Этапы развития изобразительного искусства палеолита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:46, контрольная работа

Описание

Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода, хотя в этом не было практической необходимости. Зачем они так поступали? Почему у людей возникла потребность в изображении предметов, окружавших их?
Многие исследователи полагают, что древние художники изображали животных перед началом охоты, считая, что рисунок принесет им удачу: чтобы олень или бизон стал добычей, необходимо поразить его копьем на рисунке. Но это всего лишь предположение, возможно, первобытная живопись и скульптура имели более глубинный смысл, до сих пор неизвестный нам. Но, и не стоит забывать об эстетической роли древнего искусства: расписывая стены пещеры или вырезая изображение на кости, человек получал возможность выразить себя в творчестве и заставить окружающих восхищаться своей работой.

Содержание

ВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….……….… 3
1. ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА………………………………...…………… 4
2. ЭПОХА МУСТЬЕ……………………………………...…………….…….. 5
3. ЭПОХА ОРИНЬЯК…..………………...….…………………...….……..… 6
4.ЭПОХА СОЛЮТРЕ ……………………………………….…………..….. 7
5. ЭПОХА МАДЛЕН…………….……………………...………….....……… 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..…………………………………………...… …… 17
ЛИТЕРАТУРА……………………………… ……………………………….. 16

Работа состоит из  1 файл

Этапы живописи палеолита.docx

— 46.22 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….……….…

3

1. ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА………………………………...……………

4

2. ЭПОХА МУСТЬЕ……………………………………...…………….……..

5

3. ЭПОХА ОРИНЬЯК…..………………...….…………………...….……..…

6

4.ЭПОХА СОЛЮТРЕ ……………………………………….…………..…..

7

5. ЭПОХА МАДЛЕН…………….……………………...………….....………

9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..…………………………………………...… ……

17

ЛИТЕРАТУРА………………………………  ………………………………..

16


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Первобытная культура - самая  большая и длительная историческая форма культуры. Наши предки появились  на земле почти 200 000 лет назад. Постепенно совершенствуясь, человек научился шить одежду, обустраивать свое жилье, изготавливать орудия труда.

К первобытной эпохе восходит и зарождение искусства, когда человек  впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в  искусстве, что способствовало закреплению  и передаче знаний и навыков, возникновению  еще одной формы общения между  людьми. В то время люди ещё не знали металла, и орудия труда  изготовляли из камня, с помощью  которых можно было заняться творчеством: резьбой по камню и кости, живописью.

Люди каменного века придавали  художественный облик предметам  повседневного обихода, хотя в этом не было практической необходимости. Зачем  они так поступали? Почему у людей  возникла потребность в изображении  предметов, окружавших их?

Многие исследователи  полагают, что древние художники  изображали животных перед началом  охоты, считая, что рисунок принесет им удачу: чтобы олень или бизон  стал добычей, необходимо поразить его  копьем на рисунке. Но это всего лишь предположение, возможно, первобытная  живопись и скульптура имели более  глубинный смысл, до сих пор неизвестный  нам. Но, и не стоит забывать об эстетической роли древнего искусства: расписывая стены  пещеры или вырезая изображение  на кости, человек получал возможность  выразить себя в творчестве и заставить  окружающих восхищаться своей работой.

Таким образом, данная тема остается актуальной и в настоящее  время.

 

1. ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА

Древнекаменный век, или  палеолит — самый длительный период в истории человечества: в это  время формируется биологический  тип человека. Владея определенными  трудовыми навыками, человек начинает создавать простейшие орудия.

Палеолитическое искусство  в Западной Европе представлено главным  образом наскальными рисунками. В середине 19 в. считалось, что наиболее древними являются древнеегипетское и кельтское искусство, поэтому даже не предполагалось, что существуют еще более, древние формы, которые были на столь высоком уровне, что оставались недостижимыми для последующих поколений в течение многих тысячелетий. Трудно было поверить, что более двух десятков тысяч лет назад в Европе существовало искусство, достойное восхищения. Наскальные гравюры, рисунки, различные статуэтки свидетельствуют о том, что первобытные охотники были не столь «дремучими», как о них думали раньше.

Первые наскальные рисунки  были найдены свыше 120 лет тому назад, по только в начале XX в. их уже точно  смогли отнести к палеолитической  эпохе.

Имя Марселино де Саутуолы тесно связано с «узакониванием»- палеолитического искусства, так как  именно этот человек положил всю  свою жизнь на то. чтобы доказать, что пещерный человек обладал  высоким уровнем культуры и талантливости. История началась с того, что в 1875 г. Саутуола впервые исследовал пещеру Альтамира, впоследствии названную «Сикстинской капеллой первобытного искусства».

После открытия Саутуолы периодически стали появляться сообщения других ученых о подобных находках. Так, во Франции в 1878 г. ученым Широном в  пещере Шабо были обнаружены гравюры, Широн представил ученым фотографии, но сообщение осталось незамеченным. В 1895 г., там же, во Франции, Ривьор обнаружил на стенах пещеры Ла Мут изображения и предположил их палеолитический возраст. Его заявление было осмеяно.

В 1987 г. была открыта пещера Марсула, в который также были обнаружены изображения. Вместе с тем, все чаще и больше обнаруживают рисунки, гравюры, скульптуры и орнаментированные  предметы, залегающие прямо в культурном слое. Многочисленные находки заставляют многих ученых-скептиков пересмотреть свою точку зрения.

В ходе истории этого периода  можно проследить ряд ступеней развития:

  • древний, или нижний палеолит;
  • средний палеолит;
  • поздний, или верхний палеолит.

Сложение рода и появление  первых памятников изобразительной  деятельности человека падают на конец  среднего палеолита, так называемую эпоху Мустье (80—40 тысячелетия до н. э.), и на весь поздний палеолит — эпоху Ориньяк (40—35 тысячелетия  до н. э.), Солютре (35—25 тысячелетия до н. э.), Мадлен (25—8 тысячелетия до н. э.) .

 

2. ЭПОХА МУСТЬЕ

Эпоха Мустье (конец среднего палеолита или 80-40 тысячелетия до н. э.), мустьерская культура, мустьерская  эпоха — наиболее поздняя эпоха  древнего палеолита, следует за ашельской  культурой (эпохой) и сменяется культурами позднего (верхнего) палеолита. Многими  исследователями выделяется под  названием «средний палеолит».

Впервые определена Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. и названа  по пещере Ле-Мустье (Le Moustier) на юго-западе Франции (департамент Дордонь). Распространена в Европе (к югу от 54° северной широты), на севере Африки, Ближнем Востоке и в Средней Азии.

Носителями Мустьерской  культуры были неандертальцы. Они жили в пещерах и под открытым небом, иногда в жилищах, сооружённых из крупных костей мамонта и шкур, занимались охотой на мамонтов, пещерных медведей и др. животных, а также собирательством. Погребения неандертальцев свидетельствуют о зарождавшихся религиозных верованиях.

Искусство в эпоху мустье тесно связано с зарождающимися религиозными представлениями и  ритуалами. Среди небольшого количества найденных предметов этого времени, носящих следы искусственной  обработки и не являющихся орудиями труда или охоты, чаще всего встречаются  изготовленные из костей или зубов  животных амулеты, из которых могли  быть составлены целые ожерелья или  браслеты. При их создании применялась  полировка и гравировка.

Уже в эпоху Мустье человек  меняет форму и вид предмета не только с целью создания практических орудий. Таковы небольшие каменные плиты с нанесенными на них  красочными полосами и пятнами и  с выдолбленными чашечками, расположенными в определенном порядке (пещера Ля-Ферраси, Франция). Она рассматривается как одно из первых проявлений зарождавшегося в мустьерскую эпоху изобразительного искусства. Нельзя переоценивать значение этих предметов, но все же они свидетельствуют о достаточно сложной умственной работе первобытного человека.

 

3. ЭПОХА ОРИНЬЯК

К эпохе Ориньяк относится  серия рисунков в пещерах Франции  и Испании. Названа по раскопкам  в пещере Ориньяк (Aurignac) в департаменте Верхняя Гаронна (Франция). Впервые  выделена в начале XX в. Ориньякская  культура в широком смысле слова  представлена в ряде стран Западной и Центральной Европы. Носителями ориньякской культуры были кроманьонцы. Для культуры характерны кремнёвые пластины с ретушью и выемками по краям, скребки, нуклевидные орудия, довольно развитая обработка кости (в частности, костяные наконечники копий с рассеченным основанием), остатки долговременных жилищ и относительно развитое изобразительное искусство. В это время начинают появляться первые произведения первобытного искусства, которыми являются схематичные контурные рисунки звериных голов, обычно выполняемые на известняковых плитах. Рисунки очень несовершенны, пропорции не соблюдены, неясно обозначены голова и ноги. Но эти рисунки ценны тем, что показывают первые попытки осмыслить и передать виденное.

В эпоху Ориньяк встречаются  на стенах пещер изображения рук; краской обводился контур руки, и  рисунок заключался в круг. Последнее  обстоятельство свидетельствует, что  это не случайные отпечатки, а  магические знаки.

Кроме изображения животных, на стенах пещер встречаются изображения  человеческих фигур в уродливых  звериных масках. Это охотники, которые  надевали маски и для совершения религиозных обрядов и для  магического танца.

 

4. ЭПОХА СОЛЮТРЕ

Солютре́йская культу́ра  — археологическая культура середины позднего палеолита, распространённая на территории Франции и Северной Испании. Сменила ориньякскую культуру и перигорскую культуру и, в свою очередь, сменилась мадленской культурой. Впервые выделена Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. и названа по стоянке  Солютре (Solutre, департамент Сона и  Луара во Франции).

Характеризуется тщательно  изготовленными, обработанными совершенной  отжимной ретушью кремнёвыми, т. н. солютрейскими, наконечниками в форме лаврового  или ивового листа, а также  с выемкой. Часть из них служила  наконечниками копий и дротиков, часть — ножами и кинжалами. Вместе с ними находят кремнёвые скребки, резцы, проколки, острия, костяные наконечники, иглы с ушками, жезлы, произведения искусства и др.

Пещера Ласко или Ляско (фр. Grotte de Lascaux) во Франции — один из важнейших палеолитических памятников по количеству, качеству и сохранности  наскальных изображений. Иногда Ласко  называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Живописные и гравированные рисунки, которые находятся там, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII—XV тысячелетии до н. э. Долгое время их приписывали древней мадленской культуре, но последние изыскания показали, что они скорее относятся к более ранней солютрейской культуре.

Пещера была случайно открыта 12 сентября 1940 года четырьмя подростками. Они наткнулись на узкое отверстие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния.

Специалист по истории  первобытного общества Анри Брейль, скрывавшийся в регионе во время немецкой оккупации, стал первым исследователем, посетившим пещеру Ласко 21 сентября 1940 года вместе с Жаном Буиссонни, Андре Шейнье, затем с Дени Пейрони и Анри Бегуэном. А. Брейль первым установил  подлинность наскальных рисунков, описал и изучил их. С конца 1940 года он сделал множество измерений и провёл несколько месяцев на этом месте, изучая первобытную живопись, которую  он отнёс к перигорской культуре.

А. Брейгель позже дал  такое определение Ласко:"Если Альтамира — столица пещерной живописи, то Ласко её Версаль."

В 1948 году вход в пещеру был  оборудован для туристических посещений, которых становилось с каждым днём всё больше и больше, и со временем они стали угрожать сохранности  наскальных изображений.

Животные, изображенные на стенах Ласко, — те же самые, что и во многих других пещерах с наскальными  изображениями во франко-кантабрийском  регионе: в основном это лошади, зубры, бизоны, олени и каменные бараны. Другие изображения животных встречаются  реже и часто представляют потенциальную  опасность для человека (например, медведи, носороги и крупные животные из семейства кошачьих).

Виды нарисованных животных не соответствуют тем, на которых  люди палеолита охотились, и которых  они использовали в разнообразных  целях (ради мяса, шкур, костей и т. д.). Только гравированный северный олень  (хотя такая интерпретация рисунка до сих пор вызывает сомнения), был определен как животное, чьи кости есть в пещере (более 88 % из найденных).

Изображения очень реалистичны, особенно это касается телосложения и поз животных, однако художники  Ласко не стремились к исчерпывающему и натуралистическому отображению  действительности: на рисунках нет  ни флоры, ни ландшафтов в отличие  от многих других палеолитических наскальных изображениях.

Тщательное изучение росписей Ласко открыло одну из особенностей работы древних мастеров: рисунок  на стенах пещеры иногда наслаивался  на предыдущий. Нередко художники  изображали целые стада животных, особенно часто они встречаются  в гравюрах на кости. В таких изображениях фигуры на переднем плане переданы детально, а остальные — схематично.

В эпоху Солютре расширяется  и углубляется образное познание окружающего мира, уточняется представление  о животном мире, который и в  этот период остается главной темой  искусства. Фигура животного рисуется теперь более уверенной линией, контур делается четче, пропорции правильнее; появляется штриховка, открывшая возможность  перехода от плоскостного контурного рисунка к более объемному  изображению. Встречаются попытки  показать животное в различных позах, и к концу эпохи Солютре  в этом отношении достигается  значительный успех (пещеры Франции  — Нио, Фон-де-Гом; Испании — дела Пенья, Пасегья, Кастильо.

 

5. ЭПОХА МАДЛЕН

Наивысший расцвет искусства  палеолита падает на эпоху Мадлен (25—8 тысячелетия до н.э.).

Мадленская культура (культура Мадлен) — культура позднего палеолита; была распространена на территории Франции, Испании, Швейцарии, Бельгии, Германии. Возраст — 15—8 тыс. лет. Преобладают  разнообразные кремневые резцы, проколки, скребки. Высоко развита обработка  кости. Характерны резные изображения  на роге и кости, скульптура из рога, кости и бивня мамонта, гравированные и др. изображения на стенах и потолках пещер. Произошел переход к микролитам, то есть мелким орудиям труда из камня. Мадленские охотники жили преимущественно в пещерах, а также в жилищах из костей и шкур. Мадленская культура в широком смысле охватывает заключительный этап развития позднепалеолитической культуры всей европейской приледниковой области от Франции до Приуралья. Мадленское население оставило нам великолепное пещерное искусство и предметы из кости.

Информация о работе Этапы развития изобразительного искусства палеолита