Истоки театра искусство скоморохов и петрушки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:42, контрольная работа

Описание

История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году. Термины "театр", "драма" вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин "комедия", а на всем протяжении века -"потеха" (Потешный чулан, Потешная палата). В народных же массах термину "театр" предшествовал термин "позорище", термину "драма" - "игрище", "игра". В русском средневековье были распространены синомичные им определения

Содержание

Содержание.

Введение
3
Глава 1. Рождение театра.
4
1.1. Первые шаги русского театра в Допетровскую эпоху.
4
1.2. Скоморохи.
5
1.3. Народная драма. Придворный театр Алексея Михайловича Романова.
6
Глава 2. Театр в 18-20 вв.
10
2.1. Русский театр 18 в.
11
2.2. Рождение профессионального театра Ф.Г. Волкова.
12
2.3. Театральное искусство России в 19- начале 20 вв.: знаменитые театры, драматурги, режиссеры, артисты.
15
Вывод.
20
Список используемой литературы
21

Работа состоит из  1 файл

Контр. работа.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

Драматург и театральный критик Владимир Иванович Немирович Данченко (1858-1943) предложил организовать новый театр одному из наиболее влиятельных московских купцов - Константину Сергее­вичу Алексееву (псевдоним Станиславский, 1863- 1938). Открыть новый театр его создатели решили спектаклем "Царь Фёдор Иоаннович". Если Малый театр вошёл в историю как Дом Островского, то Московский Художественный Общедоступный театр (МХТ) открыл для России и, как оказалось впоследствии, для всего мира драматурга Ан­тона Павловича Чехова (1860-1904).

Окончив юридический факультет Петербургского университета, Александр Яковлевич Таиров (1885- 1950) стал режиссёром Свободного театра. Для дебюта он выбрал пантомиму "Покры­вало Пьеретгы" (1913 г.) по либретто австрийского драматурга Артура Шнипдера. Таиров по­знакомился с молодой актрисой Алисой Георгиевной Коонен (1889-1974) - героиней всех его будущих спектаклей. 25 декабря 1914 г. Александр Таиров открыл свой театр - Камерный.

В спектаклях режиссёра большую роль играла пластика. Таиров сотрудничал со сце­нографом Александрой Александровной Экстер.

В 1906-1907 гг. В. Э. Мейерхольд стал главным режиссёром Театра Комиссаржевской. Постав­ленные им спектакли не похожи друг на друга, он экспериментировал с различным репертуа­ром, ставил классику и современную драму, пантомиму и оперы. Премьера пьесы М. Метерлинка "Сестра Беатриса" состоялась 22 ноября 1906 г. Это был триумф Мейерхольда как режиссёра и В. Ф. Комиссаржевской как актрисы.

Актёр Художественного театра Николай Павлович Хмелёв (1901 - 1945), пробуя свои силы в режиссуре, поставил в 1944 г. пьесу А. Н. Островского "Последняя жертва" как масштабную человеческую комедию. По свидетельству критиков, исполнительница роли Юлии Тугиной - Алла Константиновна Тарасова (1898-1973; она была чеховской Машей в "Трёх сестрах") сыг­рала роль с эмоциональным подъёмом, трагическим накалом чувств, продолжив традиции Ер­моловой.

В 1956 г. несколько студентов Школы студии имени В. И. Немировича Данченко при МХАТе поклялись друг другу всегда оставаться верными учению К. С. Станиславского и даже расписа­лись в том собственной кровью. Они и оказались создателями нового театра во главе со своим лидером - Олегом Николаевичем Ефремовым (1927- 2000). Молодые актёры по-прежнему были горячо преданы идеям основателей МХАТа, но полагали, что главный театр страны переживает эпоху упадка. Чистый юноша Александр Адуев (Олег Табаков) из спектакля "Обыкновенная история" (1966 г.; по роману А. И. Гончарова) на глазах у зрителей превращался в циника и приспособленца - и это тоже был сюжет, словно взятый из жизни. С годами "Современник" становился всё меньше похож на студию и всё больше - на "нормальный" театр. Труппа пополнилась новыми именами: вслед за Евгением Евстигнеевым и Игорем Квашой, Олегом Табаковым и Михаилом Казаковым в театр пришли Анастасия Вер­тинская, Марина Неёлова, Константин Райкин, Олег Даль, Валентин Гафт, Авангард Леонтьев. А в 1970 г. Олегу Ефремову предложили возглавить Художественный театр. Решение оставить своё детище и попытаться спасти легендарный, но полуживой МХАТ потребовало от создателя "Современника" немалого мужества. Ефремов позвал за собой всех артистов, с которыми рабо­тал. Большинство отказалось. А осиротевший "Современник" в 1972 г. возглавила Галина Бо­рисовна Волчек (родилась в 1933 г.).

В начале 70х гг. Волчек пригласила в "Современник" молодого режиссёра Валерия Владимиро­вича Фокина (родился в 1946 г.), первый же спектакль которого - "Валентин и Валентина" (1976 г.) - имел большой успех. В 1977 г.

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 - 1940), обладал серьёзным актёрским дарованием, но лишь в 1934 г. он сыграл на сиене МХАТа свою единст­венную роль - Судью в спектакле "Записки Пиквикского клуба" по Ч. Диккенсу. Булгаков был наделён и режиссёрскими способностями. Но главным его де лом в театре стала драматургия. 15 августа 1925 г. заведующий литературной частью прославленного МХАТа Павел Александ­рович Марков (1897-1980) принял от начинающего литератора Михаила Булгакова пьесу "Белая гвардия", а 5 октября в Московском Художественном была создана постановочная группа и распределены роли. Последняя встреча Булгакова с МХАТом состоялась уже после смерти писателя. 10 января 1943 г. - день премьеры спектакля "Последние дни", о Пушкине. Это был последний спектакль в МХАТе режиссёра В. И. Немировича Данченко.

Марке Анатольевиче Захарове главный режиссёр Московского театра "Ленком" создал своему театру славу и авторитет, приобрела популярность благодаря постановкам мюзиклов: "Тиль", "Звезда и смерть Хоакина Мурьетты" и "„Юнона" и „Авось"". Шли на сцене и открыто публицистические спектакли, ставит Захаров и классику. "Ленком" под руководством своего режиссёра всегда знает, чем и как поразить зрителя. Актёры этого театра - настоящие звёзды сиены и экрана.

В Санкт Петербурге на набережной Фонтанки находится один из самых знаменитых театров нашей страны - Большой драматический театр (БЛТ). Ныне эта сиена носит имя Георгия Алек­сандровича Товстоногова (1913- 1989), который возглавил театр в 1956 г. и оставался его руко­водителем до конца жизни. Он воспитал блистательных артистов: Евгения Лебедева, Ин­нокентия Смоктуновского, Павла Луспекаева, Татьяну Доронину, Ефима Копеляна, Зинаиду Шарко, Владислава Стржельчика, Кирилла Лаврова, Сергея Юрского и многих других. Вскоре после прихода в театр, в 1959 г., Товстоногов поставил спектакль, который вошёл в историю русского театра, - "Пять вечеров" драматурга Александра Моисеевича Володина (настоящая фамилия Лифшии, родился в 1919 г.). Новизна заключалась в отсутствии пафоса: спектакль рассказывал о жизни самых обыкновенных людей, герои были показаны с состраданием и лю­бовью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Русское искусство в полной мере отражает бурную историю, самобытную культуру и многовековые традиции России. Какой бы вид искусства мы ни взяли для рассмотрения, будь то изобразительное искусство, литература, архитектура, музыка, всюду мы найдем черты, которые не могли возникнуть нигде больше, кроме как в России. За всю свою историю русское искусство не раз переживало взлеты и падения, но упадок – никогда, потому что одна из главных черт русского характера – творческое, поэтическое видение мира.

Возникновение театров в России было вызвано ростом абсолютизма, развитием школьного дела, ростом сознания публики и общественного мнения.

В конце XVII — начале XVIII в. по количеству крепостных театров Москва занимала в России первое место: их было 53. Московские дворяне проводили лето в усадьбах, а на зиму, как только устанавливался санный путь, приезжали в город вместе с многочисленной прислугой и актерами. Для многих дворян крепостной театр служил своеобразной демонстрацией их богатства.

Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.

До нас дошли далеко не все пьесы, исполнявшиеся в России на рубеже 18 века, но всё же имеющийся материал позволяет сделать определённые выводы. Уже в самом начале организации придворного театра возникает потребность в музыкантах. Состав музыкантов неоднократно пополнялся и обновлялся как за счёт иностранных, так и русских исполнителей.

Театр становился фактором общенациональной культуры. Русские исполнители и композиторы овладели опытом мирового оперного искусства, утвердили своё, ярко самобытное национальное искусство

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1.        Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М., ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 400 с.

2.        Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. – СПб:     Изд-во «Лань», 1997. – 512 с.

3.        Кармин А.С. Культурология. Учебник для вузов. – СПб: Изд-во «Лань», 2001.-832 с.

4.        Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие для вузов. – М., Академический проект, 2001. – 496 с.

5.        Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И. История и культурология. Учебное пособие для вузов. /Под ред. Н.В.Шишовой – М.: Изд-во корпорация «Логос», 1999. – 368 с.

 

 

 

2

 



Информация о работе Истоки театра искусство скоморохов и петрушки