Малый Эрмитаж, арка Новой Голландии), Антонис Ринальди (Мраморный дворец), Фельтеном (южный павильон Малого Эрмитажа, Старый Эрмитаж). В большей части  это грандиозные по масштабу сооружения, отмеченные четкостью объемов, горизонтальных и вертикальных членений, сдержанным скульптурным декором.

Зрелый или строгий классицизм в архитектуре Петербурга представлен  творениями Ивана Старова и Джакомо  Кваренги. Ансамбль Таврического Дворца, созданный И.Е. Старовым — одна из вершин в развитии классицизма. Архитектор опередил свое время, внес в зодчество  русского классицизма особую чистоту, лаконичность форм и поэтическую  одухотворенность. Крупнейшим мастером высокого классицизма, глубоким выразителем  идей Палладио, является Д. Кваренги, создания которого доминируют в художественном и композиционном строе центральных  районов города. Между 1782 и 1814 годами, за тридцать два года, по проектам Д. Кваренги были возведены такие строения, как здание Академии наук, ставшее  одним из основных архитектонических  акцентов Стрелки Васильевского  острова и всего правобережья Невы; серебряные ряды, корпуса Кабинета и Екатерининский институт, усилившие  выразительность панорамы Невского проспекта. Классическая гармония ансамбля набережных на левом берегу Невы также  во многом определилась аккордом Кваренгиевских строений - домом Салтыкова, Эрмитажным театром, зданиями Иностранной коллегии, Английской церкви. Ассигнационный банк, дворец Юсуповых на Фонтанке, Конногвардейский манеж, Главная аптека, Мариинская больница, наконец, Смольный институт и Нарвские триумфальные ворота - каждое из этих произведений знаменует образцовое решение определенной функциональной, градостроительной  и художественной задачи, отмечая  новый этап развития городского организма, как единого целого.

Конец XVIII столетия означен сооружением по проекту Василия Баженова и Винченцо Бренна грандиозного Михайловского (Инженерного) замка, примечательного, романтической сложностью замысла и неординарной ролью в объемно- пространственной композиции гигантского архитектурного комплекса, развитого на берегах Невы. В ряду мастеров зрелого классицизма необходимо назвать архитекторов Николая Львова, Егора Соколова, Федора Демерцова, строения которых и в наше время определяют масштаб и характер окружающей застройки.

Период высокого классицизма, или  ампира, отмечен появлением зданий, предопределивших застройку примыкающих  к ним пространств, формирование площадей и более значительных градостроительных  образований. Безусловное приоритетное место в этом направлении занимают трое зодчих: Андрей Воронихин, Андрей Захаров и Тома де Томон. Решая локальную задачу перестройки здания Главного Адмиралтейства, при условии сохранения построенной Иваном Коробовым башни со шпилем, Андрей Захаров создал гениальное произведение, которое вошло в ряд основных архитектурных образов Петербурга и стало одной из основных опорных градостроительных доминант города. Вдохновляясь идеей античного храма периптера, архитектор Тома де Томон на стрелке Васильевского острова создал ансамбль Биржи с ростральными колоннами. Биржа Тома де Томона образно начинала правобережные ансамбли Большой Невы. Горный институт, возводившийся Андреем Воронихиным в те же годы, завершал их вблизи впадения реки в залив. Двенадцатиколонный портик Горного института с парными скульптурными труппами, стали своеобразными пропилеями "классического" Петербурга. Наиболее полно черты строгого классицизма воплощены А.Н. Воронихиным в Казанском соборе. Колоссальная четырехрядная колоннада коринфского ордера формирует своим строем площадь, входящую в ансамбль Невского проспекта.

Победоносное отражение нашествия  наполеоновских армий в 1812 году и  освободительный поход в Европу, закончившийся спустя три года, нашли  свое воплощение в новом подъеме  градостроительных работ в столице  могущественной России. Для руководства  намеченным и нарастающим строительством в 1816 году был учрежден "Комитет  строений и гидравлических работ", который действовал около двадцати лет. В Комитет входили архитекторы  Карл Росси и Василий Стасов. Руководил  Комитетом выдающийся инженер Августин Бетанкур. Деятельность Комитета имела  исключительное значение для формирования в центральных районах комплексов, состоящих из системы взаимосвязанных  ансамблей. Первенствующая роль в этой грандиозной работе, несомненно, принадлежит  Карлу Росси, непревзойденному мастеру  петербуржского ампира. С 1816 по 1836 годы он создал, заложил основу или определил  стилистическую характерность тринадцати площадей и двенадцати крупных улиц. По проектам Росси созданы дворцово-парковый ансамбль на Елагином острове, Михайловский дворец (ныне Государственный Русский  музей), связанная с ним Михайловская площадь (площадь Искусств) и Михайловская улица, которая подключила дворец к  Невскому проспекту. Продолженная Росси  до Марсова поля Садовая улица  отделила ансамбль Михайловского дворца от Инженерного замка и стала  связующей трассой между главной  городской магистралью - Невским  и Невой. Принцип формирования площадей, сопряженных с гигантским зданием  общественного назначения, Росси  применил при постройке Александрийского театра, перед которым он устроил  Театральную площадь (пл. Островского). От театра он проложил знаменитую улицу, которую впоследствии назвали именем зодчего, и завершил ее предмостной Чернышевой площадью (пл. Ломоносова) на набережной Фонтанки. Росси завершил Сенатскую площадь (пл. Декабристов), торжественным строем двуединого фасада зданий высших государственных учреждений России - Сената и Синода, связанных триумфальной аркой. Лучшие качества Росси - градостроителя и создателя уникальных построек, исполненных глубокого идейного значения, отмеченных оригинальностью замысла, подлинно монументальных, синтезирующих архитектуру и скульптуру является здание Главного штаба с триумфальной аркой и министерств, придавшее Дворцовой площади царственное величие, отвечающее её назначению центра столицы великой империи.

Эстетические и градостроительные  принципы высокого классицизма развивал в своем творчестве Василий Стасов. Ему принадлежат проекты Павловских казарм, завершивших ансамбли Марсова  поля, Троицкого (Измайловского) и Спасо-Преображенского  соборов, включенных в цепь общегородских  и силуэтных доминант города, Московских триумфальных ворот. Последним крупным  мастером петербуржского ампира и предвестником  эклектики был Опост Монферран - автор гранитного Александровского столпа на Дворцовой площади, импозантного дома Лобанова-Ростовского и самого крупного в России собора во имя  Исаакия Долматского, который выделил  в структуре города Исаакиевскую площадь.

 

 

 

Глава 2. Стиль барокко в русском искусстве

 

2.1. Эпоха барокко в русском искусстве

 

 

В XVII в. не было создано теории искусства. Сам термин появился позже. Существует несколько версий происхождения термина:

1) от итальянского “baruecco” - жемчужина неправильной формы;

2) “baroco” - одна из форм схоластического (религиозно-догматического) силлогизма (рассуждения, в котором две посылки объединены общим термином); 
           3) от итальянского “barocco” – причудливый,странный. 
В 18 веке термин приобретает значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное.

В 50-е годы 19 века начинается рассмотрение барокко как  исторического стиля, закономерного  этапа в развитии искусства позднего возрождения.

В 80-е годы 19 века происходит настоящее “открытие” барокко: работы Гурлита, Вельфлина, Юсти. За барокко признали право на существование  как особого художественного  явления.

В 20е годы 20 века происходит кризис капиталистического мировоззрения. Пробуждается интерес  к местным, национальным вариантам  барокко. Дается периодизация, устанавливаются  исторические границы.

Барокко на Руси стало ведущим  направлением в искусстве лишь с  XVIIIв. Именно в формах барокко усваивалась классическая традиция западноевропейского искусства, которая позволила осуществить переход от художественного мышления древней Руси к искусству Нового Времени. Искусство Руси заслуживает внимательного и подробного рассмотрения. Мне бы хотелось лишь слегка коснуться его, наметив основные черты.

В архитектуре стиль нашел претворение в застройке первоначального Петербурга, позднее - других городов. Прежде всего это отразилось на планировке города, на самих зданиях. Барокко на Руси вытесняло средневековую цельность, сплоченность декора с конструкцией. Фасады барокко специфичны своей театральностью, динамичностью, ритмической сложностью. Развитие фасадной декорации барокко приводит к возникновению дополнительной пространственной зоны.

Большое значение для дворцовых  интерьеров имела монументально-декоративная живопись. Основное средство образной выразительности - язык символов и аллегорий, использование мифологических сюжетов, представления о мироздании. Типично орнаментика, патетика, аффектация, возвышенность. Наиболее значительная роль принадлежала плафонной живописи. Круг мастеров: Пильман, Гарсиа, Соловьев, семья Адольских.

В целом, характерна свежесть, рационализм, буржуазность. Локальность  культурного развития средневековья  сменялась более выраженным единством, в основе которого буржуазные связи, становление русской нации и  национальной культуры.

 

    1. Исторические предпосылки стили барокко

XVII век. Новое время,  эпоха барокко. Загадочным образом  эта эпоха все еще живет  в нашем сознании, ее новизна  не устарела без малого четыре  столетия. Драматическая напряженность  мироощущения, интенсивность духовной  жизни чувствуется на расстоянии, притягивая через века. Не ослабевает  и притяжение искусства барокко:  драматургии Шекспира, архитектурных  ансамблей барочного Рима, живописи  Рубенса, Рембрандта, скульптуры  Бернини. Не упомянуты еще Кальдерон,  Грифиус, Гриммельсхаузен, Шенфельд, Эль Греко, Декарт, Кеплер, Бёме, Паскаль... Порождением духовной атмосферы  эпохи стала музыка А.Скарлатти,  Д.Скарлатти, Дж. Фрескобальди, К.Монтеверди, И.Пахельбеля, Букстехуда, Шюца, Корелли,  Вивальди, Генделя, Баха. Если взглянуть  из нашего “исторического далека”  на эпоху барокко, в ней не  может не поразить внутренняя  закругленность, завершенность, исчерпанность  смысла. Барокко - время от “Гамлета”,  его “порвалась дней связующая  нить” (1601) до смерти Баха, его  “Пред троном твоим предстаю  я днесь” (1749). Начало эпохи - прорыв  в будущее. Но был ли он  так уж неожидан?

Западная Европа вступила в новую фазу экономических и  политических отношений, принесшую  с собой новую культуру. Эта  фаза характеризуется прежде всего  развитием и борьбой феодальных и капиталистических отношений, приводящей к столкновению двух классовых  мировоззрений. Происходит централизация  государственной власти и образование  национальных государственных объединений, слагавшихся на основе абсолютистских режимов. XVII век - одна из наиболее грандиозных  эпох во всей истории: все европейские  страны развивались в одном направлении: от феодализма к капитализму, причем движение это принимало остродраматические формы, а сам характер развития был  резко неравномерным: в Голландии уже сложились буржуазные отношения; 

Информация о работе Искусство Руси