Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:46, контрольная работа
Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода, хотя в этом не было практической необходимости. Зачем они так поступали? Почему у людей возникла потребность в изображении предметов, окружавших их?
Многие исследователи полагают, что древние художники изображали животных перед началом охоты, считая, что рисунок принесет им удачу: чтобы олень или бизон стал добычей, необходимо поразить его копьем на рисунке. Но это всего лишь предположение, возможно, первобытная живопись и скульптура имели более глубинный смысл, до сих пор неизвестный нам. Но, и не стоит забывать об эстетической роли древнего искусства: расписывая стены пещеры или вырезая изображение на кости, человек получал возможность выразить себя в творчестве и заставить окружающих восхищаться своей работой.
ВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….……….… 3
1. ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА………………………………...…………… 4
2. ЭПОХА МУСТЬЕ……………………………………...…………….…….. 5
3. ЭПОХА ОРИНЬЯК…..………………...….…………………...….……..… 6
4.ЭПОХА СОЛЮТРЕ ……………………………………….…………..….. 7
5. ЭПОХА МАДЛЕН…………….……………………...………….....……… 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..…………………………………………...… …… 17
ЛИТЕРАТУРА……………………………… ……………………………….. 16
СОДЕРЖАНИЕ
ВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….……….… |
3 |
1. ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА………………………………...…………… |
4 |
2. ЭПОХА МУСТЬЕ……………………………………...…………….… |
5 |
3. ЭПОХА ОРИНЬЯК…..………………...….………………….. |
6 |
4.ЭПОХА СОЛЮТРЕ ……………………………………….…………..….. |
7 |
5. ЭПОХА МАДЛЕН…………….……………………...…………... |
9 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..…………………………………… |
17 |
ЛИТЕРАТУРА……………………………… ……………………………….. |
16 |
ВВЕДЕНИЕ
Первобытная культура - самая большая и длительная историческая форма культуры. Наши предки появились на земле почти 200 000 лет назад. Постепенно совершенствуясь, человек научился шить одежду, обустраивать свое жилье, изготавливать орудия труда.
К первобытной эпохе восходит и зарождение искусства, когда человек впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в искусстве, что способствовало закреплению и передаче знаний и навыков, возникновению еще одной формы общения между людьми. В то время люди ещё не знали металла, и орудия труда изготовляли из камня, с помощью которых можно было заняться творчеством: резьбой по камню и кости, живописью.
Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода, хотя в этом не было практической необходимости. Зачем они так поступали? Почему у людей возникла потребность в изображении предметов, окружавших их?
Многие исследователи полагают, что древние художники изображали животных перед началом охоты, считая, что рисунок принесет им удачу: чтобы олень или бизон стал добычей, необходимо поразить его копьем на рисунке. Но это всего лишь предположение, возможно, первобытная живопись и скульптура имели более глубинный смысл, до сих пор неизвестный нам. Но, и не стоит забывать об эстетической роли древнего искусства: расписывая стены пещеры или вырезая изображение на кости, человек получал возможность выразить себя в творчестве и заставить окружающих восхищаться своей работой.
Таким образом, данная тема остается актуальной и в настоящее время.
1. ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА
Древнекаменный век, или
палеолит — самый длительный период
в истории человечества: в это
время формируется
Палеолитическое искусство в Западной Европе представлено главным образом наскальными рисунками. В середине 19 в. считалось, что наиболее древними являются древнеегипетское и кельтское искусство, поэтому даже не предполагалось, что существуют еще более, древние формы, которые были на столь высоком уровне, что оставались недостижимыми для последующих поколений в течение многих тысячелетий. Трудно было поверить, что более двух десятков тысяч лет назад в Европе существовало искусство, достойное восхищения. Наскальные гравюры, рисунки, различные статуэтки свидетельствуют о том, что первобытные охотники были не столь «дремучими», как о них думали раньше.
Первые наскальные рисунки были найдены свыше 120 лет тому назад, по только в начале XX в. их уже точно смогли отнести к палеолитической эпохе.
Имя Марселино де Саутуолы
тесно связано с «
После открытия Саутуолы периодически стали появляться сообщения других ученых о подобных находках. Так, во Франции в 1878 г. ученым Широном в пещере Шабо были обнаружены гравюры, Широн представил ученым фотографии, но сообщение осталось незамеченным. В 1895 г., там же, во Франции, Ривьор обнаружил на стенах пещеры Ла Мут изображения и предположил их палеолитический возраст. Его заявление было осмеяно.
В 1987 г. была открыта пещера Марсула, в который также были обнаружены изображения. Вместе с тем, все чаще и больше обнаруживают рисунки, гравюры, скульптуры и орнаментированные предметы, залегающие прямо в культурном слое. Многочисленные находки заставляют многих ученых-скептиков пересмотреть свою точку зрения.
В ходе истории этого периода можно проследить ряд ступеней развития:
Сложение рода и появление первых памятников изобразительной деятельности человека падают на конец среднего палеолита, так называемую эпоху Мустье (80—40 тысячелетия до н. э.), и на весь поздний палеолит — эпоху Ориньяк (40—35 тысячелетия до н. э.), Солютре (35—25 тысячелетия до н. э.), Мадлен (25—8 тысячелетия до н. э.) .
2. ЭПОХА МУСТЬЕ
Эпоха Мустье (конец среднего палеолита или 80-40 тысячелетия до н. э.), мустьерская культура, мустьерская эпоха — наиболее поздняя эпоха древнего палеолита, следует за ашельской культурой (эпохой) и сменяется культурами позднего (верхнего) палеолита. Многими исследователями выделяется под названием «средний палеолит».
Впервые определена Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. и названа по пещере Ле-Мустье (Le Moustier) на юго-западе Франции (департамент Дордонь). Распространена в Европе (к югу от 54° северной широты), на севере Африки, Ближнем Востоке и в Средней Азии.
Носителями Мустьерской культуры были неандертальцы. Они жили в пещерах и под открытым небом, иногда в жилищах, сооружённых из крупных костей мамонта и шкур, занимались охотой на мамонтов, пещерных медведей и др. животных, а также собирательством. Погребения неандертальцев свидетельствуют о зарождавшихся религиозных верованиях.
Искусство в эпоху мустье
тесно связано с зарождающимися
религиозными представлениями и
ритуалами. Среди небольшого количества
найденных предметов этого
Уже в эпоху Мустье человек меняет форму и вид предмета не только с целью создания практических орудий. Таковы небольшие каменные плиты с нанесенными на них красочными полосами и пятнами и с выдолбленными чашечками, расположенными в определенном порядке (пещера Ля-Ферраси, Франция). Она рассматривается как одно из первых проявлений зарождавшегося в мустьерскую эпоху изобразительного искусства. Нельзя переоценивать значение этих предметов, но все же они свидетельствуют о достаточно сложной умственной работе первобытного человека.
3. ЭПОХА ОРИНЬЯК
К эпохе Ориньяк относится серия рисунков в пещерах Франции и Испании. Названа по раскопкам в пещере Ориньяк (Aurignac) в департаменте Верхняя Гаронна (Франция). Впервые выделена в начале XX в. Ориньякская культура в широком смысле слова представлена в ряде стран Западной и Центральной Европы. Носителями ориньякской культуры были кроманьонцы. Для культуры характерны кремнёвые пластины с ретушью и выемками по краям, скребки, нуклевидные орудия, довольно развитая обработка кости (в частности, костяные наконечники копий с рассеченным основанием), остатки долговременных жилищ и относительно развитое изобразительное искусство. В это время начинают появляться первые произведения первобытного искусства, которыми являются схематичные контурные рисунки звериных голов, обычно выполняемые на известняковых плитах. Рисунки очень несовершенны, пропорции не соблюдены, неясно обозначены голова и ноги. Но эти рисунки ценны тем, что показывают первые попытки осмыслить и передать виденное.
В эпоху Ориньяк встречаются на стенах пещер изображения рук; краской обводился контур руки, и рисунок заключался в круг. Последнее обстоятельство свидетельствует, что это не случайные отпечатки, а магические знаки.
Кроме изображения животных, на стенах пещер встречаются изображения человеческих фигур в уродливых звериных масках. Это охотники, которые надевали маски и для совершения религиозных обрядов и для магического танца.
4. ЭПОХА СОЛЮТРЕ
Солютре́йская культу́ра — археологическая культура середины позднего палеолита, распространённая на территории Франции и Северной Испании. Сменила ориньякскую культуру и перигорскую культуру и, в свою очередь, сменилась мадленской культурой. Впервые выделена Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. и названа по стоянке Солютре (Solutre, департамент Сона и Луара во Франции).
Характеризуется тщательно
изготовленными, обработанными совершенной
отжимной ретушью кремнёвыми, т. н. солютрейскими,
наконечниками в форме
Пещера Ласко или Ляско
(фр. Grotte de Lascaux) во Франции — один
из важнейших палеолитических
Пещера была случайно открыта 12 сентября 1940 года четырьмя подростками. Они наткнулись на узкое отверстие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния.
Специалист по истории первобытного общества Анри Брейль, скрывавшийся в регионе во время немецкой оккупации, стал первым исследователем, посетившим пещеру Ласко 21 сентября 1940 года вместе с Жаном Буиссонни, Андре Шейнье, затем с Дени Пейрони и Анри Бегуэном. А. Брейль первым установил подлинность наскальных рисунков, описал и изучил их. С конца 1940 года он сделал множество измерений и провёл несколько месяцев на этом месте, изучая первобытную живопись, которую он отнёс к перигорской культуре.
А. Брейгель позже дал такое определение Ласко:"Если Альтамира — столица пещерной живописи, то Ласко её Версаль."
В 1948 году вход в пещеру был оборудован для туристических посещений, которых становилось с каждым днём всё больше и больше, и со временем они стали угрожать сохранности наскальных изображений.
Животные, изображенные на стенах Ласко, — те же самые, что и во многих других пещерах с наскальными изображениями во франко-кантабрийском регионе: в основном это лошади, зубры, бизоны, олени и каменные бараны. Другие изображения животных встречаются реже и часто представляют потенциальную опасность для человека (например, медведи, носороги и крупные животные из семейства кошачьих).
Виды нарисованных животных не соответствуют тем, на которых люди палеолита охотились, и которых они использовали в разнообразных целях (ради мяса, шкур, костей и т. д.). Только гравированный северный олень (хотя такая интерпретация рисунка до сих пор вызывает сомнения), был определен как животное, чьи кости есть в пещере (более 88 % из найденных).
Изображения очень реалистичны, особенно это касается телосложения и поз животных, однако художники Ласко не стремились к исчерпывающему и натуралистическому отображению действительности: на рисунках нет ни флоры, ни ландшафтов в отличие от многих других палеолитических наскальных изображениях.
Тщательное изучение росписей Ласко открыло одну из особенностей работы древних мастеров: рисунок на стенах пещеры иногда наслаивался на предыдущий. Нередко художники изображали целые стада животных, особенно часто они встречаются в гравюрах на кости. В таких изображениях фигуры на переднем плане переданы детально, а остальные — схематично.
В эпоху Солютре расширяется и углубляется образное познание окружающего мира, уточняется представление о животном мире, который и в этот период остается главной темой искусства. Фигура животного рисуется теперь более уверенной линией, контур делается четче, пропорции правильнее; появляется штриховка, открывшая возможность перехода от плоскостного контурного рисунка к более объемному изображению. Встречаются попытки показать животное в различных позах, и к концу эпохи Солютре в этом отношении достигается значительный успех (пещеры Франции — Нио, Фон-де-Гом; Испании — дела Пенья, Пасегья, Кастильо.
5. ЭПОХА МАДЛЕН
Наивысший расцвет искусства палеолита падает на эпоху Мадлен (25—8 тысячелетия до н.э.).
Мадленская культура (культура Мадлен) — культура позднего палеолита; была распространена на территории Франции, Испании, Швейцарии, Бельгии, Германии. Возраст — 15—8 тыс. лет. Преобладают разнообразные кремневые резцы, проколки, скребки. Высоко развита обработка кости. Характерны резные изображения на роге и кости, скульптура из рога, кости и бивня мамонта, гравированные и др. изображения на стенах и потолках пещер. Произошел переход к микролитам, то есть мелким орудиям труда из камня. Мадленские охотники жили преимущественно в пещерах, а также в жилищах из костей и шкур. Мадленская культура в широком смысле охватывает заключительный этап развития позднепалеолитической культуры всей европейской приледниковой области от Франции до Приуралья. Мадленское население оставило нам великолепное пещерное искусство и предметы из кости.
Информация о работе Этапы развития изобразительного искусства палеолита