История мировой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:59, реферат

Описание

Мы ничего не знаем о душе человека, который жил 20 000 лет тому назад. Однако знаем, что на протяжении известной нам истории человечества человек не изменился существенным образом ни по своим биологическим и психологическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам (ведь с тех пор прошло около 100 поколений). Каково было становление человека доисторической эпохи? Что он пережил, открыл, совершил, изобрел до начала передаваемой историй? первое становление человека – глубочайшая тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная.

Работа состоит из  1 файл

Реферат культурология обработанный.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Введение

Истоки и  корни нашей культуры находятся в первобытности.

Первобытность – детство человечества, большая часть истории человечества приходится на период первобытности.

Американский  этнограф Л. Г. Морган (1818 - 1881) в периодизации истории человечества («Древнее общество», 1877) период первобытности называет «дикостью». У  К. Ясперса в схеме мировой истории период первобытности назван «доисторией», «прометеевской эпохой».

Мы ничего не знаем  о душе человека, который жил 20 000 лет тому назад. Однако знаем, что  на протяжении известной нам истории человечества человек не изменился существенным образом ни по своим биологическим и психологическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам (ведь с тех пор прошло около 100 поколений). Каково было становление человека доисторической эпохи? Что он пережил, открыл, совершил, изобрел до начала передаваемой историй? первое становление человека – глубочайшая тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная.

Притязания, предъявляемые  нашему познанию доисторией, находят  свое выражения в вопросе без ответов.

Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и  причинах перехода от человека умелого  к человеку разумному, равно как  и об отправной точки его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. Оно шло внутри ограниченных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.

Наши предки в самый  отдаленный из доступных нам периодов предстают перед нами группами, вокруг огня. Использование огня и орудий является существенным фактором в превращении человека в человека. «Живое существо, не имеющее ни того не другого, мы вряд ли сочли бы человеком».

Радикальные отличия  человека от животных состоит в том, что окружающий предметный мир является объектом его мышления и речи.

Образование групп и  сообществ, осознание его смыслового значения – еще одно отличительное  качество человека. Только тогда, когда  между первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появляется оседлое и организованное человечество.

Возникновение искусства  – закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники  палеолитических охотников, неотделимые  отложения родовой организации, современного физического типа человека. Увеличился объем его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Традиционная культура  первобытности.

Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом Эдуардом Ларте, нашедшим в 1837 г. в гроте Шаффо пластинку с гравировкой. Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен (Франция).

В результате открытий археологов обнаружилось, что  памятники искусства появились  позднее, чем орудия труда, почти  на миллион лет. Роспись и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных.

Искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Натуральное творчество – композиция из тушь, костей, натуральный макет. Второй этап – искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление «творческого» опыта, которое выразилось в начале в полно объемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

Для третьего этапа характерно дальнейшее развитие верхнепалеолитического изобразительного творчества, связанного с появлением выразительных художественных образов в цвете и объемном изображении. Палитра каменного века видна, в ней четыре основные краски: черная, белая, красная и желтая.

Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображение в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве – резьбе по камню и кости, рельефу.

Особая область первобытного искусства – орнамент. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта.

В каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы и глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Наравне с бронзовыми предметами начинают появляться железные, которые знаменуют собой начало нового периода.

В поздний  период первобытного общества развивались  художественные ремесла: изготавливались  изделия из бронзы, золота и серебра.

Тридцать  тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Пережитки первобытных верований ведь не случайно сохранились во всех религиях, а также традициях  и быту народов мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Становление западного типа культуры: античная и средневековая культура.

2.1. Античная культура.

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний.

 Главными, стержневыми в античной культуре  были религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру.

Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации  и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов.

У греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм - обожествление человека, представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью.

Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски.

Следующая доминанта греческой культуры - мифология. Греческая мифология при всей сложности - высокая художественность и гуманизм образов.

В период расцвета греческой культуры (VI - V вв. до н.э.) в Афинах жили и творили самые выдающиеся греческие трагические поэты, классики не только греческой, но и мировой литературы. Древнегреческое изобразительное искусство прочно вошло в художественное развитие последующих времён. Его элементы живут в настоящее время. Основным архитектурным сооружением является храм.

В греческой скульптуре первоначально уступала скульптуре древнего Востока. Но с V в. до н.э. достигла небывалого расцвета. Передаётся не только фигура и лицо, но и движение и даже чувства изображаемых людей. Особой известностью и славой пользовались скульпторы: Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп.

Живопись была широко распространена в древней Греции в виде фресок и мозаик.

В эпоху эллинизма углублялась  дифференциация и происходила систематизация наук. Благодаря исследованиям Стратона (III в. до н.э.) появилась наука физика. Выдающийся вклад в развитие математических наук внесли Евклид и Архимед; в развитие астрономии - Аристарх; в создание географии - Эрастофен. Герофил создал описательную анатомию человека.

Изобразительное искусство Римской  имперации впитало в себя достижения всех завоёванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также изображение воды и зелени. В период империи особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица. Многие произведения скульптуры представляли прекрасно выполненные копии классических греческих и эллинистических произведений искусства. Особенно распространённым видом искусства была мозаика и обработка драгоценных металлов и бронзы.

Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально  во всех областях духовной и материальной деятельности. Культура Древнего Рима - во многом продолжательница античных традиций Греции - отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Средневековая культура Западной Европы.

Мир средневековой  западноевропейской культуры представлял собой результат слияния разных культур - античной греко-римской и варварской, носителями которой были европейские племена.

Важнейший и общий для всех этапов фактор, влиявший на культурную жизнь  общества - христианская церковь. Церковь учила, что человек от природы слаб и склонен к греху; поэтому без помощи церкви он не может получить спасение: именно церковь и только она есть необходимый посредник между Богом и человеком.

Христианство стало официальной  религией в Римской империи в четвертом веке до н.э. После раздела империи христианство одинаково утвердилось утвердилось и в Западной, и в Восточной ее частях. В 1054 г. произошло разделение Западной и Восточной церквей на католическую и православную (ортодоксальную).

В Западной Европе церковь заняла особое положение, при котором римский  папа обладал важными политическими  полномочиями.

Огромную  роль в раннехристианской Европе играли монастыри. При крупных монастырях создавались школы, в которых преподавались «семь свободных искусств» - грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Были и низшие церковные школы, в которых учили молитвам, церковному пению, латыни, письму и таблице умножения.

Самым популярным художественным стилем был романский - стиль крепостной архитектуры.

Для романского стиля характерны суровая массивность  форм, узкие оконные проемы, высокие  башни, росписи, рельефы, отказ от реализма в трактовке природы и изображении  человеческого тела, плоскостное  двухмерное изображение, нарушение пропорций фигур.

С появлением светских школ, особенно распространенные в Англии. 10-11 веках появляются первые университеты. Все университеты имели в своем составе четыре факультета - философский, юридический, медицинский и подготовительный (артистический). Преподавание во всех западноевропейских странах велось на латыни.

Развивались и естественнонаучные знания - химия, физика, астрономия.

Основным  художественным стилем становится готический, появившийся в 12 веке. Основные черты готического стиля в архитектуре - тонкие стены, стрельчатые арки, гигантские ажурные башни, огромные окна с многоцветными витражами, изогнутые статуи, сложный орнамент.

Итак, средневековая  культура заложила фундамент для  формирования западноевропейского  типа цивилизации на основе христианских ценностей и привела к появлению блестящей культуры эпохи Возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Этапы развития западноевропейской культуры: Ренессанс, Просвещение, культура XIX – XX вв.

В конце 14-начале 15 вв. в Европе начала формироваться новая культура, по отношению к которой используют термин культура Возрождения. В центре внимания деятелей Возрождения, был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином «гуманистическое».

Идеалом признавалась сильная, всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы, человек - смертный бог. Он сам исследует мир и наслаждается им.

Возрождение в Германии связано с именем Мартина  Лютера: он перевел на немецкий язык Библию, он же возглавил движение за реформу католической церкви - Реформацию. Он учил, что вера - это внутреннее состояние человека, что спасение дается не церковью, а Богом, к Богу можно обращаться без посредника - католической церкви. Возникло новое направление в христианстве - протестантизм, открывший путь для развития гражданских свобод.

Замечательным ученым-гуманистом был Эразм Роттердамский. Великим художником по разносторонности и масштабу дарования был Альбрехт Дюрер.

Современниками  Дюрера были Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший, Ганс Сакс.

Основоположником  Реформации в Швейцарии был Ульрих Цвингли. Он провел церковную реформу, в ходе которой были упрощены церковные обряды, отменен целый ряд праздников, закрыты некоторые монастыри.

Страной, в  которой культура Возрождения проявилась особо ярко, были Нидерланды. Крупнейшими художниками были Ян ван Эйк, Питер Брейгель Старший (Мужицкий).

Информация о работе История мировой культуры