Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 11:41, лекция
Более пяти столетий Русь находилась в тесных отношениях с Византией. Само становление древнерусского государства происходило при самых многообразных контактах и столкновениях с византийцами. Византия всегда привлекала русских купцов. Чтобы добиться от Византии более высокого дипломатического признания и льгот на торговлю, на Константинополь ходили русская рать и военные корабли. Русские заключали с греками договоры и иногда помогали Византии войсками. Но если говорить о культурном взаимодействии и взаимовлиянии между Русью и Византией, то самым значительным результатом взаимоотношений между двумя государствами стало принятие Русью православия — одной из важнейших основ византийской культуры.
ИСТОКИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ
§4. ВИЗАНТИЯ И РУСЬ
Более
пяти столетий Русь находилась в тесных
отношениях с Византией. Само становление
древнерусского государства происходило
при самых многообразных
София Константинопольская. Современный вид |
Византия[1] была не только наследницей античной культуры и римской государственности. Сама обогатившись православной верой, Византия обогатила мир православной культурой. Благодаря Византии православная культура стала достоянием не только Древней Руси, но также Болгарии, Сербии, Албании и многих других стран. С начала второго тысячелетия христианской эры православная культура приобретает уже вселенское значение.
Вместе с православием русские приняли от Византии не только догматы[2] и каноны[3] православной веры. Греки научили наших далеких предков также тому, что догматы новой веры лучше всего могут быть выражены в красоте богослужения, в храмоздательстве, в церковном пении, в иконописи и в христианской подвижнической жизни. Именно эти аспекты православия более всего привлекали новокрещеную Русь и развивались с наибольшей активностью и самостоятельностью.
София Константинопольская. План и разрез |
«История
человеческой культуры, — писал
академик Д.С. Лихачев, — знает периоды,
когда человек открывает в
мире какие-то стороны, до того им не замечавшиеся.
Обычно это периоды возникновения
нового взгляда на мир, появления
нового мировоззрения и нового великого
стиля в искусстве и
Так
было и в раннем периоде древнерусской
культуры. Христианство пришло на смену
древнерусскому язычеству, типичному
для родового общества. В этом язычестве
гнездился страх перед
Первые
же произведения и памятники православной
культуры Древней Руси наполнены
восхищением перед
Богородица со святыми. Византийская икона. VI–VII вв. Монастырь Святой Екатерины. Синай |
Из
Византии на Русь доставлялись первые
книги. Просветителями славян стали
выдающиеся деятели византийской православной
культуры — святые братья Кирилл и
Мефодий. Первые школы в Киеве, Новгороде
и других городах Руси устраивались
по византийским образцам. Византийские
мастера учили русских мастеров
строить каменные храмы, украшать эти
храмы мозаиками и фресками, писать
иконы, создавать книжные миниатюры[6]
Судя
по летописным свидетельствам, наиболее
важное значение для установления культурных
связей между Византией и молодым
древнерусским государством имели
поездка в Константинополь
Богоматерь Оранта («Молящаяся»). Мозаика. XI в. София Киевская |
«Пришли мы в Греческую землю, — говорили перед государственным советом послы князя, — и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?». Они же сказали: «Где тебе любо»[7].
Так приняла Русь «закон греческий», то есть православие, которое на века определило культурно-историческое развитие нашего Отечества.
|
Одним из наиболее ярких свидетельств влияния православной культуры Византии на молодую культуру Руси являются древнерусские Софийские соборы. Высочайшим искусством православной Византии можно признать церковную архитектуру. София Константинопольская, воздвигнутая византийским императором Юстинианом Великим (527–565), была архитектурным памятником вселенского значения[8]. Сохранилось предание, что после постройки храма Юстиниан якобы воскликнул: «Я победил тебя, Соломон!». Величие Иерусалимского храма, созданного при царе Соломоне, описано в Библии, в Третьей книге Царств (главы 6–8).
Выстроенный в 532–537 годах и возобновленный в 563 году Софийский храм Константинополя воспринимался молящимися как воплощение идеи соборной, то есть вселенской, Церкви[9]. Этот храм вмещал до десятка тысяч людей. Грандиозное пространство храма при его длине в 77 м, ширине 71,7 м и высоте в 55,6 м осенялось куполом диаметром 32 м. Сам центральный купол был сооружен так, что казалось, будто он парит в воздухе. Удивительная пространственность и легкость архитектуры Софии Константинопольской стала недостижимым идеалом и чудом мировой архитектуры. Знаменитый византийский писатель Прокопий Кесарийский (ок. 500 – после 565) оставил такую запись: «Всякий раз, как кто-нибудь входит в этот храм, чтобы молиться, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божиим соизволением завершено такое дело».
Наряду
со смелостью архитектурных
Крещение
Руси древнерусские летописи относят
к 988 году. Уже в 989 году в Новгороде
Великом был построен деревянный
Софийский собор «о тринадесяти
версех», то есть с тринадцатью куполами.
А к середине XI века на Руси имелось
несколько каменных Софийских соборов.
Самые знаменитые — София Киевская
(1037–1043) и София Новгородская (1045–1052)
— стоят до сего дня и являются
самыми достоверными свидетельствами
духовных и культурных связей между
Византией и Древней Русью
в те давние времена. В Киевской Софии
до сих пор сохранились прекрасные
образцы византийского
Внешний облик Софии Киевской и Софии Новгородской сохранился далеко не полностью. Но архитектурная основа этих Софийских соборов, а также дошедшие до нас мозаика, фрески и другие элементы внутреннего убранства этих величественных храмов свидетельствуют о высочайшей культуре, которой достигла Русь спустя полстолетия после принятия православия.
Одна из величайших святынь Византии — древнейшая икона Божией Матери — в XII веке была привезена из Византии на Русь. Ныне эта драгоценнейшая святыня Русской земли известна во всем мире как Владимирская икона Божией Матери.
С
988 до 1448 года Русская Православная
Церковь являлась митрополией[10] Константинопол
|
В
1448 году, после самостоятельного избрания
русскими святого Ионы на кафедру
митрополита Московского и всея
Руси, Русская Православная Церковь
фактически становится автокефальной,
то есть управляется самостоятельно
избранным митрополитом. В 1589 году глава
Русской Церкви — Московский митрополит
— получает достоинство патриарха
Московского и всея Руси. Это достоинство
было признано всеми православными
патриархами —
Братья Лихуды |
На
Руси среди выходцев из Византии славились
строители церквей, иконописцы, писатели,
ученые. Величайший вклад в формирование
православной культуры России внесли
мастера-греки, строившие в 1073–1089 годах
Успенскую церковь Киево-
По
просьбе патриарха Московского
и всея Руси Иоакима (1674–1690) братья
Лихуды прибыли в Москву и в 1685
году основали при Заиконоспасском
монастыре Славяно-греко-