Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:59, реферат
Мы ничего не знаем о душе человека, который жил 20 000 лет тому назад. Однако знаем, что на протяжении известной нам истории человечества человек не изменился существенным образом ни по своим биологическим и психологическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам (ведь с тех пор прошло около 100 поколений). Каково было становление человека доисторической эпохи? Что он пережил, открыл, совершил, изобрел до начала передаваемой историй? первое становление человека – глубочайшая тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная.
Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности.
Первобытность – детство человечества, большая часть истории человечества приходится на период первобытности.
Американский этнограф Л. Г. Морган (1818 - 1881) в периодизации истории человечества («Древнее общество», 1877) период первобытности называет «дикостью». У К. Ясперса в схеме мировой истории период первобытности назван «доисторией», «прометеевской эпохой».
Мы ничего не знаем о душе человека, который жил 20 000 лет тому назад. Однако знаем, что на протяжении известной нам истории человечества человек не изменился существенным образом ни по своим биологическим и психологическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам (ведь с тех пор прошло около 100 поколений). Каково было становление человека доисторической эпохи? Что он пережил, открыл, совершил, изобрел до начала передаваемой историй? первое становление человека – глубочайшая тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная.
Притязания, предъявляемые нашему познанию доисторией, находят свое выражения в вопросе без ответов.
Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точки его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. Оно шло внутри ограниченных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.
Наши предки в самый отдаленный из доступных нам периодов предстают перед нами группами, вокруг огня. Использование огня и орудий является существенным фактором в превращении человека в человека. «Живое существо, не имеющее ни того не другого, мы вряд ли сочли бы человеком».
Радикальные отличия человека от животных состоит в том, что окружающий предметный мир является объектом его мышления и речи.
Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения – еще одно отличительное качество человека. Только тогда, когда между первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появляется оседлое и организованное человечество.
Возникновение искусства – закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимые отложения родовой организации, современного физического типа человека. Увеличился объем его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.
Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом Эдуардом Ларте, нашедшим в 1837 г. в гроте Шаффо пластинку с гравировкой. Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен (Франция).
В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет. Роспись и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных.
Искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Натуральное творчество – композиция из тушь, костей, натуральный макет. Второй этап – искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление «творческого» опыта, которое выразилось в начале в полно объемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.
Для третьего этапа характерно дальнейшее развитие верхнепалеолитического изобразительного творчества, связанного с появлением выразительных художественных образов в цвете и объемном изображении. Палитра каменного века видна, в ней четыре основные краски: черная, белая, красная и желтая.
Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображение в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве – резьбе по камню и кости, рельефу.
Особая область первобытного искусства – орнамент. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта.
В каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы и глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Наравне с бронзовыми предметами начинают появляться железные, которые знаменуют собой начало нового периода.
В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота и серебра.
Тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Пережитки первобытных верований ведь не случайно сохранились во всех религиях, а также традициях и быту народов мира.
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний.
Главными,
стержневыми в античной
Античная (или древняя) Греция была
колыбелью европейской
У греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм - обожествление человека, представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью.
Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски.
Следующая доминанта греческой культуры - мифология. Греческая мифология при всей сложности - высокая художественность и гуманизм образов.
В период расцвета греческой культуры (VI - V вв. до н.э.) в Афинах жили и творили самые выдающиеся греческие трагические поэты, классики не только греческой, но и мировой литературы. Древнегреческое изобразительное искусство прочно вошло в художественное развитие последующих времён. Его элементы живут в настоящее время. Основным архитектурным сооружением является храм.
В греческой скульптуре первоначально уступала скульптуре древнего Востока. Но с V в. до н.э. достигла небывалого расцвета. Передаётся не только фигура и лицо, но и движение и даже чувства изображаемых людей. Особой известностью и славой пользовались скульпторы: Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп.
Живопись была широко распространена в древней Греции в виде фресок и мозаик.
В эпоху эллинизма углублялась
дифференциация и происходила систематизация
наук. Благодаря исследованиям
Изобразительное искусство Римской имперации впитало в себя достижения всех завоёванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также изображение воды и зелени. В период империи особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица. Многие произведения скульптуры представляли прекрасно выполненные копии классических греческих и эллинистических произведений искусства. Особенно распространённым видом искусства была мозаика и обработка драгоценных металлов и бронзы.
Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Культура Древнего Рима - во многом продолжательница античных традиций Греции - отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью.
Мир средневековой западноевропейской культуры представлял собой результат слияния разных культур - античной греко-римской и варварской, носителями которой были европейские племена.
Важнейший и общий для всех этапов фактор, влиявший на культурную жизнь общества - христианская церковь. Церковь учила, что человек от природы слаб и склонен к греху; поэтому без помощи церкви он не может получить спасение: именно церковь и только она есть необходимый посредник между Богом и человеком.
Христианство стало
В Западной Европе церковь заняла особое положение, при котором римский папа обладал важными политическими полномочиями.
Огромную роль в раннехристианской Европе играли монастыри. При крупных монастырях создавались школы, в которых преподавались «семь свободных искусств» - грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Были и низшие церковные школы, в которых учили молитвам, церковному пению, латыни, письму и таблице умножения.
Самым популярным художественным стилем был романский - стиль крепостной архитектуры.
Для романского
стиля характерны суровая массивность
форм, узкие оконные проемы, высокие
башни, росписи, рельефы, отказ от реализма
в трактовке природы и
С появлением светских школ, особенно распространенные в Англии. 10-11 веках появляются первые университеты. Все университеты имели в своем составе четыре факультета - философский, юридический, медицинский и подготовительный (артистический). Преподавание во всех западноевропейских странах велось на латыни.
Развивались и естественнонаучные знания - химия, физика, астрономия.
Основным художественным стилем становится готический, появившийся в 12 веке. Основные черты готического стиля в архитектуре - тонкие стены, стрельчатые арки, гигантские ажурные башни, огромные окна с многоцветными витражами, изогнутые статуи, сложный орнамент.
Итак, средневековая культура заложила фундамент для формирования западноевропейского типа цивилизации на основе христианских ценностей и привела к появлению блестящей культуры эпохи Возрождения.
В конце 14-начале 15 вв. в Европе начала формироваться новая культура, по отношению к которой используют термин культура Возрождения. В центре внимания деятелей Возрождения, был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином «гуманистическое».
Идеалом признавалась сильная, всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы, человек - смертный бог. Он сам исследует мир и наслаждается им.
Возрождение в Германии связано с именем Мартина Лютера: он перевел на немецкий язык Библию, он же возглавил движение за реформу католической церкви - Реформацию. Он учил, что вера - это внутреннее состояние человека, что спасение дается не церковью, а Богом, к Богу можно обращаться без посредника - католической церкви. Возникло новое направление в христианстве - протестантизм, открывший путь для развития гражданских свобод.
Замечательным ученым-гуманистом был Эразм Роттердамский. Великим художником по разносторонности и масштабу дарования был Альбрехт Дюрер.
Современниками Дюрера были Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший, Ганс Сакс.
Основоположником Реформации в Швейцарии был Ульрих Цвингли. Он провел церковную реформу, в ходе которой были упрощены церковные обряды, отменен целый ряд праздников, закрыты некоторые монастыри.
Страной, в которой культура Возрождения проявилась особо ярко, были Нидерланды. Крупнейшими художниками были Ян ван Эйк, Питер Брейгель Старший (Мужицкий).