Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:01, контрольная работа
Цель этой контрольной работы:
Рассмотреть теорию Эволюционизма Э. Тайлора;
Рассмотреть классификацию цивилизаций Тойнби, стадии их развития, а также показать будущее данных цивилизаций.
Рассмотреть структурно-функциональный подход к культуре.
Введение…………………………………………………………………..3
Эволюционизм. Э. Тайлор…………………………………………....4
Теория локальных цивилизаций……………………………………..9
Структурно-функциональный подход к культуре………………...14
Заключение ………………………………………………………………20
Список литературы……………………………………………………….21
Введение…………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………20
Список литературы……………………………………………………
Введение
В период XVIII века волна географической экспансии, как неоднократно бывало и прежде в истории, привела к обострению интереса людей к сравнению собственных культурных ценностей, стереотипов, образа жизни с теми, что свойственны другим странам. В значительном количестве издаются и охотно читаются описания культур различных народов, возникают сравнительные исследования как жанр научной литературы.
Также встает вопрос о цивилизациях.
К числу таких проблем
Цель этой контрольной работы:
1. Эволюционизм. Э. Тайлор
Английский ученый Тайлор(1832-1917)
первоначально готовился к
Свою эволюционистическую концепцию развития культур Тайлор изложил наиболее полно в книге «Первобытная культура». В этой книге он развивал идею прогрессивного развития культур, противопоставляя ее « Теории вырождения» графа Ж. де Местра. Суть этой теории можно свести к двум положениям. Во- первых, история культуры начинается с появления на Земле полуцивилизованной расы людей; во-вторых, с этой стадии культура пошла двумя путями: назад, к обществу дикарей, и вперед, к цивилизованным людям. Данная теория стремилась сгладить некоторые противоречия креационистско - богословской концепции.
Согласно религиозным
представлениям, люди были сотворены
уже с определенным (немалым) уровнем
культуры. Сыновья Адама занимались
земледелием и скотоводством, их
ближайшие потомки построили
корабль-ковчег и пытались сложить
из обожженного кирпича
Э. Тайлор не отрицал возможности регрессивных изменений в культурах в результате исторических или природных катаклизмов, но при этом утверждал, что магистральным направлением в истории человечества является эволюционное прогрессивное развитие культур. Считал, что направление этого развития самоочевидно, ибо очень "много известно фактов, которые по своей последовательности могут быть размещены в одном определенном порядке, но никак не в обратном". Был убежден, что все культуры должны пройти примерно те же стадии в общекультурном развитии, что и цивилизованные (европейские страны), от невежественного состояния к просвещенному, когда все большую роль должны играть рационалистическая наука и идеология.
Идеалом для него были точные и естественные науки. В своих исследованиях Тайлор пытался применять естественно- научную систематику. Единицы изучения для него были отдельные элементы культуры. Это или отдельные категории материальной культуры (орудия труда, копья, лук и стрелы, ткани), или явления духовной культуры (мифы, жертвоприношения, ритуалы и т. д.).
Все явления культуры Тайлор уподоблял "видам растений и животных, изучаемых натуралистами". По его мнению, "история человечества есть часть или даже частичка истории природы и человеческие мысли, желания и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и те, которые управляют движением волн, сочетанием химических элементов и ростом растений и животных".
К числу важнейших
В методе Тайлора был существенный недостаток: эволюция явлений или элементов культуры изучалась вне зависимости и связи их друг с другом. Культура есть лишь совокупность, по его определению, орудий труда, оружия, техники, обрядов, верований, ритуалов и т. д. Она не представляет целостного явления. Хотя сам он ощущал недостатки такого способа изучения и понимал, что явление культуры тесно взаимосвязаны между собой. Он писал: "о том молчаливом согласии, или единодушии, которое в такой сильной степени побуждает целые народы соединяться в употреблении общего языка, в исповедании общей религии, в достижении общего уровня искусства и знания". Но эти слова никак не влияли на ход его исследований и обобщений, в том числе изложенных в книге « Первобытная культура». Но тем не менее, приемы естественно - научного изучения явлений культуры, поиска их общих черт впоследствии получили название типологического сравнения и стали составной частью сравнительно-исторического метода. В процессе изучения культур Э. Тайлор применял также "метод пережитков". Под пережитком он понимал "живое свидетельство или памятник прошлого", "те обряды, обычаи, воззрения и прочее, которые, будучи в силу привычки перенесены из одной стадии культуры, свойственной ей, в другую, более позднюю, остаются живым свидетельством или памятником прошлого". Таких «пережитков», сохранившихся от древних времен, Тайлор находил в быту народов Европы современной ему эпохи. Например, пожелание здоровья при чихании - остаток веры в то, что через отверстие в голове могут войти или выйти духи, жертвоприношения при закладке зданий, предубеждения против оживления утопленников и т. д. На основании таких следов более древней культуры можно было реконструировать прежние культуры.
Тайлор в изучении культуры делал явный акцент на анализе ее духовной стороны, религии, магии и связанных с ними обрядов. Он являлся автором анимистической теории религии, вызвавшей впоследствии бурные споры среди исследователей культуры.
В основе религиозных обряд и верований дикарей, по его мнение, лежит «вера в духовные существа», обозначенная им термином «анимизм». Причину появления анимизма он видел в необходимости для первобытных людей ответить на две группы вопросов. "Они старались понять, во-первых, что составляет разницу между живущим и мертвым телом, что составляет причину бодрствования, сна, экстаза, болезни и смерти. И, во-вторых, что такое человеческие образы, появляющиеся в снах и видениях".
В результате размышлений над этими проблемами появляется понятие о личной душе или духе, содержание в примитивных обществах может быть определено следующим образом. "Душа есть тонкий невещественный человеческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет. Она независимо и нераздельно владеет личным сознанием и волей своего телесного обладателя в прошлом и настоящем. Она способна покидать тело и переноситься с места на место. Большей частью неосязаемая и невидимая, она обнаруживает также физическую силу и является людям, спящим и бодрствующим, преимущественно как фантазм, как призрак, отделенный от тела, но сходный с ним. Она способна входить в тела других людей, животных и даже вещей, овладевать ими и влиять на них".
Из первичной идеи души постепенно развились более сложные религиозные представления - о духах природы, растений, о загробном мире, о великих богах природы, о верховном Боге. Э. Тайлор подробнейшим образом рассматривал постепенное развитие религиозных представлений у различных народов мира от разрозненных анимистических верований, фетишизма, культа отдельных животных до сложившихся политеистических религиозных систем и современных мировых религий. Анимизм, таким образом, есть "минимум религии", первая религия, появившаяся вместе с выделением человека из царства животных и появлением культуры. Он представляет собой, согласно Тайлору, основу, первоисточник архаических и современных религий.
В своей книге «Первобытная
культура» ученый сформировал ряд
проблем, которые впоследствии стали
существенными аспектами в
Положение Тайлора об особом складе ума у дикарей предвосхитило бурные дискуссии о "первобытном мышлении", возникшие в науке о культурах в середине XX в. "У низших рас, - отмечал Э. Тайлор, - на всем земном шаре, воздействие внешних явлений на внутренний мир человека ведет не только к констатации фактов, но и к созданию мифов; и это повторяется с таким постоянством, что может быть признано психическим законом"
Серьезное развитие в XX в. получил
анализ совокупности разнообразных
сведений о мистических, экстатических
состояниях и способах их достижения
в культурах. К сожалению, Э. Тайлор,
описав в систематической форме
различные виды подобных культурных
явлений, не попытался вникнуть в
назначение таких феноменов в
этнокультурных общностях. Он лишь квалифицировал
подобные ритуалы как патологические,
"происходящие в ущерб нормальным отправлениям
тела и духа", как болезненное проявление
религиозных обрядов и традиций, вредных
пережитков, не вписывающихся в просветительски-
Эволюционистская концепция культуры Э. Тайлора оказала значительное влияние на изучение культур последней трети XIX в. Выход книги "Первобытная культура" стал событием в мире науки, в первую очередь это касается исследований становления духовной культуры от первичных религиозных верований к мировым религиям.
2. Теория локальных цивилизаций.
Само понятие «цивилизация» было введено в европейской науке в эпоху Просвещения (XVIIIв.)для обозначение особого качества развития человеческого общества. Первые же представления о цивилизации возникают еще в античном мире- в Древней Греции, Древнем Риме. Тогда весь мир делился на «свой» и «чужой». Все, что лежало за пределами «своей» территории, оценивалось весьма негативно. Люди жившие там, назывались «варварами», «бормотавшие непонятное», не знавшими «нормальной», по мнению римлян, человеческой речи. Для античного грека и римлянина варварство было низшим этапом в развитии общества. Считалось, что варвары не знали государства, жили в лесах, не имели законов.
Понятие «цивилизации» не знали ни Античность, ни Средневековье, хотя его исходный корень- латинского происхождения: civis означает городское население, граждане. Собственно понятие «цивилизация» возникает в XVIIIв. В Европе и включает в себя нормы поведения и добродетели, в том числе морального характера, которые присущи гражданину города. В современном обыденном словоупотреблении термин « цивилизованный человек» сохраняет это значение.
Теория локальных цивилизаций
в развитом виде- как теория культурно-
исторических типов- была сформирована
русским философом Н.Я. Данилевским
(1822-1855) в книге «Россия и Европа».
Основной смысл данной книги заключался
в обосновании нелинейной модели
развития истории, в критике истории
цивилизации, традиционно выражавшейся
в схеме «Древний мир- Средние
века- Новое время». Как считал Н.
Данилевский, эта «трехчлена» отражает
не действительное развитие человечества,
а стремление западноевропейских мыслителей
обосновать мировое первенство Европы,
которая оказывается образцом для
всего человечества. Согласно его
мысли, цивилизация есть культурно-
исторический тип общества, который
формируется в рамках особых локальных
социокультурных целостностей. Этот
тип включает в себя совокупность
особых, неповторимых черт религиозного,
социального, бытового, промышленного,
политического, научного, художественного
развития. Особо важную роль в человеческой
истории сыграли 11 основных культурно-
исторических типов: египетской, ассиро-
вавилоно- финикийский, древнесемитский,
китайский, индийский, иранский, еврейский,
греческий, римский,аравийский, германо-
романский (европейский). Эти цивилизации
выделяются в качестве таковы именно
потому, что они обладают особой
духовной природой, специфическими внешними
условиями бытия и осуществили
свой самостоятельный путь развития,
причем многие народы, как считал Н.
Данилевский, так и не смогли создать
цивилизации (культурно- исторические
типы). Они оказались лишь исходным
материалом для цивилизационного становления
других народов или, наоборот, разрушителями
существовавших цивилизаций. Для объяснения
специфики локальной