Истоки театра искусство скоморохов и петрушки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:42, контрольная работа

Описание

История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году. Термины "театр", "драма" вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин "комедия", а на всем протяжении века -"потеха" (Потешный чулан, Потешная палата). В народных же массах термину "театр" предшествовал термин "позорище", термину "драма" - "игрище", "игра". В русском средневековье были распространены синомичные им определения

Содержание

Содержание.

Введение
3
Глава 1. Рождение театра.
4
1.1. Первые шаги русского театра в Допетровскую эпоху.
4
1.2. Скоморохи.
5
1.3. Народная драма. Придворный театр Алексея Михайловича Романова.
6
Глава 2. Театр в 18-20 вв.
10
2.1. Русский театр 18 в.
11
2.2. Рождение профессионального театра Ф.Г. Волкова.
12
2.3. Театральное искусство России в 19- начале 20 вв.: знаменитые театры, драматурги, режиссеры, артисты.
15
Вывод.
20
Список используемой литературы
21

Работа состоит из  1 файл

Контр. работа.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)


 

Содержание.

 

Введение

3

Глава 1. Рождение театра.

4

1.1.           Первые шаги русского театра в Допетровскую эпоху.

4

1.2.           Скоморохи.

5

1.3.           Народная драма. Придворный театр Алексея Михайловича Романова.

6

Глава 2. Театр в 18-20 вв.

10

2.1.               Русский театр 18 в.

11

2.2.               Рождение профессионального театра Ф.Г. Волкова.

12

2.3.              Театральное искусство России в 19- начале 20 вв.: знаменитые театры, драматурги, режиссеры, артисты.

15

Вывод.

20

Список используемой литературы

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

ТЕАТР - от греч. theatron - место для зрелищ, зрелище - род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году. Термины "театр", "драма" вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин "комедия", а на всем протяжении века -"потеха" (Потешный чулан, Потешная палата). В народных же массах термину "театр" предшествовал термин "позорище", термину "драма" - "игрище", "игра". В русском средневековье были распространены синомичные им определения - "бесовские", или "сатанические", скоморошные игры. Потехами называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в XVI - XVII веках, и фейерверки. Термину "игрище" близок термин "игра" ("игры скоморошеские", "пировальные игры"). В этом смысле "игрой", "игрищем" называли и свадьбу, и ряженье. Совершенно иное значение имеет "игра" в отношении музыкальных инструментов: игра в бубны, в сопели и т. д. Термины "игрище" и "игра" в применении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX - XX веков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Рождение театра.

Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество - обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра - драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.

 

1.1.           Первые шаги русского театра в Допетровскую эпоху.

В процессе своего развития игрища дифференцировались, распадались на родственные и в то же время все более отдалявшиеся друг от друга разновидности - на драмы, обряды, игры. Их сближало только то, что все они отражали действительность и пользовались сходными приемами выразительности - диалогом, песней, пляской, музыкой, маскированием, ряженьем, лицедейством.

Игрища прививали вкус к драматическому творчеству. Игрища первоначально были прямым отражением родовой общинной организации: имели хороводный, хорический характер. В хороводных игрищах было органически слито хоровое и драматическое творчество. Обильно включаемые в игрища песни и диалоги помогали характеристике игрищных образов. Игрищный характер имели также массовые поминки, они были приурочены к весне и назывались "русалиями". В XV веке содержание понятия "русалии" определялось так: бесы в образе человеческом. А московский "Азбуковник" 1694 года уже определяет русалии как "игры скоморошеские". Театральное искусство народов нашей Родины берет свое начало в обрядах и играх, ритуальных действиях. При феодализме театральное искусство культивировалось, с одной стороны "народными массами", а с другой - феодальной знатью, соответственно дифференцировались и скоморохи. В 957 году великая княгиня Ольга знакомится с театром в Константинополе. На фресках Киево-Софийского собора последней трети XI века изображены ипподромные представления. В 1068 году впервые упоминаются в летописях скоморохи.

1.2.           Скоморохи.

Скоморохи — русские средневековые актёры, одновременно певцы, тан­цоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполняв­шихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений.

Древнерусские профессиональные певцы-поэты вошли в состав особого, в начале пришлого, класса населения, известного под именем скоморохов-веселых людей, с котороыми они слились в один класс. Слово "скоморох" - иностранное: одни исследователи производят его от арабского mascara (через посредство ис­порченного слова scamara), что значит шутка, шут; другие производят его от гре­ческого простонародного слова skommarchos, что значит начальник (мастер) сме­хотворства.
Скоморохи были в Византии преемниками греко-римских мимов и гистрионов. Это были бродячие актеры, музыканты, фокусники, певцы и т.д., которые обхо­дили группами города, селения, увеселяли народ своим искусством и этим зараба­тывали себе пропитание. К нам скоморохи появлялись и с Запада и из Византии.
     До появления в пределах Руси скоморохов элементарное театральное искус­ство у нас не было известно. Поэтому скоморохи, как обладатели, между прочим, особого искусства, нашли себе у нас радушный прием: без скоморохов не обхо­дятся древнерусские пиры, свадьбы, похороны и вообще всякого рода праздне­ства. К скоморохам постепенно примкнули туземные музыканты, певцы и пр., пе­реняли у скоморохов их иностранный костюм, изображение которого до сих пор можно наблюдать на фресках лестницы Киево-Софийского собора или в миниа­тюрах новгородских рукописей. Этот костюм представлял короткую тунику с разрезными полами или длинный перетянутый поясом кафтан. Слившись с тузем­ными представителями русского искусства, скоморохи национализировались и в продолжение многих веков сохраняют, совершенствуют и развивают ряд ис­кусств. Искусство скоморохов у нас, как и на Западе, было очень разнообразно: они - актеры, плясуны, фигляры, певцы, музыканты; они показывают марионетки, водят медведей, играют на разнообразных инструментах: на гуслях, сурнах, дом­рах, дудах, трубах, гудках, лирах, свирелях, бубнах и т.д.

 Скоморохи-веселые люди распадались у нас на два разряда - проезжих, т.е. бродячих, обходивших села, города, простой народ и князей, бояр, богатых лю­дей, и оседлых, пристраивавшихся на продолжительное время при дворах наших князей, бояр и т. д. О том, что князья наши любили увеселения с пением, музыкой и т. д., мы имеем достаточно свидетельств в древнерусской литера­туре. Скоморохи за свою игру-пенье щедро вознаграждались своими хозяевами.
     Находя радушный прием среди княжеско-дружинного класса населения и у простонародия, скоморохи встречали противодействие со стороны духовентсва. Преподобный Феодосий, застав у Святослава Ярославича веселье, поник головой и сказал князю: "так ли будет на том свете"? Это замечание подействовало на князя, и он распорядился прекращать игру на то время, когда во дворце будет Феодосий. На всякого рода увеселения наше духовенство, под влиянием визан­тийского аскетизма, смотрело, как на нечто "бесовское", "богомерзкое", считая веселье противным христианскому учению. Особенно такой взгляд должен был проводиться духовенством в отношении к увеселениям, которые связывались с чертами языческого быта. Митрополит Иоанн запрещал монахам и белому духо­венству присутствовать на пирах с того момента, как начиналось играние, пляса­ние, гудение. Кирилл Туровский порицает "плясание, еже на пиру, на свадьбах и в навечерницах".

 

1.3.  Народная драма. Придворный театр Алексея Михайловича Романова.

Особой формой театра была народная драма. Первоначально она представляла собой инсценировку различных устных и письменных произведений, свадебных диалогов дружек, другого фольклора. Представления напоминали коллективную игру, в которую каждый участник вносил что-то своё. Постепенно складывались постоянные сюжеты и тексты, которые дошли до наших дней в записях, сделанных в XIX в. К наиболее известным относятся народные драмы "Царь Максимилиан", "Лодка", "Комедия о барине"

Возникшая на рубеже XVI — XVII вв. народная драма «Лодка» была связана с крестьянским и казачьим устно-поэтическим творчеством. В ней отразились народные представления о Степане Разине и Ермаке Тимофеевиче. Народные драмы «Мнимый барин», «Барин и приказчик», «Афонька новый и барин голый» и другие сатирически высмеивали бояр и помещиков. Барин, как правило, изображался в них ограниченным, недалеким человеком, а его слуга — «малый», иногда приказчик, умным и находчивым.

Позднее, в 1812 г., была создана народная драма «Как француз Москву брал», повествующая о стойкости русских людей.

В народной драме сочетались элементы драматические, трагедийные, излагающие в напряженной форме борьбу сильных людей, острые общественные конфликты, и элементы фарсовые с легким, развлекательным содержанием и комическими приемами. Диалог в этом представлении часто был комическим и строился на игре слов: сочетании противоположных по значению слов, взаимной перестановке в словах звуков, игре синонимов и омонимов. Так игрище «Мнимый барин» заканчивалось:

Барин: Где ты по сие время шлялся?

Староста: Я на вашей красной шлюпочке катался.

Барин: Видите ли: у барина петля на шее, а он на красной шлюпочке катался!

Староста: Если бы была у вас, барин, петля на шее, я взял бы тримбабули-бом, да и задавил бы.

15 мая 1672 царь издал указ, в котором полковнику Николаю фон Стадену (другу боярина Матвеева) поручалось найти за границей людей, умеющих «сыг­рать комедии». Стаден «для потех царского величия» пригласил знаменитых ак­теров Иоганна Фельстона и Анну Паульсон. Но, напуганные рассказами о зага­дочной Московии, комедианты отказались, и Стаден привез в Москву только пять музыкантов. Матвееву стало известно, что учитель немецкой церковной школы Иоганн Готфрид Грегори, прибывший в Москву еще в 1658, умеет «строить коме­дии». 4 июня 1672 был дан приказ «иноземцу Ягану Готфриду учинить комедию, а на комедии действовать из библии книгу Есфирь, а для того действа устроить хоромину вновь, а на строение той хоромины и что на нее надобно покупать из указу володимирской чети. И по тому великого государя указу комедийная хоро­мина построена в селе Преображенском со всем нарядом, что в тое хоромину на­добно».

Во исполнение царского приказа Грегори и его помощник Рингубер стали собирать детей и обучать их театральному искусству. Всего было набрано 69 че­ловек. За три месяца была разучена пьеса на немецком и славянском языках. «Ко­медийная хоромина», которая к этому времени уже была построена, представляла собой деревянное здание, состоявшее из двух частей. Внутри были сделаны под­мостки, сиденья, расположенные амфитеатром, лавки. Царское место, выступаю­щее вперед, было обито красным сукном, а для царицы и царевича были устроены ложи с частой решеткой, сквозь которую они смотрели на сцену, оставаясь скры­тыми для остальных зрителей. Сцена, поднятая над полом, была отделена от зри­телей перилами. На сцене был сделан занавес, который закрывался, когда возни­кала необходимость перестановок на сцене. Декорации были изготовлены гол­ландским живописцем Петром Инглисом. Царь пожаловал Грегори «40 соболей во 100 рублей, да пара в восемь рублев на жалование за комедийное строение, что об артаксерксовом царствовании». Об этом спектакле Рингутер писал в своем дневнике: «Представление состоялось 17 октября 1672 г. Пораженный им царь просидел целых десять часов, не вставая с места». Спектакль играли: Блюмен­трост, Фридрих Госсен, Иван Мева, Иван и Павел Бернер, Петр Карлсон и др. Они участвовали в спектаклях до второй половины 1673. В годовщину бракосочетания царь пожелал устроить спектакль, но ехать в Преображенское не захотел, так что «комедийную хоромину» построили в палатах, хотя к сроку завершить не смогли. Алексей Михайлович стал частым посетителем театральных представлений.

8 февраля 1673 на масленице состоялось новое зрелище – балет на сюжет истории Орфея и Эвридики. Искусству балета актеров обучал инженер Николай Лим. К лету (с 15 мая по 16 июня) немецкие актеры были заменены русскими. Ис­тория сохранила их имена – Васька Мешалкин, Николай и Родион Ивановы, Кузьма Журавлев, Тимофей Максимов, Лука Степанов и др., – поскольку они подписались под письменным обращением к царю. «Милосердный государь, царь и великий князь Алексей Михайлович! Пожалуй нас холопей своих, вели госу­дарь нам свое великого государя жалованье на пропитание поденной корм учи­нить, чтоб нам холопем твоим будучи у того комедийного дела, голодною смер­тью не умереть. Царь государь смилуйся, пожалуй». Царь пожаловал выдавать по «4 деньги» на день каждому из своих комедиантов.

Спектакли стали одним из самых любимых развлечений при московском дворе. Русских актеров было 26 человек. Юноши играли женские роли. И иноземцы и русские актеры проходили подготовку в специальной школе, которая была открыта 21 сентября 1672 во дворе дома Грегори в Немецкой слободе. Обучать русских и иностранных учеников оказалось сложным и во второй половине 1675 начали ра­ботать две театральные школы: при польском дворе – для иноземцев, в Мещан­ской слободе – для русских. Репертуар театра: Артаксерксово действо(1672), Ко­медия о Товии-младшем, (1673), Иудифь (1674), Темир-Аксаково действо (1675), Малая прохладная комедия об Иосифе (1675), Комедия о Давыде с Голиафом (1676), Комедия о Бахусе с Венусом (1676) и др.

Информация о работе Истоки театра искусство скоморохов и петрушки