Искусство Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:39, контрольная работа

Описание

Эпоха барокко и классицизма - из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересны она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени - смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, - эпоха барокко и классицизма необычайно близки по духу. И как стилевое направление стиль барокко охватило русскую культуру конца XVII — первой половины XVIII в. и параллельно развивалось в литературе и в искусстве.

Содержание

Введение……………………………………………………………....3
Глава 1. Искусство в эпоху классицизма……………………….…..4

Эстетическое направление в европейской культуре…..4

Классицизм, как система международной
художественной культуры………………………...............6
1.2. Предпосылки появления и развития классицизма……….9
1.3. Эволюция стиля…………………………………………10
Глава 2. Стиль барокко в русском искусстве.................................13
Исторические предпосылки стили барокко……13

Характеристика стиля русского барокко………14
Заключение………………………………………………………….18
Список использованных источников…

Работа состоит из  1 файл

готовый реферат по культ-ии.docx

— 53.29 Кб (Скачать документ)

в Англии - буржуазная революция; во Франции - расцвет абсолютизма;

в Италии - контрреформация; в Германии сохраняется феодальная раздробленность, идет тридцатилетняя   война (1618-1648гг.);Испания является одной из самых отсталых окраин.

       Ведущими  социальными слоями становятся  буржуазия, земельная аристократия  и крестьянство. Но именно с  XVII в. намечаются контуры единого  мирового культурно-исторического  процесса.

      Это не  просто время перехода от эпохи  Возрождения (XIV-XVI вв.) к эпохе  Просвещения (XVIIв), а большая значительная  самостоятельная фаза в развитии  мировой культуры. Поэтому при  всей неравномерности движения  стран (что и будет определять  национальные особенности духовной  жизни, создание национальных  школ), большое значение уделяется  общим моментам, таким, как мироощущение, миропонимание...

 

   Специфические черты стили барокко

 

      Типичными специфическими чертами эпохи можно считать:

1. Усиление религиозной  тематики, особенно тем, связанных  с мученичеством, чудесами, видениями;

2. Повышенная эмоциональность;

3. Большое значение иррациональных  эффектов, элементов;

4. Яркая контрастность,  эмоциональность образов;

5. Динамизм (“мир барокко  - мир, в котором нет покоя”  Бунин);

6. Тяготение к обобщающим  и связывающим формам:

        а) целостностные системы философии;

          б) поиск единства в противоречиях жизни;

          в) в архитектуре:

                                        овал в линии здания;

                                        архитектурные ансамбли;

          г) скульптура подчинена общему декоративному оформлению;

                  д) в живописи - отказ от прямолинейной перспективы,                

                      подчеркивание “бесконечности” пространства;

          е) в музыке - создание циклических форм (соната, концерт),   

             многочастных произведений (опера).

В эпоху барокко произведения искусства “активно стремятся соединиться  с другими” (Липатов). Т.о. Мастер эпохи  барокко мыслит и как скульптор, и как архитектор, и как декоратор  одновременно .

7. Сложность и избыточность, излишество (в частности, композиционных  решений в архитектуре, музыке). Например, церковь св. Сусанны. Характерно: нагруженность формы, орнаментальная  декорировка пространства, нарастание  массы к центральной части,  заполнение ниш статуями.

 

2.3.   Характеристика стиля русского барокко

 

Для детального ознакомления с русским барокко имеет смысл  разделить его на три основных направления:

1. "Церковное" барокко.

2. "Дворцовое" барокко  - наиболее яркое и типичное.

3. "Стихийное", "народное", барокко, самое позднее.

"Церковное"  барокко

Его мотивы появились в  декоре русских церквей еще в  XVII веке, а затем развивались в светском строительстве и проектировании. Знаменитое нарышкинское барокко было красочным, ярким, сочным по цвету и живым в линиях и пластике.

Наверное, можно назвать  его оптимистичным. Связь нарышкинского  барокко с народной традицией  говорит о его общих корнях с " русским стилем".

В архитектуре и внутреннем убранстве русских церквей начала XVIII века сказалась трогательная русская сентиментальность и то, что историки называют светским влиянием. Вместо куполов предпочтение отдается нарядным декоративным шишечкам или вазонам, вместо простых плоскостей или фигурных росписей – абстрактным орнаментам, розанам и "виноградьям". Характерным примером раннего московского барокко может служить знаменитая колокольня Меншиковой башни. Здесь и обилие декора - даже, что называется, "с перебором", - и золотые шишечки, и ярко-красный цвет самой постройки. Когда-то колокольня была последним писком моды, своего рода московским небоскребом, да еще и заморской диковиной в смысле строительной техники и облика.

Ранние барочные здания в  России обязательно красили в  красный или синий цвет, таким  образом, тоже выделяя среди других, не барочных построек. Внутри церквей, ранее скромных, отражавших религиозное  мировоззрение, появились пышные, в  основном резные иконостасы с витыми колоннами, изукрашенными цветочными орнаментами, розами, гирляндами. Иконостасы словно перешли в категорию зрелища  рая и изобилия, составляя разительный  контраст черным курным крестьянским избам. Уже в конце XVII века в церквах стали встречаться позолоченные рамы и резьба иконостасов, наличников, проемов и царских врат. "Пряничный" облик русского "церковного" барокко легко и естественно сочетался с современными ему строительными технологиями. Позднее в Петербурге церкви приобретают европейский облик.

"Дворцовое"  барокко, или "дворцовый стиль"

В конце XVII века в боярском быту впервые происходит деление жилого пространства по функциям - на помещения, в которых спят, принимают гостей и т. д. До эпохи Петра I даже в Кремле не было, скажем, трапезных или приемных. При необходимости праздничные столы расставляли в Грановитой или Оружейной палате.

Великие и невеликие князья могли принимать челобитчиков и  заморских послов даже в опочивальнях, полулежа на перинах и подушках, укрывшись лисьими шкурами от холода. Деление дома на, как мы теперь говорим, функциональные зоны происходило  по двум принципам: на господские помещения и помещения для прислуги; на женскую и мужскую половины. Жилые покои в боярских теремах строились во многом по правилам, общим с крестьянскими избами. Например, невысокие потолки и низкие дверные притолоки диктовались соображениями экономии тепла. Всюду - во дворцах, в боярских и дворянских домах, в крестьянских избах - сохранялась традиция встроенной мебели. Так что экономичный вариант организации интерьера, вновь вошедший в моду в конце XX века, известен был нашим предкам уже триста лет назад и широко применялся ими.

Впервые в начале XVIII века архитекторы начинают проектировать внутреннее оформление здания одновременно с внешним, то есть подчеркивают взаимосвязь внешнего и внутреннего об лика, сообразуясь с понятиями удобства и красоты.

 

Заключение.

 

   Наиболее важными  прогрессивными традициями русского  зодчества, имеющими огромное  значение для практики поздней архитектуры, являются ансамблевость и градостроительное искусство. Если стремление к формированию архитектурных ансамблей первоначально носило интуитивный характер, то в дальнейшем времени оно стало осознанным.

     Архитектура  преобразовывалась во времени,  но тем не менее некоторые  особенности русского зодчества  бытовали и развивались на  протяжении столетий, сохраняя традиционную  устойчивость вплоть до XX века, когда космополитическая сущность империализма не стала их постепенно истирать.

Итак, основная идея русского классицизма — идея защиты родины, оценка мира и войны были восприняты от Петровской эпохи. Великой заслугой классицизма было воплощение в художественных образах высокого, героического.

Культура барокко занимает огромное историческое пространство: рубеж XVI-XVIIвв - XVIIIв. Его появление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры:

1. Церковный догматизм,  приведший к усилению религиозности;

2. Увеличение роли государства,  светскости, борьба двух начал;

3.Повышенная эмоциональность,  театральность, преувеличенность  всего;

4. Динамика, импульсивность;

5. Декоративность, живописность, излишество элементов...

В тоже время, барокко подготовило  новую эпоху - эпохе Просвещения. Искусство этого стиля живет, развивается вплоть до наших дней (искусство рококо, “неоклассицизм”, возрождающий прежде всего барочные формы, “нововенская школа” в музыке, обращающаяся к мастерам строгого стиля...)

Мир барокко столь же безграничен, как и мир человеческой души. Пестрота жизни, переполняющая музыку этого  времени, по законам барочной антиномии  уживается с напряженными духовными  исканиями. Чувственная красота  искусства барокко - залог любви  к нему. Но оно обращено не только к сердцу. Сердце и разум, любовь и познание - вот ряд антиномий, относящихся к сфере восприятия искусства.

Русское барокко конца  XVII - начала XVIII веков - первый большой европейский стиль, легко и органично вписавшийся в нашу национальную традицию. Вместе с тем это было время первого масштабного вторжения европейской культуры в русскую жизнь.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Згура В.В. Проблема возникновения барокко в России/ /Барокко в России. М., 1926.
  2. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко . М., 1978
  3. Гуляницкий Н.Ф. Традиции классики и черты Ренессанса в архитектуре Москвы XV XVII вв./ /АН М.. 1978.
  4. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском  искусстве. Ответственный редактор Виллер. М.,”Наука”,1966
  5. Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство X- начала XXв. – М.: Искусство. – 1989.
  6. Малюга Ю.А. Культурология. – М.: Просвещение. – 1998.
  7. Пилявский В.И. История Русской архитектуры. — М.: Искусство. - 1984.

 


Информация о работе Искусство Руси