Этапы развития изобразительного искусства палеолита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:46, контрольная работа

Описание

Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода, хотя в этом не было практической необходимости. Зачем они так поступали? Почему у людей возникла потребность в изображении предметов, окружавших их?
Многие исследователи полагают, что древние художники изображали животных перед началом охоты, считая, что рисунок принесет им удачу: чтобы олень или бизон стал добычей, необходимо поразить его копьем на рисунке. Но это всего лишь предположение, возможно, первобытная живопись и скульптура имели более глубинный смысл, до сих пор неизвестный нам. Но, и не стоит забывать об эстетической роли древнего искусства: расписывая стены пещеры или вырезая изображение на кости, человек получал возможность выразить себя в творчестве и заставить окружающих восхищаться своей работой.

Содержание

ВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….……….… 3
1. ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА………………………………...…………… 4
2. ЭПОХА МУСТЬЕ……………………………………...…………….…….. 5
3. ЭПОХА ОРИНЬЯК…..………………...….…………………...….……..… 6
4.ЭПОХА СОЛЮТРЕ ……………………………………….…………..….. 7
5. ЭПОХА МАДЛЕН…………….……………………...………….....……… 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..…………………………………………...… …… 17
ЛИТЕРАТУРА……………………………… ……………………………….. 16

Работа состоит из  1 файл

Этапы живописи палеолита.docx

— 46.22 Кб (Скачать документ)

Животное остается главной  темой искусства, но изображается оно  теперь в движении. Лучшие рисунки  этого времени показывают животных пасущимися, лежащими, бегущими, дерущимися.

В более ранние эпохи краска служила лишь для обведения контура; если в конце эпохи Солютре  закрашиваются лишь отдельные части  фигуры, то в эпоху Мадлен все  изображение покрывается краской  и постепенно от одноцветной росписи  переходят к двум-трем цветам различной  силы тона и интенсивности.

Шедевры мадленской живописи из Альтамирской пещеры (Испания) и  пещеры Фон-де-Гом (Франция) передают животное почти в натуральную величину с поразительной жизненной убедительностью.

Альтамира — пещера в  Испании с полихромной каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится  около Сантильяна дель Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера. Пещера с живописью — объект всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985.

Пещера длиной 270 м состоит  из серии двойных коридоров и  зал. Главная зала составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Некоторое  время в пещере никто не жил  кроме животных. Рисунки представляют изображения бизонов, лошадей, кабанов, отпечатки ладоней и др. Они  выполнены углем, охрой, гематитом  и другими естественными красками. Рисунки расположены на потолке  и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта, возможно это было связано с их религиозным взглядом на мир. Похожие изображения имеются в пещерах Скандинавии и Северной Италии.

Почти все изображения  животных эпохи Мадлен изолированы, не связаны между собой композиционно. Лишь к концу периода художники  начинают группировать фигуры животных.

К лучшим памятникам такого характера относится изображение  группы оленей на стене пещеры Лимейль (Франция), рисунок на кости стада  оленей из грота Мэри около Тейжа (Франция) и табун лошадей из грота  Шаффо (Франция).

В начале позднего палеолита  родились все виды изобразительной  деятельности, росписи на стенах и  потолках пещер, рельеф и круглая  скульптура, гравированный рисунок  на камне, кости, роге. Рисунок исполнялся кремневым резцом, иногда просто пальцем  на наносном слое глины на стенах пещер. Роспись наносилась какими-то примитивными кистями или прямо рукой; в  некоторых случаях росписям предшествовал  гравированный рисунок. Первобытный  художник писал охрой — желтой, красной и коричневой, сажей и  мергелем. Минеральные краски растирались  на животном жиру. Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня, рога и кости и была всегда небольших  размеров. Рельеф вырезался или на отдельных камнях или на стенах пещер, где использовались естественные выступы  поверхности стены. Почти все  сюжеты посвящены животным. Обычно это изображения лошади, оленя, быка, бизона, носорога, льва, медведя.

Ученые, рассматривая расположение наскальных рисунков, отмечают, что  они чаще всего находятся на высоте 1,5—2 метра в доступных местах. Реже можно встретить рисунки в труднодоступных местах, где художник, наверняка, наносил рисунки не без посторонней помощи или при помощи специальных конструкций — примитивной лесенки: или приваленного к стене камня. Изображения встречаются как на стенах пещер, так и на потолках. Некоторые потолочные рисунки из-за низкого, нависающего над гротом или пещерным туннелем потолка, можно рассматривать только фрагментарно.

Манера исполнения рисунков и гравюр также различна. Первобытные  художники не соблюдали взаимных пропорций отдельно изображаемых животных. Так, например, в пещере Ляско огромный тур изображен рядом с крошечной  лошадью, в Кап Бланк — огромная лошадь рядом с ничтожных размеров бизоном. Часто на гравюрах произвольно  накладывается одно изображение  на другое.

В наскальных рисунках не соблюдаются  законы перспективы, то есть отсутствует  соблюдение пропорций между отдельными животными. Палеолитический художник не выстраивал композицию рисунка, он, наверняка, писал сначала одну фигуру, затем другую, третью, поэтому сегодня  мы можем с уверенностью говорить о том, что первобытный художник не пользовался пространственным видением мира. Еги перспективное видение (вернее, полное отсутствие такового) проявляется  в изображении каждого объекта.

На гравюре горного  козла из Эббу полностью отсутствует  перспектива в передаче рогов: оба  рога изображены не фронтально, а сбоку, причем один рог противопоставлен другому. Художник пытался передать глубину  пространства, изобразив передние ноги животного скрещенными, желая таким  образом показать, что одна нога впереди, а другая сзади. В некоторых  же рисунках отдельные образы и группы животных настолько точно композиционно  выполнены, что невольно думается о  том, что художник воплотил то, что  задумал. Но даже если в палеолитическом  искусстве и существовала пространственная или плоскостная концепция, она  значительно отличалась от совремепных  представлений.

Необычно в палеолитическом  искусстве и то, что художник рисовал  те или иные части тела животных, передавая тем самым их значимость в своей жизни и жизни племени. Так, в некоторых пещерах археологами  были обнаружены рисунки, на которых не хватает головы. Отсюда видно, что для первобытного человека животное — источник пищи; тушка и голова имеют для него неодинаковую значимость, голова зверя интересна ему лишь как второстепенная деталь.

Обычны для палеолитического искусства и такие рисунки  и гравюры, на которых изображено и то, что художник знал об изображаемом животном. Так, в пещере Пиндаль (Испания) изображен мамонт, у которого красным  цветом отмечена область сердца. Или  в пещере Абри дю Пуассон "художник выгравировал рыбку, внутри которой  изображены ее внутренности.

При более детальном рассмотрении наскальных гравюр и рисунков, невольно обращаешь внимание на то, что художник старался изображать движение, а застывших, неподвижных фигур почти нет. Движение выражено наклоном или поворотом  головы, положением пересеченных конечностей. Так, в пещере Пеш-Мерль найдено  изображение бегущего большерогого оленя. Рисунок выполнен пальцем  на глине, отложившейся на стенах пещеры. Стремительный бег животного  передан вытянутыми ногами. Совершенно отчетливо изображено движение лошади, приготовившейся к прыжку (пещера Абри де Монтастрюк): туловище поднято  на дыбы, голова, шея и круп вытянуты параллельно задним ногам, готовым  к толчку; передние нога согнуты  в коленях и прижаты к груди. Даже из вышеперечисленных примеров видно, что в палеолитическом  искусстве была принята передача движения видимо, похоже простой контурной  гравировки; она пользуется методами, присущими скорее графическому рисунку, чем гравюре или скульптуре. Реже встречаются изображения, выгравированные  пальцем или палкой на глине, чаще всего на полу пещеры. Но большинство  из них не сохранилось до нашего времени, так как они менее  стойкие, чём гравюры на скальной породе.

Одной из самых простых  является гравировка рисунка пальцем  или палкой на глине или на скальной стене, покрытой цветной глиной. Эту  технику принято считать самой  старой. Довольно часто эти рисунки  напоминают каракули ребенка, состоят из хаотичных, бессистемных завитков и линий, в других случаях — изображение четкое, выгравировано умело, явно с использованием острого предмета. В монументальном наскальном искусстве иногда встречается комбинированная техника росписи и гравюры.

Для гравюр художники применяли  различные минеральные красители. Желтую, красную и коричневую краски обычно приготовляли из охры, черную и  темно-бурую — из окиси марганца. Белая краска вырабатывалась из каолина (белой глины), различные оттенки  желто-красного цвета — из лемонита и гематита, черный цвет — из древесного угля. В качестве вяжущего вещества чаще использовалась вода, реже — жир.

В позднепалеолитических  слоях были обнаружены запасы порошковых красителей или комки красителей, которые использовались наподобие  цветных карандашей. Вполне возможно, что красная краска использовалась для раскрашивания тела в некоторых  ритуалах. Были найдены также отдельные  фрагменты посуды из-под красок. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наши предки появились  на земле почти 200 000 лет назад. Постепенно совершенствуясь, человек научился шить одежду, обустраивать свое жилье, изготавливать орудия труда, а позднее  — и специальные инструменты, с помощью которых можно было заняться творчеством: резьбой по камню  и кости, живописью. Но почему же у  людей возникла потребность в  изображении предметов, окружавших их? Ответов на этот вопрос существует множество. Вероятно, одной из причин возникновения первобытного искусства  стала необходимость передачи информации.

Древнейшие изображения  имели также магическую функцию, выполняя роль фетишей и тотемов (знаков племени). Многие исследователи  полагают, что древние художники  изображали животных перед началом  охоты, считая, что рисунок принесет им удачу: чтобы олень или бизон  стал добычей, необходимо поразить его  копьем на рисунке.

Но это всего лишь предположение, возможно, первобытная живопись и  скульптура имели более глубинный  смысл, до сих пор неизвестный  нам. Ну и конечно же, не стоит  забывать об эстетической роли древнего искусства: расписывая стены пещеры или вырезая изображение на кости, человек получал возможность  выразить себя в творчестве и заставить  окружающих восхищаться своей работой.

Возникнув на рубеже между  средним и верхним палеолитом, изобразительная деятельность довольно долго (не менее 30 тысячелетий) была вплетена в синкретический, нерасчленимый  комплекс зачаточных форм ритуально-мифологической духовной культуры. Самостоятельный  характер, как одна из форм осознанного  знакового поведения, как совокупность произведений определенных авторов, искусство  приобрело намного позднее.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов.— 3-е изд. М: Академический Проект, 2002.
  2. Тайлор Э. Б. Первобытная культура: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1989.
  3. Фролов Б.А. Первобытная графика Европы. М., Наука, 1992.
  4. Семёнов В.А Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. Новая история искусства. Азбука-Классика. С-Пб, 2008.
  5. Мириманов В.Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. М., Согласие, 1997.
  6. Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. - М.: Просвещение, 1996.
  7. Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1990.

Информация о работе Этапы развития изобразительного искусства палеолита