Истоки православной культуры России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 11:41, лекция

Описание

Более пяти столетий Русь находилась в тесных отношениях с Византией. Само становление древнерусского государства происходило при самых многообразных контактах и столкновениях с византийцами. Византия всегда привлекала русских купцов. Чтобы добиться от Византии более высокого дипломатического признания и льгот на торговлю, на Константинополь ходили русская рать и военные корабли. Русские заключали с греками договоры и иногда помогали Византии войсками. Но если говорить о культурном взаимодействии и взаимовлиянии между Русью и Византией, то самым значительным результатом взаимоотношений между двумя государствами стало принятие Русью православия — одной из важнейших основ византийской культуры.

Работа состоит из  1 файл

ИСТОКИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ.docx

— 107.24 Кб (Скачать документ)

   Во  второй половине XIX века в России интенсивное  развитие получила новая научная  отрасль — византология. В университетах  России читались курсы по истории  и литературе Византии. В гимназиях  в качестве обязательного изучался древнегреческий язык. В духовных академиях и семинариях древнегреческий  язык также занимал исключительно  важное место, поскольку книги Священного Писания Нового Завета, а также  большинство творений отцов Древней  Церкви и литургических текстов  были написаны на греческом языке. В  церковно-приходских школах России дети узнавали о Византии с первых лет  обучения.

   В 1895 году в Константинополе был  создан принадлежавший России Русский  археологический институт, который  просуществовал до начала первой мировой  войны. Имена русских византологов В.Г. Васильевского (1838–1899), Ф.И. Успенского (1845–1928) и Н.П. Кондакова (1844–1925) известны всему ученому миру. Одним из первых в мире научных специализированных изданий по византологии стал «Византийский  временник» — ежегодник, основанный в 1894 году академиком Василием Григорьевичем  Васильевским.

   В государственных и частных собраниях  Москвы и других крупнейших городов  центральной России хранится немало греческих икон и книг, в том  числе рукописных церковных книг. Откуда же эти православные иконы  и книги появились в России?

   Некоторые святыни были привезены в Россию паломниками, которые путешествовали в Константинополь. На Руси всегда были любители икон «греческого письма». Кроме того, после падения Византии в 1453 году греки подносили в дар  царственным особам и другим официальным  лицам свои иконы или древние  книги. Особенно тесными были связи  с Афоном[11], где с XI века подвизались и русские иноки. В 1647 году стараниями архимандрита Московского Новоспасского монастыря Никона (будущего патриарха) для Москвы на Афоне был сделан список с Иверской иконы Божией Матери. В октябре 1648 года икона была торжественно встречена в Москве. Отсюда начинается прославление Иверской иконы по всей России. Ради этой иконы в Москве около Красной площади была воздвигнута Иверская часовня, разрушенная в годы воинствующего атеизма и восстановленная в конце XX века.

   Литература  и искусство Византии до сих пор  вызывают интерес и восхищение ученых и всех любителей прекрасного. Проникнутая  духом православия византийская культура в быстро меняющемся мире устремляла и продолжает устремлять взор человека на вечные ценности.

   В 1999 году Институтом всеобщей истории  Российской Академии наук выпущен двухтомник, содержащий наиболее интересные в научном  отношении статьи из «Византийского временника» — «Византийская  цивилизация в освещении российских ученых» (1-й том содержит статьи за 1894–1927 гг., 2-й том — за 1927–1991 гг.). Большинство статей этого сборника посвящено православной культуре Византии и византийско-славянским церковным  связям.

   Изучение  православной культуры Византии в русской  историко-филологической науке продолжается и в настоящее время. В 1991 году в Москве — впервые в нашей  стране — проходил XVIII Международный  конгресс византологов. Ученые обсуждали  проблемы истории, искусства и культуры Византии.

   В течение целого ряда столетий Византия была могущественнейшей страной  христианского мира и распространительницей  православной культуры. Ни одно государство  Европы и Азии не оказало на Русь столь глубокого и сильного влияния, как православная Византия. Воспринимая  все полезное от Византии, Русь развивала  свою православную культуру.

ВОПРОСЫ

  1. Что означает выражение «греческий закон» в «Повести временных лет»?
  2. Какие этапы в истории культурных и политических отношений России и Византии Вы можете выделить?
  3. Как Вы оцениваете роль Византии в истории России? Может ли Россия считаться ее культурной преемницей? Обоснуйте свое мнение.
  4. Укажите памятники православной культуры России, в которых наиболее ярко отразилось культурное влияние Византии.
  5. Почему древнейшие соборные храмы Руси именовались Софийскими?
  6. Назовите имена греков, внесших наиболее значительный вклад в развитие православной культуры России.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV–XV веков.– Л.: «Искусство», 1981.
  2. Бычков В.В. Византия // История эстетической мысли. Т. 1.– М., 1985.
  3. Протоиерей Иоанн Мейендорф. Византия и Московская Русь. Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке.– Paris: «YMCA-PRESS», 1990. (72{Библиотека}).
  4. Литаврин Г. Византия и Русь // «Наше наследие», 1992, № 25, с. 3–5. (62{Библиотека}).
  5. Великая Русь: Историко-художественная культура X–XVII века / Подг. текста Д.С. Лихачева и др.– М.: «Искусство», 1994.
  6. Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы.– 2-е изд., испр. и доп.– Спб., 2000.
 

Сноски

  1. Византия — название восточной части Римской империи, возникшее в исторической науке в память о городе Βυσαντιον [Висантион], существовавшем в античности на месте Константинополя. Византийцы именовали себя ромеями (т.е. римлянами). Константинополь (также Царьград, Новый Рим) — столица Византийской империи, ныне Стамбул. [Вернуться в текст]
  2. Догматы — определения Православной Церкви, изъясняющие вопросы христианской веры. От греч. δογμα [догма] ‘мнение, положение, утверждение’. [Вернуться в текст]
  3. Канон — от греч. κανων [канон] ‘правило, образец’. [Вернуться в текст]
  4. Лихачев Д.С. Литература Руси XI — начала XIII веков // Великая Русь: Историко-художественная культура X–XVII века.– М., 1994, с. 12. [Вернуться в текст]
  5. София — от греч. σοφια [софиа] ‘мудрость’. [Вернуться в текст]
  6. Миниатюра — итал. miniatura от лат. minium ‘киноварь’ (красная краска, которой в древности пользовались для раскрашивания рисунков и заглавных букв в тексте). [Вернуться в текст]
  7. Повесть временных лет / Подг. текста, перев., вступит. ст. и коммент. Д.С. Лихачева.– 2-е изд., испр. и доп.– Спб., 1996, с. 186. (40{Источники}). [Вернуться в текст]
  8. После взятия Константинополя турками (1453 г.) султан Махмед II обратил Софийский собор в мечеть. В 1935 г. по распоряжению правителя Турции Кемаля Ататюрка в храме был открыт музей. Благодаря реставрационным работам была расчищена часть древних мозаик Софийского собора. [Вернуться в текст]
  9. Церковь — от церковносл. црькы, которое восходит к греч. Κυριακον [кириакон], букв. ‘Господнее (место)’. Этот же исторический корень — в нем. Kirche, англ. church. В греческом языке для обозначения церкви как собрания употребляется слово εκκλησια [эклисиа или эклесиа]. [Вернуться в текст]
  10. Митрополия (или метрополия) — в Византии главный город провинции (области). От греч. μητροπολις [митрополис или метрополис] — букв. ‘мать городов’. [Вернуться в текст]
  11. Афон — название гористого полуострова в северной части Греции, который населяют только монахи. В многочисленных его монастырях живут иноки из разных стран, в том числе и из России. [Вернуться в текст]

Информация о работе Истоки православной культуры России