Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:01, контрольная работа
Цель этой контрольной работы:
Рассмотреть теорию Эволюционизма Э. Тайлора;
Рассмотреть классификацию цивилизаций Тойнби, стадии их развития, а также показать будущее данных цивилизаций.
Рассмотреть структурно-функциональный подход к культуре.
Введение…………………………………………………………………..3
Эволюционизм. Э. Тайлор…………………………………………....4
Теория локальных цивилизаций……………………………………..9
Структурно-функциональный подход к культуре………………...14
Заключение ………………………………………………………………20
Список литературы……………………………………………………….21
Идея и образ цивилизации
как культурно-исторического
В XIX в. Происходит переход от однозначно эволюционно-монистического понимания истории к плюралистическому. Во многом это было связано с огромным количеством этнографического и культурно -фактологического материала, который был получен в «эпоху путешествий». Именно в ходе многочисленных этнографических экспедиций, предпринятых учеными Европы, обнаружилась плюральность, то есть множественность этнокультурных миров, их уникальность. Да и сама европейская культура стала осознавать свою специфику только во взаимодействии, столкновении с другими культурными мирами. «Неосознанность» культуры заключается в том, что она кажется естественной, само собой разумеющейся для человека, родившегося и воспитанного в ней. Только столкнувшись с обычиями, нравами, традициями других народов, можно увидеть уникальность собственной культуры и специфику чужой. Гигантский этнографический и культурно - исторический эмпирический материал, накопленный в «эпоху путешествий», показал, что европейский путь развития не является единственным. То, что сама европейская цивилизация оказалась в ситуации кризиса, явно продемонстрировала утопичность унитарного подхода, когда Европа объявлялась идеалом прогрессивного развития для своего человечества, представляла собой целостность, до которой так называемым «примитивным» народом предстояло расти и расти. Отсюда все более правомерным выглядел локально- исторический подход к цивилизациям как к уникальным социокультурным и этническим образованиям. Большинство специалистов в области истории и культурологи стали определять цивилизацию как социокультурную общность или целостность конкретно- историческое образование, обладающее своей спецификой по отношению к природе, особенностями и самобытностью культуры. Научный цивилизационным подход в этом плане связан с поиском « единой матрицы», единой социокультурной основы для интеграции народа или группы народов.
В XX в. характерны попытки соединения теории локальных цивилизаций и эволюционных теорий. Это выражалось в возникновении концепций циклической динамики развития истории. Так, знаменитый американский социолог и культуролог русского происхождения Питирим Сорокин (1889-1968), закончивший, кстати сказать, ту же самую сибирскую гимназию, где учились В. И. Ленин и А. Ф. Керенский, создал концепцию исторического развития человеческой культуры. С его точки зрения общества объединяются в огромные социокультурные суперсистемы, на основании единых ценностно-смысловых идей и идеалов. Эти суперсистемы или цивилизации определяют экономическую, политическую, обыденную и т.д. жизнь людей, поскольку формируют цели и способы их достижения.
Эти суперсистемы проявляют себя в пяти культурных сферах- религии, этике, языке, искусстве, науке. Цивилизации обладают целостной природой, которая сохраняется в ее материальных следах. Однако цивилизации не взаимозависимы, ибо каждая суперсистема возникает на собственной духовно- ментальной основе. П. Сорокин считал, что западная культура и цивилизация не имеют перспектив в своем развитии. XX век для него- это время сплошных кризисов, причем во всех областях жизни. Это связано с тем, что в основе европейской культуры лежат интересы материального плана, требующие удовлетворения, прежде всего обыденных, телесных, экономических потребностей людей. Духовное начало в этой системе принижено, однако П. Сорокин с оптимизмом смотрел в будущее и считал, что кризисная европейская цивилизация в перспективе сменится другой суперсистемой, основанной на высоких духовных ценностях.
Теорию локальных цивилизаций
продолжил английский философ и
историк Арнольд Тойнби (1889-1975). Цивилизацию
он определял как единую целостную
социальную систему, все элементы которой
взаимосвязаны и
Мировые религии, такие как буддизм, христианство и ислам, являлись духовной основой для создания великих империй. Гибель цивилизаций происходит в результате ослабления связей между творческим меньшинством и большинством населения. Возникает социальная и политическая напряженность, нестабильность, в результате цивилизация не может ответить на новые вызовы окружающей среды и приходит к своему гибельному концу. Именно истощение внутренних возможностей цивилизации, раскол творческого меньшинства и большинства есть главная причина их распада. Цивилизации в сами себе несут смерть и разрушение. Именно поэтому, как считал А. Тойнби, невозможно построить единую схему развития всемирной цивилизации, ибо такой просто- напросто никогда не существовало. Локальные цивилизации тесно связаны между собой внешним образом, и единой линии мировой истории нет. Хотя, как следует отметить, А. Тойнби все- таки говорил о законе «вызова и ответа» как о едином механизме развития человеческой истории.
3. Структурно-функциональный подход к культуре.
Выявленное в истории
гуманитарной мысли многообразие подходов
к исследованию и определению
культуры обусловлено многогранностью
и многоаспектностью самого феномена
культуры. на международном философском
конгрессе в 1980 г. приводилось более
250 различных определений понятия
«культура». В настоящее время
их число доходит уже до полутысячи.
Культура может рассматриваться
с самых различных точек
Обобщая имеющиеся точки
зрения на культуру, мы должны учитывать,
что культура- это совокупность искусственных
порядков и объектов, созданных людьми
в дополнение к природным; это
«возделанная» среда обитания людей
посредствам специфики
Упорядочить все разнообразие этих определений можно с помощью выделения сложившихся подходов к культуре: деятельностного (культура- это специфически человеческий способ деятельности) , аксиологического (культура- это совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми), исторического (культура есть продукт истории общества, она развивается путем передачи приобретенного человеком опыта от поколения к поколению), функционального (культура проявляет себя через функции, которые она выполняет в обществе), антропологического (культура включает в себя все, что создано людьми, и характеризует их жизнь в определенных исторических условиях), идеационального ( культура - это духовная жизнь общества), семиотического (культура - это система знаков), социологического (культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей).
Хотя в каждых из названых
подходов есть рациональное зерно, необходимо
выделить сущность культуры, то, что
объединяет в одно целое все обозначенные
черты. Для этого необходимо осмысление
культуры как единой системы, как
универсального свойства общественной
жизни. В этом плане культура- это
система внебиологически
Культура является сложным
образованием, и поэтому неоднократно
предпринимались попытки
Существует множество
концепций внутренней структуры
культуры, описывающих ее организационно-функциональное
строение. При этом исследователи
исходят из определенного толкования
сущности культуры. так, Э. Маркарян понимает
под культурой все достижения
человечества, все созданное человеком.
Культура в этом плане представляет
как « вторая природа», сотворенная
человеком, образующая собственно человеческий
мир, в отличие от дикой природы.
Такой подход позволяет подразделить
культуру на материальную и духовную.
Материальная культура- это орудие
труда, оружие, одежда, постройки, бытовой
инвентарь, технические средства связи
и т.д.- все, что является вещественным
результатом и средством
Духовная культура-это процесс и результаты духовного производства ( религии, философии, морали, искусства, науки и т.д.). Духовная культура порождает устойчивую матрицу духовной жизни, стереотипы восприятия и мышления, основанные на частично неосознаваемых, а частично рационализированных представлениях о смысле и ценностях данной культуры. духовная культура объективируется, закрепляется в механизмах социальной памяти.
Приведенная морфология позволяет убедиться, что любое культурное явление есть опредмеченный результат идеального, духовного содержания человеческой деятельности, а сама культура предстает как целостное образование.
А. Я. Флиер, опираясь на эволюционистический
подход к исследованию культуры, выделяет
в ней две структурные группы
: обыденную и
Основаниями для структурирования культуры могут служить также сфере общественной деятельности (и тогда получим экономическую, политическую, культуру семейных отношений, физическую, правовую, художественную, религиозную, научную, моральную культуру); причастность к культуротворчеству (элитарная и массовая культура); особенности стилей жизни и мировосприятия конкретных носителей культуры (различные субкультуры) и т.д.
Можно было бы приводить
множество вариантов понимания
морфологии культуры, однако при этом
возрастает опасность рассечения ее
живой целостности и
А суть, повторим, состоит
в том, что культура-это наилучшие
образцы деятельности, поэтому в
любой сфере жизни она
Функции культуры- это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к человеческому сообществу. Все эти функции социальны, т.е. обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей, определяют почти все формы индивидуальной активности человека в силу его связи с социальным окружением.
Выделим наиболее общие функции культуры: