История Буддизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 00:06, реферат

Описание

Буддизм — древнейшая из мировых религий. Другие мировые религии — христианство и ислам — появились значительно позже. Он "старше" христианства на пять веков, а ислам "моложе" его на целых двенадцать столетий. Буддизм относиться к так называемым мировым религиям, которые в отличии от национальных религий (Иудаизм, Индуизм и т.д.) имеют межнациональных характер. Возникновение мировых религий - результат длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами. Космополитический характер Буддизма позволил ему перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару.

Содержание

1.Вступление

2. Предпосылки возникновения буддизма

3. Жизнь Будды

4. Ранний буддизм

4.1 Первый буддийский cобор V век до н. э.

4.2 Второй буддийский cобор 383 до н. э.

5. Правление царя Ашоки (около 260 до н. э.)

5.1 Третий буддийский собор 250 до н. э.

5.2 Миссии Ашоки в эллинистическом мире

5.3 Распространение буддизма в Азии

6. Преследование буддизма в государстве Шунга (II—I века до н. э.)

7. Греческо-буддийский диалог (II век до н. э.—I век н. э.)

8. Буддизм и Рим

9. Подъём Махаяны I век до н. э. — I век

10. Распространение Махаяны I — X века

10.1 Индия

10.2 Северная и центральная Азия

10.2.1 Средняя Азия

10.2.2 Таримский бассейн

10.2.3 Китай

10.2.4 Корея

10.2.5 Япония

10.2.6 Тибет

10.3 Юго-восточная Азия

10.3.1 Империя Шривиджая V век-XV века

10.3.2 Кхмерская Империя IX–XIII века

11. Возрождение Тхеравады XI век

12. Распространение буддизма на запад

13. Заключение

14. Библиография

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 42.24 Кб (Скачать документ)

Содержание

1.Вступление

2. Предпосылки возникновения буддизма

3. Жизнь Будды

4. Ранний буддизм

4.1 Первый буддийский cобор V век до н. э.

4.2 Второй буддийский cобор 383 до н. э.

5. Правление царя Ашоки (около 260 до н. э.)

5.1 Третий буддийский собор 250 до н. э.

5.2 Миссии Ашоки в эллинистическом мире

5.3 Распространение буддизма в Азии

6. Преследование буддизма в государстве Шунга (II—I века до н. э.)

7. Греческо-буддийский диалог (II век до н. э.—I век н. э.)

8. Буддизм и Рим

9. Подъём Махаяны I век до н. э. — I век

10. Распространение Махаяны I — X века

10.1 Индия

10.2 Северная и центральная Азия

10.2.1 Средняя Азия

10.2.2 Таримский бассейн

10.2.3 Китай

10.2.4 Корея

10.2.5 Япония

10.2.6 Тибет

10.3 Юго-восточная Азия

10.3.1 Империя Шривиджая V век-XV века

10.3.2 Кхмерская Империя IX–XIII века

11. Возрождение Тхеравады XI век

12. Распространение буддизма на запад

13. Заключение

14. Библиография 
 
 

Предпосылки возникновения  буддизма

 Буддизм возник  в северо-восточной части Индии  (территория современного штата  Бихар), где находились те древние государства (Магадха, Кошала, Вайшали), в которых проповедовал Будда и где буддизм с самого начала своего существования получил значительное распространение. Обычно считается, что здесь, с одной стороны, позиции ведической религии и связанной с ней варновой (сословной) системы, обеспечивающей привилегированное положение брахманской (жреческой) варны, были слабее, чем в других частях Индии (то есть северо-восток Индии был как бы «слабым звеном» брахманизма), а с другой — именно здесь шёл бурный процесс государственного строительства, предполагавший возвышение иного «благородного» сословия — варны кшатриев (воинов и светских правителей — царей). А именно буддизм возник как оппозиционное брахманизму учение, опиравшееся прежде всего на светскую власть царей. Здесь важно отметить, что опять же буддизм способствовал созданию в Индии мощных государственных образований вроде империи Ашоки. Много позднее, уже в V веке. н. э. великий буддийский учитель Васубандху, излагая в своем «Вместилище Абхидхармы» (Абхидхармакоша) социогенный миф, почти ничего не говорит о брахманах, но очень подробно описывает происхождение царской власти.

 Таким образом,  в Индии буддизм был «царской  религией», что не мешало ему  одновременно быть и формой  древнеиндийского свободомыслия,  поскольку носителем религиозной  и вообще идеологической ортодоксии  и ортопраксии было в Индии жреческое сословие брахманов. Середина I-го тысячелетия до н. э. была в Индии временем кризиса древней ведической религии, хранителями и ревнителями которой были брахманы. И неудивительно, что «слабое звено» брахманизма — государства северо-востока Индии — стало опорой религиозных движений, к которым принадлежал и буддизм. А возникновение этих альтернативных учений было тесно связано с разочарованием части древнеиндийского общества в ведической религии с ее ритуализмом и формальным благочестием, а также с определёнными противоречиями и конфликтами между брахманами (жречеством) и кшатриями (воплощавшими начала светской власти древнеиндийских царей). 

Жизнь Будды

 Согласно традиции, исторический Будда Гаутама Сиддхарта родился в роде Шакья касты кшатриев в стране Магадха (546—324 до н. э.), в районе Лумбини на юге современного Непала. Его также называли Шакьямуни — мудрец, принадлежащий к клану Шакья.

 После жизни  в роскоши во дворце своего  отца, короля Капилавасту (царство которого потом вошло в государство Магатха), Сиддхарта случайно столкнулся с жестокой реальностью и сделал вывод, что реальная жизнь связана со страданиями и горем. Он отказался от жизни во дворце и стал вести аскетическую жизнь вместе с лесными отшельниками. Позднее он пришёл к выводу, что аскетизм неправилен и следует находить промежуточный путь между самопотаканием и самоограничением.

 Во время медитации  под деревом Бодхи он принял решение во что бы то ни стало найти Истину, и в возрасте 35 лет достиг Просветления. После этого он стал называться Будда Гаутама, или просто Будда, что означает «пробуждённый».

 Остальные 45 лет  жизни он путешествовал по  Центральной Индии в долине  Ганга, обучая своих последователей  и учеников.

 В дальнейшем  последователи Будды в течение  последующих 400 лет сформировали  много разных учений — школы  раннего буддизма (Никая), из которых сохранилось учение Тхеравада и многочисленные ветви Махаяны.

Ранний буддизм

 Ученики Будды  в соответствии с обычаем кремировали  тело Учителя. Правители соседних  государств прислали гонцов с просьбой дать им частицы останков Будды. Как описывается в Махапариниббана сутте, останки были разделены на восемь равных частей. Эти части останков были помещены в особые реликварии — ступы, культовые строения конусовидной формы, в столицах государств. Одну из частей, в ступе древнего города Капилаваттху, обнаружили в 1898 году вблизи деревни Пипрахва. Сейчас эта часть останков находится в Индийском Национальном музее в Нью-Дели.

 Эти ступы стали  как бы предшественниками китайских  пагод и тибетских чортенов (монгольских субурганов).

 Позднее в ступы  стали класть тексты сутр, почитавшихся  как запись подлинных слов  Будды. Поскольку суть Будды  есть Дхарма, его Учение, то сутры  как бы представляли собой  Дхарму как духовное тело Будды.  Эта замена (физическое тело —  духовное тело; «мощи» — тексты; Будда — Дхарма) оказалась очень  важной для последующей истории  буддизма, поскольку здесь, видимо, коренятся истоки чрезвычайно  важного учения махаянского буддизма о Дхармовом Теле Будды (Дхармакая).

Первый буддийский cобор V век до н. э.

 Предание утверждает, что вскоре после нирваны Будды произошёл первый буддийский «собор», когда собрались все ученики Будды и трое из них — Ананда, Упали и Махамаудгальяяна на память воспроизвели всё, чему учил Будда — нормы и правила монашеского общежития, «дисциплинарный устав» сангхи (Виная), проповеди и поучения Будды (Сутры) и его философское учение, «сверх-Дхарму» (Абхидхарма). Так возник буддийский Канон — Трипитака (на пали — Типитака), то есть «Три Корзины» Учения (в Древней Индии писали на пальмовых листьях, которые носили в корзинах). Первый из известных нам вариантов Канона — палийская Типитака — долгое время, в соответствии с традицией, передавался устно, и был впервые записан на Ланке около 80 до н. э. в связи с угрозой потери Учения. И в наши дни некоторые монахи, которых называют «держателями Типитаки» («типитакадхара»), традиционно заучивают наизусть отдельные части Типитаки или всю её полностью.

Второй буддийский cобор 383 до н. э.

 Второй буддийский  собор провёл царь Каласока в Вайшали, и был он связан с конфликтом между традиционными школами буддизма и более либеральными интерпретациями, известными как Махасангхика.

 В соответствии  с традиционными школами, Будда  был лишь обычным человеком,  достигшим просветления, и этот  опыт могли повторить монахи, следуя монашеским правилам. Преодолевая  страдания, монахи могли стать  архатами. Сторонники Махасангхики считали такой взгляд эгоистичным. Они считали, что цель достижения архатства несущественна, а истинная цель — достижение полного состояния Будды. Подобное воззрение в дальнейшем переросло в Махаяну. Они были сторонниками более облегчённого монашеского устава, отчего их поддерживало большинство монахов и сторонников буддизма.

 Собор закончился  осуждением Махасангхиков, которые покинули собрание. В дальнейшем сторонники Махасангхики обитали в северо-западной Индии и Средней Азии.

Правление царя Ашоки (около 260 до н. э.)

  Царь Ашока империи Мауриев (273—232 до н. э.) обратился в буддизм после того, как он учинил кровавую расправу над территорией Калинга (штат Орисса) на востоке Индии. Раскаиваясь в содеянном, царь решил обратиться к вере и построить многочисленные ступы и колонны в знак уважения ко всем живым существам, и чтобы побудить население следовать Дхарме. По всей стране он построил дороги и больницы.

 В это время  буддизм стал распространяться  за пределы Индии. Согласно колоннам и ступам с надписями короля Ашоки, эмиссары были посланы во все страны с целью проповеди буддизма, а также в греческое царство на западе (соседнюю греческую Бактрию, но, возможно, и далее до Средиземноморья.

Третий буддийский собор 250 до н. э.

 Царь Ашока провёл собор около 250 до н. э. в Паталипутре (современная Патна). Собрание проводил монах Тисса Моггалипутта. Речь шла о примирении различных буддийских школ, очищении буддийского движения от оппортунистских фракций, выросших под царской опекой, и организации миссионеров через весь известный к тому времени мир.

 В это время  установился более чётко состав  канона Трипитаки, содержащего слова, переданные непосредственно от Будды.

 Третий собор  осудил школы сарвастивады и дхармагуптаки, которые потом были влиятельными в северо-западной Индии и Средней Азии во времена Кушанской империи в начале нашей эры. Дхармагуптаки считали, что Будда отделён от общины и находится над ней. Сарвастивадины выдвигали тезис о однородности времени — настоящего, прошедшего и будущего.

Миссии Ашоки в эллинистическом мире

 Распространение буддизма при царе Ашоке (260.—218 до н. э.)

 Некоторые из  эдиктов короля Ашока описывают деятельность Ашоки по распространению буддизма в эллинистическом мире, который простирался от Индии до Греции. Из эдиктов видно, что Ашока хорошо разбирался в структуре и организации греческих стран, там присутствовали имена царей, которые обозначены как новопринявшие буддизм — селевкидский царь Антиох II Теос (261—246 до н. э.), Птолемей II Филадельф — египетский фараон (285—247 до н. э.), Антигон Гонат, царь Македонии (276—239 до н. э.), Магас Киренский (288—258 до н. э.) и Александр Эпирский (272—256 до н. э.).

 Согласно палийским источникам, многие эмиссары Ашоки были греками, что показывает широкий обмен религиозными идеями между культурами того времени.

 Двуязычная надпись  короля Ашоки на греческом и арамейском из Кандагара. Кабульский музей.

 Не совсем ясно, насколько эти связи реально  повлияли на Грецию, но ряд  авторов отмечают, что в это  время вполне могли происходить  процессы соединения эллинистических  и буддийских способов мышления. Имеются упоминания о буддийских  общинах, в первую очередь в  Александрии (по упоминанию Клемента Александрийского), и дохристианских монастырях Терапевты — по-видимому, название произошло от трансформации палийского слова Тхеравада.

 В Александрии  были найдены также и буддийские  надгробия эпохи Птолемеев, украшенные  изображениями Колеса Дхармы (Тарн, «Греки в Бактрии и Индии»).

Распространение буддизма в Азии

 К востоку от  Индии на территории Мьянмы  индийская культура оказала сильное  влияние на народ Мон. Мон, как утверждается, обратились в буддизм примерно в 200 до н. э. в результате миссии царя Ашоки, ещё до разделения буддизма на Махаяну и Хинаяну. Ранние храмы в государствах Мон, такие как Пейтхано в центральной Бирме, были основаны в период I—V веков.

 Буддийское искусство  Мон претерпело сильное влияние индийского искусства времён династии Гупта и последующих династий, и этот стиль распространился далее по Юго-Восточной Азии в результате экспансий государства Мон в V—VIII века.

 Под влиянием  Мон учение Тхеравады широко распространилось, пока не было заменено буддизмом Махаяны в VI веке.

Шри-Ланка была обращена в буддизм сыном Ашоки Махиндой и его шестью сподвижниками в II веке до н. э.. Буддизм принял король Деванампива Тисса и многие аристократы. В это время был основан монастырь Махавихара, превратившийся в центр традиции сингальцев. Во время правления короля Виттагамани в Шри-Ланка был написан палийский канон (29—17 до н. э.), традиция Тхеравады достигла расцвета, появились такие знаменитые комментаторы, как Буддхагхоса IV—V века. Хотя Махаяна тоже имела хождение, Тхеравада превалировала, и Шри-Ланка осталась последним оплотом Тхеравады, откуда это учение в XI веке снова распространилось по Юго-Восточной Азии.

 По легендам, царь  Ашока посылал миссионеров через Гималаи в районы Хотана, в бассейн Тарима, и в страну индоевропейцев Тохаристан.

Преследование буддизма в государстве Шунга (II—I века до н. э.)

 Династия Шунга (185—73 до н. э.) была основана через 50 лет после смерти Ашоки. После убийства последнего царя Мауриев Брхадраты трон занял военачальник Пусьямитра Шунга, ортодоксальный брамин. Он известен своей жестокостью в преследовании буддизма, согласно летописям, он разрушал монастыри и убивал монахов, и снёс около 84 тысяч ступ (Divyavadana, pp. 429—434), предлагая по сто золотых монет за голову каждого буддийского монаха. Большое количество буддийских монастырей были обращены в индуистские храмы, в частности Наланда, Бодхгая, Сарнатх и Матхура.

Информация о работе История Буддизма