Интересным описательным
моментом китча является категория
отрешенности от реального мира
(21% ) - обращение к "далеким мирам"
(местам или историческим эпохам), несовременность
или даже немодность. Здесь обнаружено
всего три слова: история (в значении истории
человечества), ретро и сувенир. Все они
весьма показательны и "инобытийность"
китча объединяет все три слова данной
категории. Подвластный распространенному
среди своих потребителей желанию отрешиться
от ежедневных насущных проблем, китч
уводит зрителя-читателя-слушателя в "мир
иной" - другую историческую эпоху, географическое
место (отдаленное и малоизвестное, экзотическое)
или в другую социальную прослойку. Наиболее
привлекательными и, как это убедительно
объяснил Э. Моран [11], закономерными для
потребителей "китча развлечения"
являются судьбы актеров, художников,
модельеров и писателей - современных
"олимпийцев", поп-звезд и массовых
идолов. Их жизнь не в пример артистичнее
жизни обывателя - она протекает на виду
у публики и в то же время неизвестна и
волнующа. Популярность "новых олимпийцев"
во многом связана с обострением коммуникативных
задач экранной культуры и необходимостью
возмещать непосредственный контакт со
зрителем, поскольку влияние таких традиционно
коммуникативных видов искусства, как
театр или народное представление, в индустриальную
и постиндустриальную эпоху ничтожно
мало по сравнению с экранными видами
развлечений [12, с. 48; 13]. Боги должны быть
рядом, поэтому название, данное поп-звездам
Мораном, - "олимпийцы" - как нельзя
больше подходит для описания сущности
новых культов, сначала возводящих участников
представления (будь то кинофильм, телепередача
или любая другая публичная деятельность)
в ранг отчужденного от зрителя мифологического
персонажа, а затем низводя его интимную
жизнь до уровня всеобщего обсуждения.
В этой же категории
присутствует понятие "ретро".
То, что когда-то было наиболее модным,
быстро становится немодным и устаревшим,
а по прошествии определенного времени
умиляет своей прошлой актуальностью.
«Лишь въевшаяся пыль, износ, патина смягчают
близость фамильных реликвий к китчу и
делают безвкусицу "хорошего вкуса"
сносной» [14]. В современном мире мода на
все виды продукции сменяется каждый сезон,
поэтому понятие "ретро" возникает
не только при смене поколений, но и в пределах
нескольких лет. Происходит это отчасти
по искусственно "сфабрикованным"
сценариям, и потому анализ реальной основы
динамики актуального и неактуального
(а затем снова актуального) затруднен.
Однако очевидно, что китч существует
отчасти благодаря этой ностальгической
нотке, вызывая эмоции и "сантименты"
по прошлому.
Понятие "сувенир"7
близко понятию "ретро", но
часто напоминает не о времени,
а о месте. Наиболее распространенный
сувенир - туристический. Благодаря
невключенности туриста в культуру посещаемой
страны, ему непонятны отрицательные черты
сувенирной продукции (как, например, тиражированность
и зачастую некачественность), но очевидна
"инобытийность" относительно его
собственной страны и культуры.
Метаисторичность8 китча (5% )
- категория, в которой присутствует значение
уникальности или вечности. Несмотря на
относительно недавнее рождение термина,
вопрос о "метаисторичности" китча
остается открытым, поскольку помимо промышленного
тиражирования, возникшего лишь в индустриальную
эпоху, он обладает некоторыми принципиально
универсальными характеристиками, актуальными
в любой культуре (компенсаторные функции,
выражающиеся в сентиментальности и сюжетности;
символическое обобщение социально значимой
информации; имитативность; коммерческий
контекст и т.д.). В индустриальную эпоху
компенсаторная функция все более актуализируется,
человек все больше отчуждается от собственной
природы и китч приобретает новый масштаб
и значимость, занимая все больший удельный
вес в культуре.
Отдельно необходимо
остановиться на последней категории
- постмодернистской трактовке китча
(21% ). Лексика говорит об иронии и пародийности
в формах и о том, что называют слиянием
элитарной и массовой культур в кратком,
но исчерпывающем понятии "постмодерн".
Последний использует продукты массовой
культуры и сами каноны по их производству
для построения новых форм, цитируя или
имитируя китч. В то время как китч сам
по себе - "девственный мир, не тронутый
рефлексией" [15], постмодернизм отличается
присутствием рефлексии (как правило,
ироничной).
Рассмотрим подробнее
отношения постмодернизма, китча
и высокой культуры, характерные
для современной российской культуры.
План содержания постмодернизма
настолько многослоен, что даже не
все представители элитарной культуры,
ослепленные ненавистью к "масскульту",
способны "расшифровать" его и его
методы9. Примитив, наив, бульвар, лубок,
низкий или средний жанр в противовес
высокой культуре (и то, и другое - без кавычек),
беллетристика и комикс - так "обзывают"
постмодернистский китч, не подозревая,
что это лишь первый и наиболее очевидный
план постмодернистских произведений,
и, причисляя, таким образом, себя к лагерю
тех, кто не разглядел других уровней,
т.е. к масскультовским потребителям. Характерный
для русской культуры конфликт массового
и элитарного, давно изжитый в западной
культуре, "вошел в свою финальную и
наиболее острую стадию. Коммерциализация
искусства, произошедшая за последнее
десятилетие, натиск низкой, бульварной
культуры, поддерживаемой мощным потребительским
спросом, понудил культуру элитарную отойти
на последние рубежи обороны. Но возможность
компромисса между высоким и низким искусствами
элитарной культурой по-прежнему отрицается..."
[17]. Есть и обратные примеры поиска второго
смысла или иронии там, где их и вовсе нет.
"Интеллигенция сначала решила презрительно
не замечать Веронику Кастро, а потом,
передумав, принялась анализировать ее,
словно Бергмана" [18]. Остается добавить,
что последователи постмодернистской
традиции (к которым нам по объективным
причинам трудно причислить русскую интеллигенцию)
могут одинаково продуктивно анализировать
высшие образцы кинематографа и мексиканские
сериалы, поскольку для них не существует
проблемы большей или меньшей значимости
этих текстов в культуре. Более того, степень
распространенности явлений массовой
культуры и является зачастую критерием
их значимости (в рамках традиционалистской
парадигмы).
Поскольку мы склоняемся
к "трехмерной" модели10 современной
культуры (в которой массовая культура
распространена всюду, а элитарная является,
скорее, субкультурой), то и культурных
"потребителей" нельзя делить на
массовых и элитарных: среди сторонников
высокой культуры большинство являются
также потребителями китча - в форме телевидения,
массовой литературы или домашнего дизайна.
Существует еще несколько
определений, выявленных в ходе
контент-анализа, выходящих за
рамки проанализированных нами
категорий, но являющихся значимыми
для данного исследования. Мы
разбили их на несколько групп.
1. Обозначение актуального
культурного поля, в котором находится
китч: читатель, зритель, критика, публика,
литература, живопись, искусство, картина,
музыка, фильм, роман, комикс, телесериал
и т.д.
2. Имена собственные: Глазунов,
Шилов, Церетели. Представление об
их деятельности уже стало
штампом в российских масс-медиа,
и эти имена часто служат символом российского
китча.
3. Частица "не". Она
выделена особо, так как встречается
гораздо чаще, чем в аналогичных
публицистических текстах (76 раз
в анализируемом тексте и от
21 до 64 раз в контрольных текстах).
Факт популярности частицы явно
указывает на общий негативный
пафос текста.
Что же такое китч?
После подробных комментариев
результатов контент-анализа попытаемся
сконструировать (на их же основе) собственное
определение китча как явления, чрезвычайно
актуального в современной культуре. "Классический"
китч (в западноевропейском и американском
понимании как производное популярной
культуры) есть результат коммуникации
аутентичного художественного произведения,
свежего, высоко оцененного "элитарной"
культурой, и потребителя - представителя
"массовой" культуры. Эта коммуникация
происходит в условиях развитого художественного
рынка через посредника: производителя
китча или СМИ как тиражирующую инстанцию.
До возникновения современного варианта
СМИ роль последних мог выполнять, например,
художник-копировальщик или ремесленник,
производитель "товаров народного потребления".
Вышесказанное касается
предметной области китча, но
существует также литературный,
музыкальный, телевизионный, кинематографический11
и другой китч. Воспользовавшись
издревле существующей системой
разделения искусств по принципу
временной или пространственной
локализации на "мусические" и
"пластические" [12, с. 46], выделим две
подгруппы китча: назовем их "китч развлечения"
и "дизайн-китч". Первая занимает
развлекательно-компенсаторную нишу,
что отчасти совпадает с функциями искусства
в сфере "высокой" культуры. Это касается
краткосрочных произведений, требующих
от потребителя внимания и "проживания",
сюжетной заинтересованности и досуга.
Вторая связана, как это следует из названия
подгруппы, со статическими произведениями
- картинами, скульптурами, сувенирами,
украшениями, предметами одежды и дизайна
и т.д. И тому, и другому виду китча присущи
одни и те же признаки, разница может быть
лишь в их акцентуации: например, китчу
развлечения в большей степени присуща
сюжетность, а для дизайн-китча характерно
долговременное бытование в определенной
среде и связанная с этим знаковость.
Рассмотрим подробнее
семантический аспект китча. Основное
его отличие от искусства -
в том, что китч, не
"Flowers" © Юрий Бондер
являясь эстетически ценным
в элитарном
понимании, заменяет красоту
на ее знак. Попадая в определенный контекст
- в дом, если это предмет дизайна, в ансамбль
одежды, если это украшение, и т.д., - китч
становится обозначающим красоту. Благодаря
своей нарочитости12 и яркому плану выражения
он легко выполняет функцию знака, если
существует необходимость доказательства
социальной, интеллектуальной, эстетической
или даже гендерной полноценности.
Примечательно, что
китч вообще, как правило, существует
в контексте: без него репродукцию
известной картины можно рассматривать
как, например, достижение современной
копировальной техники или как
вариант дидактического материала
для школьников и студентов.
Макияж в такой ситуации распадается на
бессмысленные краски, а бумажная икона
служит реальным сакральным предметом
для истинно верующих, но не способных
приобрести ценную вещь людей.
Сочетание яркого плана
выражения и низкой рыночной
стоимости делает китч популярным
и массовым. Но в некоторых
пограничных социальных ситуациях,
наоборот, предпочитается завышенная
стоимость произведения и "эксклюзивность",
что делает покупку признаком
финансового процветания. Например,
в ситуации нуворишей, по воспитанию
и образованию не имеющих доступа
к высокой культуре, но обладающих
большими средствами и вынужденных
самоутверждаться иными способами. Собственно
говоря, роскошь как социальный знак существует
столько, сколько существует культура
- "любой акт показного, бьющего на эффект
потребления есть демонстрация силы. Любое
транжирство немыслимо без публики, на
которую нужно произвести впечатление"
[14]. Но если в традиционных культурах этому
придавалось ритуальное значение (индейский
ритуал потлач), то в современной ситуации
социальных изменений к нему добавляется
реальная потребность в обозначении личных
и социальных границ.
Еще один пример
рождения китча в пограничной
зоне - стык субкультур, городской
и деревенской. Тогда на традиции
и привычки одной группы наслаиваются
внешние атрибуты другой и
возникает несоответствие плана
выражения и плана содержания,
а как результат - "полукровка"-китч,
созданный в согласии с эстетическими
представлениями одних, но формами других,
чуждый, по сути, и тем, и другим. Отсюда
- все эти модные одно время шестимесячные
"химии", источником которых служила
западная мода на прически a la afro, яркая
и неуместная для городского жителя сельская
косметика и т.д. Последний пример хорошо
подходит для описания семантической
функции китча: неумело, с точки зрения
профессионального визажиста, накрашенная
посетительница сельского клуба (который
среди элитарных критиков стал излюбленной
метафорой провинциального китча) обозначает
таким способом женскую красоту, как бы
говоря присутствующим: сейчас я красавица,
поскольку проживаю досуг. Понятно, что
в трудовой ситуации подобный антураж
не только неуместен, но и опасен. Иллюстрацией
может служить сцена из фильма "Здравствуй
и прощай", в которой героиня приходит
в городской магазин и требует помаду,
"которой губы красят". Накрасив губы
купленной помадой среди бела дня, она
попадает в щекотливое положение и вынуждена
судорожно стирать следы преступления.
Похожий сюжет можно найти в более раннем
фильме "Простая история", где героиня
Н.Мордюковой пытается скрыть нанесенный
не вовремя макияж.
Примеры можно продолжать:
в современной провинции мы
часто встречаем интересные варианты
словоупотребления. Так, например,
"зала" (в женском роде, что
указывает на его французское
происхождение времен светских
салонов) означает гостиную комнату,
а слово "кушать", употребляемое
также в галантном обществе XIX
века, используется в обыденной
речи вместо слова "есть".
Пример из другой области -употребление
словосочетания "от кутюр", которое
от прямого перевода с французского haut
couture (высокая мода) перешло к обозначению
вещи "от кутюра", т.е. "от моды"
("от модельера" и т.д.).
Собственно говоря, салонная
культура XIX века действительно тиражировалась
в современных ей, но отдаленных
от столичной светской жизни
кругах, и проиллюстрировать это
можно не только научными исследованиями13,
но и обильными примерами из
классической русской литературы
- образами Н. Гоголя, А. Чехова
и других писателей. Все попытки
воссоздать моду и манеры светского
общения в поместных кругах, как
правило, превращались в повод
для иронии и пародии представителей
"высокого".
Авангард, официоз и популярная
культура
Наиболее важная для
понимания отечественных особенностей
китча категория, найденная только
в русскоязычных источниках (43%),
- "государственный" китч: "безыдейный",
"советский", "идеология", "официоз",
"соцреализм". Возникновеиие этих
слов в лексиконе русскоязычных авторов
неслучайно. На фоне процветания классического
китча, понимаемого как массовое искусство
и индустрия развлечений, чрезвычайно
насыщенное сюжетом и вызывающее сочувствие
и сопереживание, в советском и постсоветском
культурном пространстве в связи с расколом
советской культуры на официальную и андеграундную,
раскололось и понятие: эпигоны официоза
воспринимали его как безыдейное и буржуазное
(в "худшем" значении этого слова)
искусство, а подпольная богема, андеграундная
субкультура - как признак официоза, воплощения
идеологизированности и заштампованности.
Разумеется, художники-нонконформисты
видели китч и в "классическом" его
западном культмассовом варианте. Средством
борьбы и с тем, и с другим служила ирония,
породившая соцарт и иже с ним. "Конфликт
богемы с советской властью был вызван
чисто эстетическими причинами. Как всегда,
естественный консерватизм общественного
вкуса приводит к образованию анархического
авангарда - богемы", -писали П. Вайль
и А. Генис [20].
Принимая во внимание,
что тоталитарное искусство -
часть тоталитарной культуры, а
китч - часть массовой, сравним их
роли в этих культурах по
нескольким пунктам.